Подсолнух под прессом. Как развивается рынок подсолнечного масла в России?
Наши селекционеры вывели новый гибрид подсолнечника. Назвали его «Стеарин». От одного только слова «запахло» свечами. Теми, которые не коптят и используются на праздниках и романтических свиданиях… Казалось бы: где стеариновые свечи и где цветок подсолнечника?

РИСУНОК Михаила ЛАРИЧЕВА
Слезть с «пальмы»
Просветимся: при изготовлении свечей (для того чтобы они были тверже и давали меньше сажи) используют стеариновую кислоту. Она же содержится и в подсолнечнике. Точнее, в его масле. В масле традиционных сортов подсолнуха этой кислоты всего 4 %. В новом же гибриде — 13 %. Высокое содержание стеариновой кислоты делает масло… твердым. Затвердевает оно при температуре плюс пять градусов в течение суток.
Кроме того, новый сорт отличается повышенным содержанием олеиновой кислоты (75 %), которая очень полезна для сердечно-сосудистой системы человека. При этом практически нет линолевой кислоты, которая имеет свойство быстро окисляться и приводит к порче продукта.
Бывали, признаться, в селекционной «подсолнечной» истории России достижения и покруче. Общеизвестный факт: культурный масличный подсолнечник сформировался именно в нашей стране. Неспроста же источники хранят высказывание видного американского ботаника Чарльза Хезера: «Быстро распространившись по всей Европе, наибольшего успеха культура подсолнечника достигла только в России». И у них, за океаном, долгое время возделывали сорта российской селекции — такие как «Русский мамонт», «Русский гигант» и «Русский великан».
Но то сорта, а тут — гибрид, некое производное от настоящих сортов. Отбросим пренебрежительное «некое». Этот гибрид способен стать альтернативой пальмовому маслу.
На «пальму» уже давно подсела чуть ли не вся наша пищевая промышленность. Без пальмового масла не обходится производство маргаринов и так называемых легких масел (спредов), мороженого, майонезов, творожных и недорогих кондитерских изделий. Чипсы, крекеры, многие блюда быстрого приготовления тоже «на пальме».
По большому счету ничего ужасного в этом масле нет. Его широко используют и в странах, считающих себя самыми продвинутыми в пищевой индустрии. Но… «Продвинутые» используют высококачественные сорта «пальмы», нашей же пищевке выгоднее то, что качеством, мягко говоря, попроще. Тем более что никто не обязывает отечественных производителей указывать наличие пальмового масла в составе конечного продукта, можно обходиться общим «масло растительное». А какое именно — поди догадайся…
Но вот уже третий год импорт пальмового масла Россия сокращает. По итогам 2024 года ввоз опустился до минимального за последнее десятилетие значения — 795 тысяч тонн. Масло стало слишком дорогим. Во-первых, страны-производители сократили его производство — ресурсы стали исчерпывать себя (к слову, главным поставщиком «пальмы» в Россию была Индонезия, на долю которой приходилось 70 % поставок). Во-вторых, осложнилась и, как следствие, подорожала логистика: морские суда теперь вынуждены ходить не через Суэцкий канал, а вокруг Африки. Есть еще и в‑третьих, и в‑четвертых, и так далее…
Объем рынка пальмового масла снижается. Альтернатива просто необходима.
Все по‑честному
У альтернативы, у гибрида «Стеарин», множество положительных агротехнических свойств, над которыми потрудились его авторы — ученые Всероссийского НИИ масличных культур имени В. С. Пустовойта. Это и высокий потенциал урожайности (38 центнеров с гектара), и масличность (48 %), и устойчивость к заразихе (или волчку) — самому страшному для подсолнечника растению-паразиту. Причем последнее достигнуто без использования популярных сегодня трансгенных методов — по утверждению ученых, гибрид «Стеарин» создан в рамках классической селекции и трансгенным растением не является.
Сделанное из него подсолнечное масло — твердое или полутвердое — как самостоятельный продукт в покупательской корзине вряд ли окажется. На потребительском рынке оно появится уже в переработанном виде — как ингредиент других продуктов. Для обычных же кулинарных нужд, как всегда, востребованным останется подсолнечное масло традиционной «жидкой консистенции».
За весь прошлый год его производство выросло в стране на 11,7 % — до 8 миллионов тонн. При этом нам, российским едокам, ежегодно вполне хватает максимум 2,3 миллиона тонн.
В прошлом же году для участников рынка растительных масел начался процесс обязательной регистрации в системе маркировки «Честный знак». Ее первый этап предусматривал маркировку продукции (не только подсолнечного, но и других пищевых растительных масел), которая упакована в стеклянную или полимерную потребительскую тару. С февраля нынешнего года обязательная маркировка коснулась растительных масел, расфасованных в иные виды упаковки.
По коду маркировки можно отследить движение товара: кто и когда изготовил или импортировал масло, какой магазин его купил и продал. Маркировка гарантирует, что оптовики не закупят фальсификат, а розничные сети не поставят его на свои полки. Покупателям обеспечена прозрачность рынка. Мы можем проверить происхождение товара, его состав, а также отправлять жалобы на подделки в системе «Честный знак».
И вот интересный факт: за пять месяцев с начала маркировки на рынке зарегистрировались — а по сути, вышли «из подполья» — 172 новых производителя масла. До ее введения на рынке официально работало 305 производителей. Теперь же, легко подсчитать, их стало 477.
