«Индекс пикника» и другие новости продовольственного рынка в России
В Госдуме предложили ввести «шашлычное эмбарго». Ненадолго — только до начала лета. Его необходимость объяснили так: «В преддверии майских праздников цены на мясо в России традиционно растут из‑за ажиотажного спроса. В связи с этим мы предлагаем временно ограничить экспорт свинины и мяса птицы, а также ввести беспошлинные квоты на их импорт. Это поможет стабилизировать рынок и удержать цены на доступном уровне». Письмо с таким предложением было направлено в Минсельхоз, а также ведущим игрокам мясной отрасли. Последние энтузиазма парламентариев не поддержали.
ФОТО Z Grills Australia on Unsplash
Свинина/говядина/курятина…
Главное мясо, которое в России идет на шашлыки, — свинина. Она вообще в мясном рационе россиян занимает уже 40 %, активно потеснив курятину. И проблем с ее производством пока что нет. Тем не менее в Национальном союзе свиноводов России подтвердили: потребительские цены на мясо — и не только на свинину — в последнюю декаду апреля будут расти. И рост этот продолжится в мае.
Так всегда бывает после окончания Великого поста и старта сезона пикников. Если с января по март из‑за умеренного, а в отдельных регионах и откровенно низкого спроса цены падали на 5 %, то сейчас спрос возвращается в обычные рамки, а стоимость мяса — к среднегодовым показателям. Кстати, при высоком спросе производители цены не задирают — склады останутся затоваренными, стоимость растет непосредственно в местах розничных продаж из‑за наценок торговых сетей.
Сегодня Россия полностью обеспечивает себя свининой. Причем промышленное свиноводство от сальных и мясо-сальных пород почти полностью перешло к выращиванию животных мясных и беконных пород. Свинина стала менее жирной — в обиходе ее нередко называют даже «постной» — и полезнее для здоровья.
Излишки мяса идут на экспорт: в Белоруссию, Китай, Вьетнам, Сербию и другие страны. Причем половина объема — это субпродукты, которые не делают погоды на внутреннем рынке, но хорошо востребованы за рубежом.
Что касается экспорта других видов мяса — куриного, например, — то огромная его доля приходится на куриные ноги — те самые, которые с коготками. В Китае они считаются деликатесом и используются в различных национальных блюдах. Без китайского рынка большую их часть пришлось бы перерабатывать в корм для животных, который приносит значительно меньше прибыли.
Отдельной строкой — о говядине. Единственном из ходовых видов мяса, по которому Россия все еще зависит от импорта, при этом входя в первую десятку стран мира по производству говядины и телятины (по свинине и курятине наша страна входит в топ-5). Экспорт говядины невелик — чуть больше 40 тысяч тонн в год. Но это исключительно премиальная продукция.
Сейчас на шашлык идет практически любое мясо, зачастую и рыба, приготовленные на углях. Вегетарианцы придумали кучу рецептов шашлыков вообще без мяса. Если же придерживаться строгих кавказских традиций, «на шашлык» должна идти только баранина.
Российский рынок баранины находится в глубокой стагнации. Спрос на это мясо растет, а производить более 215 – 220 тысяч тонн пока не получается. Поэтому баранина растет в цене и уже перегнала говядину: ее стоимость на рынках может доходить до 750 – 850 рублей за килограмм.
Между тем различные «счетоводческие» организации взялись за подсчет «индекса шашлыка». Дескать, интересно же, на сколько этот продукт подорожал за год. К единому мнению прийти не удалось. Так, по расчетам компании «Чек Индекс», траты на шашлык увеличились на 12 % и достигли 3300 рублей! Правда, в эту сумму вписали не только мясо (уже готовый для жарки полуфабрикат за 752 рубля), но и все шашлычные «аксессуары». Начиная с мангала и заканчивая жидкостью для розжига.
В расчетах других «счетоводов» фигурировало исключительно съестное — охлажденное мясо, лук, томаты, кетчуп, уксус, соль. И в окончательном итоге оказалось, что шашлык за год подорожал на 7,5 – 8 %.
…Ну а идею введения «шашлычного эмбарго», похоже, спустили на тормозах. Во всяком случае реакция Минсельхоза широкой огласке не предавалась.

«Золотой» клубень
«На мясе можно хорошо сэкономить, если делать шашлык из картофеля, — подсказывают опытные повара. И поясняют: — К вегетарианскому блюду такой шашлык отношения иметь не будет, потому что кроме картошки в его приготовлении придется использовать небольшие кусочки сала или грудинки, которые обеспечат нужную жирность».
