Индекс рабства в мегаполисе. Почему в современном мире продолжают торговать людьми?
30 июня - Всемирный день борьбы с торговлей людьми, явлением не из глубокой истории и не из кино, а из нашей сегодняшней жизни. У этого страшного, дремучего и никак не сообразующегося с современностью преступления даже есть вполне обыденное и безобидное на первый взгляд международное название - траффикинг (не путать с трафиком). Согласно международному рейтингу Global Slavery Index (Глобальный индекс рабства), десять стран мира являются поставщиками 60% рабов во всем мире. В списке - Индия, Китай, Россия, Нигерия, Филиппины, Конго... В РФ в современном рабстве, по данным этого же рейтинга, находятся 794 тыс. человек - она вошла в десятку стран с наибольшим количеством рабов. В рейтинге распространенности рабства с учетом соотношения рабов и свободных граждан Россия заняла 64-е место из 167.
Иллюстрация pixabay.com
Матери, хедхантеры, калеки
Сообщения о задержаниях женщин, пытающихся продать или отдать, как щенка, «в хорошие руки» новорожденного ребенка, увы, не редкость для нашего города, как и для других регионов. Чаще фигурантками таких историй оказываются азиатки, приехавшие на заработки в северную столицу.
10 июня этого года полицией был задержан 30-летний администратор московского агентства по трудоустройству за границей. Его обвиняют в том, что, будучи членом международной преступной группировки, он организовал торговлю людьми для их принудительного труда в странах ЕС. Среди пострадавших от его деятельности есть и выходцы с Северо-Запада.
Двумя месяцами ранее одноногая нищенка, собиравшая подаяние на петербургском проспекте, попросила помощи у одного из водителей. Она рассказала, что полгода назад попала в неволю к цыганской семье, была увезена из родной Сызрани в Тверь, а потом и в Петербург, что хозяева заставляют ее попрошайничать, отбирая все «заработанное» на улице и избивая, когда, по их мнению, она собирает недостаточно, и что подобных «рабов» у семьи, специализирующейся на нищенстве, наркотиках и кражах, много. Услышав эту дикую историю, парень посадил женщину в свою машину и поспешил увезти подальше - при этом присматривавшие за нищенкой цыганские «инкассаторы» попытались догнать машину. Женщину удалось спасти, но вот сообщений о задержании преступников, к сожалению, так и не последовало...
Несчитано, немерено
По данным активистов движения «Альтернатива», занимающегося освобождением людей, объем современного невольничьего рынка России - около 120 тыс. человек. Примерно 40% «рабов» эксплуатирует нищенская мафия, столько же приходится на тяжелый неквалифицированный и нелимитированный труд на нелегальных предприятиях, остальное - на секс-индустрию. В СМИ озвучена и приблизительная стоимость невольника в зависимости от его будущей ценности для хозяина, исчисляемая десятками, реже - сотнями тысяч рублей, еще реже - тысячами долларов...
По информации ООН, ежегодно жертвами торговли людьми на Земле, осуществляемой через внешние границы, становятся 600 - 800 тыс. человек.
ЮНИСЕФ сообщает, что каждый год 1,2 млн детей попадают в руки «торговцев».
В управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) полагают, что за 1991 - 2015 годы из России за рубеж было продано около 500 тыс. женщин.
Эти цифры по своему масштабу мало сообразуются с официальной статистикой российских правоохранителей, которые за этот же период зарегистрировали всего 64,9 тыс. преступлений, связанных со статьей 127 Уголовного кодекса (торговля людьми и использование рабского труда), из них 14,1 тыс. - связанных с сексуальной эксплуатацией пострадавших, 38,5 тыс. - с трудовой и 12,3 тыс. - с криминальной.
По всей стране. За четверть века.
Совершенно очевидно, что все вышеперечисленные данные несколько умозрительны и что реальной статистики, демонстрирующей настоящие масштабы этого бедствия, ни у кого попросту нет. То есть торговля людьми - один из самых латентных, невидимых миру видов преступлений.
Статью 127, появившуюся в УК РФ в 2003 году, эксперты называют скорее декоративной: доказать даже очевидный факт продажи живого товара крайне сложно.
В итоге преступники чувствуют себя неуязвимыми. Известны случаи, когда «хозяева», лишившиеся своих «рабов», которым помогли освободиться и вернуться на родину общественники, подавали в суд на волонтеров и приюты, обвиняя их в похищении человека. Такая вот перевернутая логика...
В группе риска - самые слабые
Юрист Санкт-Петербургского центра международного сотрудничества Красного Креста Диана Мубаракшина, выступая перед региональными журналистами на семинаре, посвященном повышению общественной осведомленности по вопросам миграции и предотвращения торговли людьми, перечисляет категории тех, кто чаще всего попадает в жернова этого страшного явления.