Столь немалое количество, наверное, повод для гордости. Как и то, что наше подсолнечное масло давно уже стало экспортным товаром. В прошлом году Россия поставила его на зарубежные рынки в объеме 5,7 миллиона тонн. Это второе место в мировой торговле маслом.
Однако, как утверждают эксперты, сейчас наша «маслобойка» оказалась на пороге кризиса. Выстроив мощную и современную перерабатывающую отрасль, игроки рынка отодвинули на второй план основу основ — сырьевую составляющую. Попросту говоря, заводы для переработки есть, а семечек подсолнуха на всех не хватает. Вот почему так часто в последнее время приходят вести о приостановке работы то одного предприятия, то другого.
Рафинированное/дезодорированное/вымороженное
Цена подсолнечного масла зависит от стоимости сырья, его переработки, транспортировки и хранения. К сожалению, ничего из перечисленного у нас не дешевеет… В конце прошлого года литр растительного масла в торговой рознице Петербурга можно было купить, по данным Петростата, за 161 рубль 65 копеек. За весь 2024‑й масло выросло в цене на целых 12 %. В нынешнем году небольшой рост цен наблюдался в январе и феврале. С марта стоимость подсолнечного масла начала снижаться.
Цифры, указанные на ценнике, безусловно, во многом зависят от того, по какой технологии выработано масло, залитое в бутылку. Ведь каждый технологический этап в переработке исходного сырья добавляет свою условную «копейку». Другими словами, чем больше переработки, тем дороже продукт. И — парадокс! — тем ниже его биологическая ценность.
Самая высокая ценовая планка у подсолнечного масла первого отжима (его еще называют сырым маслом), прошедшего только фильтрацию. Поэтому оно самое полноценное, с ярко выраженным вкусом семечек подсолнуха. В супермаркетах такое масло практически не встречается — не столько из‑за дороговизны, сколько из‑за ограниченного срока хранения.
Чуть меньшая ценность, чем у сырого масла, — у нерафинированного. Его очищают частично — отстаивают, фильтруют, гидратируют и нейтрализуют. При этом ярко выраженный вкус семечек уходит, остается специфический, свойственный подсолнечному маслу вкус и запах, без посторонних привкусов и горечи.
Прозрачный продукт с отсутствием подсолнечного вкуса и запаха, с пониженной биологической ценностью — масло рафинированное. А то, в котором полностью удалены ароматические вещества, — дезодорированное. С потерей специфического запаха оно во многом теряет и свою биологическую ценность.
Если из масла удалены природные воскоподобные вещества (воск придает продукту мутность), то получится вымороженное масло.
Чаще всего на наших прилавках можно увидеть масла с этими тремя показателями: рафинированное/дезодорированное/вымороженное. По биологической ценности — малоценное. Зато подходящее для выпечки и жарки. Оно не пенится и не «стреляет» на сковороде, не имеет резкого запаха и горького привкуса. И еще парочка важных плюсов: продукты, которые на таком масле готовятся, сохраняют свой собственный вкус, а срок хранения самого масла увеличивается в три раза.

Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в марте повысились на 0,9 %. С начала года — на 3,5 %.
Плодоовощная продукция подорожала на 1,0 %, в том числе картофель — на 28,7, свекла столовая — на 19,6, капуста белокочанная — на 16,5, лимоны — на 11,7, помидоры свежие — на 9,4, бананы, лук репчатый — на 7,7 %. При этом огурцы свежие подешевели на 29,0 %, перец сладкий свежий — на 12,4, груши — на 4,6 %.
Дороже стало мороженое — на 4,5 %, сыры, хлеб ржано-пшеничный — на 4,1, колбаса полукопченая — на 4,0, напитки газированные — на 3,6, молоко ультрапастеризованное — на 3,1 %. Снизились цены на рис шлифованный — на 31 %, мясо кур — на 3,0, масло подсолнечное — на 1,9, яйца куриные — 1,7, вино игристое отечественное — 1,5 %.
Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах марта составила 8944 рубля 40 копеек в расчете на месяц, что на 381 рубль 20 копеек больше, чем в феврале.
Из бытовой техники и электроники смартфоны подешевели на 7,6 %, роботы-пылесосы — на 6,2, ноутбуки — на 5,0, холодильники — на 3,5, печи микроволновые — на 2,7 %. Из прочих непродовольственных товаров ювелирные изделия из золота стали дороже на 12,0 %, велосипеды и мотоциклы — на 2,4, печатные издания — на 2,3, сухие корма для животных — на 1,9 %. При этом чулочно-носочные изделия стали дешевле на 2,6 %, школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары — на 2,5 %.
Стоимость проезда в поездах дальнего следования повысилась на 7,5 %, стоимость услуг в сфере зарубежного туризма — на 6,9, проезд в междугороднем автобусе подорожал на 4,8, экскурсионные услуги — на 3,6 %. При этом стоимость проезда в такси стала ниже на 4,8 %, абонентская плата за пакет услуг сотовой связи — на 2,9 %.
Читайте также:
На прикорме. Как развивается рынок детского молочного питания в России?
Еда со статусом. В России пересмотрят список социально значимых продуктов
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 71 (7893) от 21.04.2025 под заголовком «Подсолнух под прессом».
Комментарии