Подсолнух под прессом. Как развивается рынок подсолнечного масла в России?

Наши селекционеры вывели новый гибрид подсолнечника. Назвали его «Стеарин». От одного только слова «запахло» свечами. Теми, которые не коптят и используются на праздниках и романтических свиданиях… Казалось бы: где стеариновые свечи и где цветок подсолнечника?

Подсолнух под прессом. Как развивается рынок подсолнечного масла в России? | РИСУНОК Михаила ЛАРИЧЕВА

РИСУНОК Михаила ЛАРИЧЕВА

Слезть с «пальмы»

Просветимся: при изготовлении свечей (для того чтобы они были тверже и давали меньше сажи) используют стеариновую кислоту. Она же содержится и в подсолнечнике. Точнее, в его масле. В масле традиционных сортов подсолнуха этой кислоты всего 4 %. В новом же гибриде — 13 %. Высокое содержание стеариновой кислоты делает масло… твердым. Затвердевает оно при температуре плюс пять градусов в течение суток.

Кроме того, новый сорт отличается повышенным содержанием олеиновой кислоты (75 %), которая очень полезна для сердечно-сосудистой системы человека. При этом практически нет линолевой кислоты, которая имеет свойство быстро окисляться и приводит к порче продукта.

Бывали, признаться, в селекционной «подсолнечной» истории России достижения и покруче. Общеизвестный факт: культурный масличный подсолнечник сформировался именно в нашей стране. Неспроста же источники хранят высказывание видного американского ботаника Чарльза Хезера: «Быстро распространившись по всей Европе, наибольшего успеха культура подсолнечника достигла только в России». И у них, за океаном, долгое время возделывали сорта российской селекции — такие как «Русский мамонт», «Русский гигант» и «Русский великан».

Но то сорта, а тут — гибрид, некое производное от настоящих ­сортов. Отбросим пренебрежительное «некое». Этот гибрид способен стать альтернативой пальмовому маслу.

На «пальму» уже давно подсела чуть ли не вся наша пищевая промышленность. Без пальмового масла не обходится производство маргаринов и так называемых легких масел (спредов), мороженого, майонезов, творож­ных и недорогих кондитерских изделий. Чипсы, крекеры, многие блюда быстрого приготовления тоже «на пальме».

По большому счету ничего ужасного в этом масле нет. Его широко используют и в странах, считающих себя самыми продвинутыми в пищевой индустрии. Но… «Продвинутые» используют высококачественные сорта «пальмы», нашей же пищевке выгоднее то, что качеством, мягко говоря, попроще. Тем более что никто не обязывает отечественных производителей указывать наличие пальмового масла в составе конечного продукта, можно обходиться общим «масло растительное». А какое именно — поди догадайся…

Но вот уже третий год импорт пальмового масла Россия сокращает. По итогам 2024 года ввоз опустился до минимального за последнее десятилетие значения — 795 тысяч тонн. Масло стало слишком дорогим. Во-первых, страны-производители сократили его производство — ресурсы стали исчерпывать себя (к слову, главным поставщиком «пальмы» в Россию была Индонезия, на долю которой приходилось 70 % поставок). Во-вторых, осложнилась и, как следствие, подорожала логистика: морские суда теперь вынуждены ходить не через Суэцкий канал, а вокруг Африки. Есть еще и в‑третьих, и в‑четвертых, и так далее…

Объем рынка пальмового масла снижается. Альтернатива просто необходима.

Все по‑честному

У альтернативы, у гибрида «Стеарин», множество положительных агротехнических свойств, над которыми потрудились его авторы — ученые Всероссийского НИИ масличных культур имени В. С. Пустовойта. Это и высокий потенциал урожайности (38 центнеров с гектара), и масличность (48 %), и устойчивость к заразихе (или волчку) — самому страшному для подсолнечника растению-паразиту. Причем последнее достигнуто без использования популярных сегодня трансгенных методов — по утверждению ученых, гибрид «Стеарин» создан в рамках классической селекции и трансгенным растением не является.

Сделанное из него подсолнечное масло — твердое или полу­твердое — как самостоятельный продукт в покупательской корзине вряд ли окажется. На потребительском рынке оно появится уже в переработанном виде — как ингредиент других продуктов. Для обычных же кулинарных нужд, как всегда, востребованным останется подсолнечное масло традиционной «жидкой консистенции».

За весь прошлый год его производство выросло в стране на 11,7 % — до 8 миллионов тонн. При этом нам, российским едокам, ежегодно вполне хватает максимум 2,3 миллиона тонн.

В прошлом же году для участников рынка растительных масел начался процесс обязательной регистрации в системе маркировки «Честный знак». Ее первый этап предусматривал маркировку продукции (не только подсолнечного, но и других пищевых растительных масел), которая упакована в стеклянную или полимерную потребительскую тару. С февраля нынешнего года обязательная маркировка коснулась растительных масел, расфасованных в иные виды упаковки.

По коду маркировки можно отследить движение товара: кто и когда изготовил или импортировал масло, какой магазин его купил и продал. Маркировка гарантирует, что оптовики не закупят фальсификат, а розничные сети не поставят его на свои полки. Покупателям обеспечена прозрачность рынка. Мы можем проверить происхождение товара, его состав, а также отправлять жалобы на подделки в системе «Честный знак».

И вот интересный факт: за пять месяцев с начала маркировки на рынке зарегистрировались — а по сути, вышли «из подполья» — 172 новых производителя масла. До ее введения на рынке официально работало 305 производителей. Теперь же, легко подсчитать, их стало 477.