- Повышенному риску стать жертвой торговли людьми, как правило, подвергаются экономически или социально уязвимые группы - и прежде всего мигранты с неурегулированным статусом, - говорит Диана. - Они могут быть особенно уязвимы из-за незнания или плохого знания местного языка, законов, из-за чего быстро переходят из легального положения в недокументированное. Впрочем, жертвами торговли людьми зачастую становятся и российские граждане...
В группе риска - женщины (особенно молодые, с невысоким уровнем образования, не имеющие стабильного источника доходов, многодетные, одинокие матери, испытывающие насилие или неблагополучие в семье, вовлеченные в занятие проституцией) и дети, молодежь - также из неблагополучных семей, без родителей, из детских домов, беспризорные и безнадзорные. Среди взрослых уязвимы освободившиеся из мест лишения свободы и бомжи, инвалиды и старики. Ключевыми факторами риска для них являются отсутствие денег, длительная безработица и дискриминация, говорят специалисты.
Почему рабы немы?
Попасть в сети траффикинга можно, всего лишь согласившись на «высокооплачиваемые» сезонные работы за границей или найдя работу либо учебу за рубежом через недобросовестные фирмы. Вербовка чаще строится на полном или частичном обмане, и человек, соглашающийся на работу, ничего не знает об истинных намерениях вербовщика. Далее события развиваются по накатанной: за ложными обещаниями следуют шантаж, изъятие документов, удержание зарплаты, чрезмерные часы работы, ограничение сна, еды, питья, тепла, свободы передвижения и возможностей обращения за помощью... Все эти «инструменты» позволяют держать «раба» под полным контролем.
Пострадавшие не всегда считают себя пострадавшими, поскольку не знают своих прав. Многие доверяют преступникам как «своим» - больше, чем чужим. Над кем-то довлеет страх мести со стороны преступников, над кем-то - чувство вины и стыда (особенно это касается женщин, вовлеченных в секс-индустрию), кто-то не решается обратиться в полицию, боясь депортации или тюремного заключения. Очень многие «работодатели» держат в узде приобретенных работников, выставляя огромные счета за билеты, документы, жилье, питание, медицинскую помощь, рекламу (опять-таки в сексуальной эксплуатации), а также фабрикуя долги самого разного рода и штрафы.
Осведомленность, и не только
Общественные организации участвуют в борьбе с торговлей людьми, занимаясь профилактикой и оказывая помощь ее жертвам - прежде всего предоставляя им убежище и психологическую помощь.
Центром международного сотрудничества Красного Креста программы по противодействию торговле людьми и оказанию помощи пострадавшим реализуются с 2009 года. Работает бесплатная «горячая линия» по вопросам миграционного законодательства. Проведены десятки тысяч консультаций по телефону (причем около 5% из них относились к сфере противодействия торговле людьми и нарушения трудового законодательства). В 2013 году на базе Санкт-Петербургского центра международного сотрудничества Красного Креста в рамках совместного проекта с Бюро МОМ в Москве открылся приют для лиц, пострадавших от торговли людьми, рассчитанный на одновременное пребывание восьми человек. Систематически проводятся кампании по повышению общественной осведомленности, разрабатываются информационные материалы, проводятся семинары для представителей консульств, социальных работников, журналистов...
Но что могут благотворительные организации, ориентированные на проблему СМИ и НКО без столь же системной поддержки со стороны государства и общества?
В России в отличие от других государств - участников СНГ до сих пор не принята национальная программа борьбы с торговлей людьми и не создан федеральный орган, координирующий эту деятельность. Не решены проблемы, связанные с созданием национального фонда по оказанию реальной помощи жертвам торговли людьми. Да и сама правовая основа в этой сфере отношений весьма фрагментарна и нуждается в модернизации, говорят эксперты.
Спрос рождает предложение
Благодатная почва для торговли людьми вызревает там, где есть бедность и феминизация бедности, где у людей недостаточно возможностей и нет альтернативы - образования, трудоустройства или легальной миграции, где существует дискриминация на рынке образования и труда, в дисфункциональных семьях, в которых распространено насилие, в коррумпированных регионах и странах, переживающих последствия конфликтов... Обо всем этом на «круглом столе» говорила координатор программ благотворительного фонда «Безопасный дом» психолог Вероника Антимоник.
Но все же главный фактор - это спрос: на дешевый подневольный труд, на секс-услуги, в том числе «специфические». Когда он есть, всегда найдутся негодяи, которые наладят поставки живого товара «потребителю». Этот процесс может притормозить или даже остановить не столько полиция, сколько само общество, когда оно научится относиться к торговле людьми с нулевой терпимостью.
...По мнению общественников, около половины нищих на улицах российских городов - это рабы, другая - объединившиеся в криминальные ячейки мошенники и нанятые ими рядовые кадры, то есть та самая нищенская мафия.
Хорошо бы, если бы это понимали добрые горожане, от чистого сердца раздающие милостыню каждому просящему...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (6466) от 25.06.2019 под заголовком «Индекс рабства в мегаполисе».
Комментарии