Игра в «лапту» может появиться на школьных уроках физкультуры

Подбросить мяч, стукнуть по нему этакой дубинкой и рвануть с места что есть сил. В начале года Минпросвещения РФ утвердило образовательный модуль «лапта», а значит, старинная русская игра может появиться на уроках физкультуры. Для современных школьников она будет, наверное, еще более причудлива, чем регби (модуль по этой командной игре тоже есть). О современных уроках физической культуры мы поговорили с доцентом кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Академии постдипломного педагогического образования Еленой ПОПОВОЙ.

Игра в «лапту» может появиться на школьных уроках физкультуры | Школьный урок физкультуры — лучшая терапия. / ФОТО Елены НИКИТЧЕНКО/ТАСС

Школьный урок физкультуры — лучшая терапия. / ФОТО Елены НИКИТЧЕНКО/ТАСС

Елена Валентиновна, несколько лет назад появился модуль «регби», теперь — «лапта». Даже не сказать сразу, что экзотичнее…

Попова_С.jpg

— Ни то ни другое не экзотика. Любая игра или упражнение нужны не как самоцель, а чтобы выработать определенные двигательные качества. Лапта — обычная подвижная игра. В моем детстве во дворе в нее в основном мальчишки играли.

Различные элементы лапты наши учителя используют на занятиях. Например, как облегченный вариант в разделе «метание» в легкой атлетике или в разделе «подвижные игры». Лет пять назад учителя из Ломоносовского района в рамках городского конкурса специалистов физической культуры представляли занятие по лапте.

Вообще если перечислить модули уроков физической культуры, то их очень много: футбол и мини-футбол, ритмическая гимнастика, плавание, шахматы, шашки, большой и настольный теннис, ­аэробика, пионербол, самбо, гандбол, бадминтон, регби, кроссфит — и это еще не все.

Учитель может использовать на уроках элементы любых видов спорта, даже если таких утвержденных модулей нет. Например, есть вид спорта фрисби — летающие тарелки. Модуля такого нет, но какие‑то элементы можно использовать в рамках урока: фрисби развивает концентрацию внимания, помогает отработать постановку руки для точности метания. Модуля «йога» тоже нет: образовательная программа все‑таки привязана к видам спорта, а йога им не считается. Но элементы можно взять: использовать для повышения эластичнос­ти мышц и подвижности в суставах в различных разделах программы.

Конечно, эти элементы учитель берет не спонтанно: он составляет рабочую программу, по ней сначала изучаем технику элементов, делаем подводящие упражнения.

Школа сама решает, какой вид спорта выбрать для уроков?

— Есть основные разделы: легкая атлетика, игры спортивные и подвижные, гимнастика, зимний спорт. Причем необязательно лыжи: в некоторых школах проводят уроки фигурного катания, хоккея. А внут­ри разделов выбор зависит от разных обстоятельств.

Во-первых, от материально-технических возможностей школы. Вот я говорила про Ломоносовский район: там рюхи для лапты, вот эти деревянные палки-дубинки, учитель труда помог сделать! Если есть бассейн, будут уроки плавания. Если парк рядом, зимой будут лыжи.

Во-вторых, многое зависит от специализации учителя. В Университете имени Герцена обучают всем разделам программы, но, если, скажем, учительница — гимнастка, она наверняка более углубленно будет преподавать раздел гимнастики.

В-третьих, важны физические возможности детей. Это только кажется, что для одной параллели классов конспект урока может быть один. Классы разные: в одном — более сильные дети, а в другом половина — подготовительная группа здоровья, надо ограничивать нагрузку. И тут уже учителю, не меняя цели и задачи урока, нужно менять пути их достижения. Другие упражнения, другое количество повторений.

Вы сказали, что лапта не экзотика. Для школьников‑то как раз экзотика.

— Да. И для их родителей. Сейчас детей в школу привело то поколение мам и пап, чье детство приш­лось на девяностые. Примерно тогда дети перестали играть во дворе, потому что улица стала опасной. Соответственно, и их дети не понимают, что такое «играть на улице».

У нас ведь как было: прибегали из школы, бросали портфель — и во двор. И самое страшное было, когда из окна кричали «Домой!». Сейчас вы много видите детей, играющих на улице? Правда, уже открываются стадионы, спортивные площадки и комплексы. Школы широко ведут внеурочную деятельность на своей территории.

Уроки физкультуры сильно меняются?

— Если сравнивать с советскими временами, урок физической культуры стал совершенно другим. Например, почти нет снарядовой гимнастики: брусьев, бревен и так далее. Они отошли в девяностые. У школ просто не было снарядов: старые приходили в негодность, на новые у города тогда не было денег. К тому же многие дети просто функционально не могли выполнять упражнения. Слабенькие были. Учителя физической культуры и сейчас очень осторожничают: не дай бог травма. Сколько случаев было, когда на педагога в суд подавали. Меня когда‑то в качестве эксперта вызывала прокуратура: в одной из школ мальчик получил травму. Через две недели выздоровел, перевелся в другую школу, уже успел ее окончить — а суды все шли. Видя это, многие учителя снижают нагрузки. Может, даже излишне.

Но я повторю: помимо цели на­учиться прыгать через козла необходимо развивать определенные качества. Физические — силу и ловкость, личностные — смелость, решительность. И добиться этого можно разными способами и средствами. Но самое главное — это возможность использовать полученные знания и умения в повседневной жизни. Прикладное значение занятий физической культурой — приоритет.