Столь немалое количество, наверное, повод для гордости. Как и то, что наше подсолнечное масло давно уже стало экспортным товаром. В прошлом году Россия поставила его на зарубежные рынки в объеме 5,7 миллиона тонн. Это второе место в мировой торговле маслом.

Однако, как утверждают эксперты, сейчас наша «маслобойка» оказалась на пороге кризиса. Выст­роив мощную и современную перерабатывающую отрасль, игроки рынка отодвинули на второй план основу основ — сырьевую составляющую. Попросту говоря, заводы для переработки есть, а семечек подсолнуха на всех не хватает. Вот почему так часто в последнее время приходят вести о приостановке работы то одного предприятия, то другого.

Рафинированное/дезодорированное/вымороженное

Цена подсолнечного масла зависит от стоимости сырья, его переработки, транспортировки и хранения. К сожалению, ничего из перечисленного у нас не дешевеет… В конце прошлого года литр растительного масла в торговой рознице Петербурга можно было купить, по данным Петростата, за 161 рубль 65 копеек. За весь 2024‑й масло выросло в цене на целых 12 %. В нынешнем году небольшой рост цен наблюдался в январе и феврале. С марта стоимость подсолнечного масла начала снижаться.

Цифры, указанные на ценнике, безусловно, во многом зависят от того, по какой технологии выработано масло, залитое в бутылку. Ведь каждый технологический этап в переработке исходного сырья добавляет свою условную «копейку». Другими словами, чем больше переработки, тем дороже продукт. И — парадокс! — тем ниже его биологическая ценность.

Самая высокая ценовая планка у подсолнечного масла первого отжима (его еще называют сырым маслом), прошедшего только фильтрацию. Поэтому оно самое полноценное, с ярко выраженным вкусом семечек подсолнуха. В супермаркетах такое масло практически не встречается — не столько из‑за дороговизны, сколько из‑за ограниченного срока хранения.

Чуть меньшая ценность, чем у сырого масла, — у нерафинированного. Его очищают частично — отстаивают, фильтруют, гидратируют и нейтрализуют. При этом ярко выраженный вкус семечек уходит, остается специфический, свойственный подсолнечному маслу вкус и запах, без посторонних привкусов и горечи.

Прозрачный продукт с отсутст­вием подсолнечного вкуса и запаха, с пониженной биологической ценностью — масло рафинированное. А то, в котором полностью удалены ароматические вещест­ва, — дезодорированное. С потерей специфического запаха оно во многом теряет и свою биологическую ценность.

Если из масла удалены природные воскоподобные вещества (воск придает продукту мутность), то получится вымороженное масло.

Чаще всего на наших прилавках можно увидеть масла с этими тремя показателями: рафинированное/дезодорированное/вымороженное. По биологической ценности — малоценное. Зато подходящее для выпечки и жарки. Оно не пенится и не «стреляет» на сковороде, не имеет резкого запаха и горького привкуса. И еще парочка важных плюсов: продукты, которые на таком масле готовятся, сохраняют свой собственный вкус, а срок хранения самого масла увеличивается в три раза.

photo_5201867439351130784_y.jpg

Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в марте повысились на 0,9 %. С начала года — на 3,5 %.

Плодоовощная продукция подорожала на 1,0 %, в том числе картофель — на 28,7, свекла столовая — на 19,6, капуста белокочанная — на 16,5, лимоны — на 11,7, помидоры свежие  — на 9,4, бананы, лук репчатый — на 7,7 %. При этом огурцы свежие подешевели на 29,0 %, перец сладкий свежий — на 12,4, груши — на 4,6 %.

Дороже стало мороженое — на 4,5 %, сыры, хлеб ржано-пшеничный — на 4,1, колбаса полукопченая — на 4,0, напитки газированные — на 3,6, молоко ультрапастеризованное — на 3,1 %. Снизились цены на рис шлифованный — на 31 %, мясо кур — на 3,0, масло подсолнечное — на 1,9, яйца куриные — 1,7, вино игристое отечественное — 1,5 %.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах марта составила 8944 рубля 40 копеек в расчете на месяц, что на 381 рубль 20 копеек больше, чем в феврале.

Из бытовой техники и электроники смартфоны подешевели на 7,6 %, роботы-пылесосы — на 6,2, ноутбуки — на 5,0, холодильники — на 3,5, печи микроволновые — на 2,7 %. Из прочих непродовольственных товаров ювелирные изделия из золота стали дороже на 12,0 %, велосипеды и мотоциклы — на 2,4, печатные издания — на 2,3, сухие корма для животных — на 1,9 %. При этом чулочно-носочные изделия стали дешевле на 2,6 %, школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары — на 2,5 %.

Стоимость проезда в поездах дальнего следования повысилась на 7,5 %, стоимость услуг в сфере зарубежного туризма — на 6,9, проезд в междугороднем автобусе подорожал на 4,8, экскурсионные услуги — на 3,6 %. При этом стоимость проезда в такси стала ниже на 4,8 %, абонентская плата за пакет услуг сотовой связи — на 2,9 %.

Читайте также:

На прикорме. Как развивается рынок детского молочного питания в России?

Еда со статусом. В России пересмотрят список социально значимых продуктов


#рынок #растительное масло #продукты #цены

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 71 (7893) от 21.04.2025 под заголовком «Подсолнух под прессом».


Комментарии