Откровенно говоря, так себе… экономия. Если учесть, что картофель стал самым подорожавшим продуктом за последний год. Оптовые цены на него выросли на 285,5 % (!) — с 11,4 до 42,4 рубля за килограмм. В рознице цена поднялась на 150 % — с 30,4 до 76,1 рубля.
Есть такое понятие, как «средневзвешенная стоимость продукта». В целом по России в текущем месяце она зафиксирована на отметке 76,1 руб./кг. В Петербурге — 84 рубля 54 копейки за килограмм, в Москве — 87 рублей 93 копейки за кило. Самая дорогая в России картошка на Чукотке — 197 рублей 90 копеек. Относительно щадящая стоимость — в Брянске и Мордовии — 58 – 59 рублей за килограмм.
Причин подорожания несколько. Это и прошлогоднее снижение посевных площадей, и недобор урожая из‑за погодных условий. Из чисто экономических факторов: повышенная ключевая ставка Центробанка, которая повлияла на возможность брать кредиты, увеличение цен на энергоресурсы и, как следствие, рост себестоимости продукции.
Картофель — культура рисковая не только и не столько из‑за погоды, сколько из‑за рыночной нестабильности, породившей вот такую схему. Представьте: в некий сельскохозяйственный сезон цена на картофель взлетает. Получив по осени хорошую прибыль, производитель расширяет картофельные угодья. Его коллеги, завидуя, делают то же самое. И вот следующей осенью — рынок перенасыщен, цены падают. И счастливчиков уже не видно…
Те производители, у кого есть своя переработка или устойчивые связи с сетями, как правило, остаются «при своих». А вот более мелкие, фермеры постепенно переключаются на другие виды растениеводства, в том числе на экспортно ориентированные масличные, зерновые, свекловичные культуры. Показателен факт: картофельные плантации в личных подсобных хозяйствах в последнее десятилетие сокращаются. А ведь именно у частного сектора в общероссийской картофельной валовке всегда была самая большая доля — до 70 %.
В нынешнем сезоне Минсельхоз обещает увеличить посевные площади под «второй хлеб» до 286 тысяч гектаров. Получат ли картофелеводы государственную поддержку, благодаря которой и случались рекордные урожаи, пока неизвестно.
Съесть и не поморщиться
Традиционный рецепт маринада для шашлычного мяса — с уксусом. Кроме того, умельцы делают маринады с майонезом, минеральной водой, томатным соком, с соевым соусом. Гурманы же настаивают, что лучше шашлыка, чем в луково-лимонном маринаде, вообще быть не может: мясо становится нежным и сочным, а во вкусе появляется легкая и очень приятная кислинка.
Однако смутила наших гурманов весть о том, что Турция приостанавливает поставки своих цитрусовых в Россию. А на ее долю, между прочим, приходится почти половина всего лимонного экспорта — до 125 тысяч тонн. Но в Турции из‑за непогоды случился неурожай и возникла необходимость обеспечить внутренний спрос и поддержать цены. Отсюда и… «лимонное эмбарго».
У нас же, как это часто бывает, заговорили о грядущем дефиците и предстоящих затратах. Хотя в розничной торговле Петербурга цены на лимоны росли и до «эмбарго», а в первый весенний месяц поднялись аж на целых 12 %. В сезон «метелей и простуд» это неудивительно. В целом же с января по март средняя стоимость лимонов в России, прибавив 16 %, составила 189 рублей за кг.
Помимо Турции значительный объем ввоза цитрусовых приходится на ЮАР, Аргентину, Египет, Марокко и Китай. У поставок выраженная сезонность. Из Турции лимоны везут с сентября по май. С апреля по октябрь на рынке чаще представлена продукция из Южного полушария.
Вопрос, когда Турция снимет свое «лимонное эмбарго», остается открытым. Эксперты надеются, что это произойдет к осени. В противном случае — цитата: «проблемой для российского рынка может стать серьезный рост стоимости».
Лимоны занимают третье место в мировом производстве цитрусовых после мандаринов и апельсинов. Общая лимонная валовка — более 10 миллионов тонн в год. Такое же распределение мест и по потребительским предпочтениям. Первую позицию занимают мандарины — 43 %, затем апельсины — 33 %. Следом — лимоны (14 %), вдогонку грейпфруты (8 %).
На незатейливый вопрос социологов: «Чем вы руководствуетесь при покупке лимона?» — абсолютное большинство респондентов так же незатейливо отвечает: «Это самый полезный фрукт». Тем не менее килограммами лимоны покупают редко. Средняя покупка — две-три штуки.
Читайте также:
Дорого яичко к любому дню. Как развивается рынок куриных яиц в России?
На прикорме. Как развивается рынок детского молочного питания в России?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 76 (7898) от 28.04.2025 под заголовком «Индекс пикника».





Комментарии