Еще одно заметное отличие: сейчас нет освобожденных от уроков физической культуры. Можно получить освобождение от двигательной нагрузки, но урок — это еще и теория. Ребенок может подготовить реферат, презентацию — например, по технике выполнения прыжков в высоту. Может выучить правила судейства. Или, например, школьнику нельзя бегать-прыгать — он подготовит элементарную утреннюю зарядку и проведет ее в классе. В принципе, не выполнив ни одного упражнения, можно получить в аттестате «пять» по физической культуре.

Несколько лет назад было предложение на всероссийском уровне: ввести шесть уроков физкультуры в неделю. Такое разве возможно?

— Это было бы идеально, но действительно нереально. Допустим, мы бы нашли дополнительных учителей, организовали бы переподготовку. Но где взять урочное время? Отнять у других предметов? И не все школы имеют по два зала. У старых школ один, а наполняемость такая, что сейчас по два класса в зале занимаются.

Некоторое время назад количест­во уроков дошло до трех в неделю — и, кстати, мы быстро ощутили эффект. Мы проводим мониторинг двигательных возможностей, так что видим динамику: выполнение тестовых заданий улучшилось. То есть дети стали сильнее, выносливее. Правда, потом был провал во время пандемии. Но после карантинов дети с особенным удовольствием занимались: соскучились по нормальному движению.

Сейчас действует постановление правительства страны: у школ на шестидневке — три урока физической культуры, у школ на пятидневке — два, а третий выносят во внеурочные занятия: секционные, дополнительное образование.

Но вообще‑то очень многое зависит от руководства школы. Важно, чтобы оно понимало всю важность и необходимость этого уникального предмета. Я не преувеличиваю: это ценнейший предмет. Во время физической нагрузки улучшается кровообращение, иннервация, в головной мозг поступает больше кислорода. Это по большому счету терапия.

А работа учителя физической культуры — самая сложная в школе.

Почему?

— Представьте себе урок математики. Школьники за партой шушукаются, учителю даже говорить ничего не надо: подошел, тихонько по парте ручкой постучал — призвал к порядку. А на уроке физической культуры тихо не бывает. Шум, гам, мячи, свисток, и так по пять-шесть уроков в день. Если младшие классы — за ними сходи, приведи, переодень. Если спортивный зал не очень хороший — пыль от покрытия.

Голова должна крутиться на 360 градусов: техника безопаснос­ти. Я уже двадцать лет в школе не работаю, но на автомате отмечаю, когда у человека на улице шнурки развязаны: наступит — упадет. Подхожу, говорю: «Шнурки завяжите».

И урок физической культуры — самый сложный предмет с точки зрения реализации задач. На уроке литературы, скажем, травму получить затруднительно. А на нашем нужно, чтобы ученик и сильнее стал, и при этом ничего себе не повредил.

Почему руководство школы может пренебрежительно относиться к этому уроку?

— Потому что по физической культуре нет ОГЭ, ЕГЭ. Но я так скажу: без него не будет хороших результатов и по ОГЭ с ЕГЭ. Наши уроки просто необходимы в череде тех занятий, когда школьник часами сидит за партой. У ребенка голова болит — а может, она болит из‑за постоянного сидения за компьютером или в смартфоне: защемление шейного отдела позвоночника, плохое кровоснабжение головного мозга.

Наш урок социализирует: учит взаимодействию, взаимопомощи. Учит преодолевать себя. Кстати, в уроки физической культуры можно интегрировать другие предметы. Учитель физики может рассказать про ускорение, отталкивание при прыжках в высоту. Учитель химии — про химические процессы в организме в момент нагрузки. Учитель биологии, анатомии — о строении тела.

Те, кто предлагал шесть уроков физкультуры в неделю, говорили, что сейчас «эпидемия физической пассивности». Вы бы согласились?

— В какое‑то время, пожалуй, так и было. Но многое изменила газпромовская программа по ­обустройству школьных стадионов. Появляются новые виды спорта, а фитнес-залы и бассейны уже не такие дорогие, как еще лет десять назад. И многие родители начали понимать, что если весь день за компьютером просидеть — это деградация. И функциональная, и умственная. Вижу по соседям, у которых есть дети: практически всех куда‑то возят — на секции, на стадионы, в батутные центры на выходной день.

А вы в каком виде спорта специализируетесь?

— Я мастер спорта по гимнастике и кандидат в мастера спорта по легкой атлетике. Преподавать начинала, кстати, не в школе, а в Университете (тогда институте) имени А. И. Герцена. Работала на факультете физического воспитания.

Потом семья переехала в Невский район, и я, чтобы к своим детям быть поближе, устроилась учителем физической культуры в школу. Тогда очень смешно получилось. Было принято: если в школу приходит новый учитель, ему дают наставника из преподавателей, и моим наставником оказалась девочка, которой я на факультете преподавала. Она: «Елена Валентиновна! Как неудобно, вы же меня учили, а я тут у вас наставником буду…». Говорю: «Терпи. Учи меня».

В школе работала 12 лет. И вот уже более двадцати — в Академии постдипломного педагогического образования.

Вы все время говорите «физическая культура», а не «физкультура». Это принципиально?

— Для меня — да. Я уважительно отношусь к этому предмету, люблю его и считаю очень важным. Когда говорю «физическая культура», я подчеркиваю, что это раздел общей культуры. Без всяких сокращений.

#школа #спорт #дети #физкультура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 35 (7364) от 28.02.2023 под заголовком «Дети разучились играть на улице».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.