Игра в «лапту» может появиться на школьных уроках физкультуры
Подбросить мяч, стукнуть по нему этакой дубинкой и рвануть с места что есть сил. В начале года Минпросвещения РФ утвердило образовательный модуль «лапта», а значит, старинная русская игра может появиться на уроках физкультуры. Для современных школьников она будет, наверное, еще более причудлива, чем регби (модуль по этой командной игре тоже есть). О современных уроках физической культуры мы поговорили с доцентом кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Академии постдипломного педагогического образования Еленой ПОПОВОЙ.
Школьный урок физкультуры — лучшая терапия. / ФОТО Елены НИКИТЧЕНКО/ТАСС
— Елена Валентиновна, несколько лет назад появился модуль «регби», теперь — «лапта». Даже не сказать сразу, что экзотичнее…
— Ни то ни другое не экзотика. Любая игра или упражнение нужны не как самоцель, а чтобы выработать определенные двигательные качества. Лапта — обычная подвижная игра. В моем детстве во дворе в нее в основном мальчишки играли.
Различные элементы лапты наши учителя используют на занятиях. Например, как облегченный вариант в разделе «метание» в легкой атлетике или в разделе «подвижные игры». Лет пять назад учителя из Ломоносовского района в рамках городского конкурса специалистов физической культуры представляли занятие по лапте.
Вообще если перечислить модули уроков физической культуры, то их очень много: футбол и мини-футбол, ритмическая гимнастика, плавание, шахматы, шашки, большой и настольный теннис, аэробика, пионербол, самбо, гандбол, бадминтон, регби, кроссфит — и это еще не все.
Учитель может использовать на уроках элементы любых видов спорта, даже если таких утвержденных модулей нет. Например, есть вид спорта фрисби — летающие тарелки. Модуля такого нет, но какие‑то элементы можно использовать в рамках урока: фрисби развивает концентрацию внимания, помогает отработать постановку руки для точности метания. Модуля «йога» тоже нет: образовательная программа все‑таки привязана к видам спорта, а йога им не считается. Но элементы можно взять: использовать для повышения эластичности мышц и подвижности в суставах в различных разделах программы.
Конечно, эти элементы учитель берет не спонтанно: он составляет рабочую программу, по ней сначала изучаем технику элементов, делаем подводящие упражнения.
— Школа сама решает, какой вид спорта выбрать для уроков?
— Есть основные разделы: легкая атлетика, игры спортивные и подвижные, гимнастика, зимний спорт. Причем необязательно лыжи: в некоторых школах проводят уроки фигурного катания, хоккея. А внутри разделов выбор зависит от разных обстоятельств.
Во-первых, от материально-технических возможностей школы. Вот я говорила про Ломоносовский район: там рюхи для лапты, вот эти деревянные палки-дубинки, учитель труда помог сделать! Если есть бассейн, будут уроки плавания. Если парк рядом, зимой будут лыжи.
Во-вторых, многое зависит от специализации учителя. В Университете имени Герцена обучают всем разделам программы, но, если, скажем, учительница — гимнастка, она наверняка более углубленно будет преподавать раздел гимнастики.
В-третьих, важны физические возможности детей. Это только кажется, что для одной параллели классов конспект урока может быть один. Классы разные: в одном — более сильные дети, а в другом половина — подготовительная группа здоровья, надо ограничивать нагрузку. И тут уже учителю, не меняя цели и задачи урока, нужно менять пути их достижения. Другие упражнения, другое количество повторений.
— Вы сказали, что лапта не экзотика. Для школьников‑то как раз экзотика.
— Да. И для их родителей. Сейчас детей в школу привело то поколение мам и пап, чье детство пришлось на девяностые. Примерно тогда дети перестали играть во дворе, потому что улица стала опасной. Соответственно, и их дети не понимают, что такое «играть на улице».
У нас ведь как было: прибегали из школы, бросали портфель — и во двор. И самое страшное было, когда из окна кричали «Домой!». Сейчас вы много видите детей, играющих на улице? Правда, уже открываются стадионы, спортивные площадки и комплексы. Школы широко ведут внеурочную деятельность на своей территории.
— Уроки физкультуры сильно меняются?
— Если сравнивать с советскими временами, урок физической культуры стал совершенно другим. Например, почти нет снарядовой гимнастики: брусьев, бревен и так далее. Они отошли в девяностые. У школ просто не было снарядов: старые приходили в негодность, на новые у города тогда не было денег. К тому же многие дети просто функционально не могли выполнять упражнения. Слабенькие были. Учителя физической культуры и сейчас очень осторожничают: не дай бог травма. Сколько случаев было, когда на педагога в суд подавали. Меня когда‑то в качестве эксперта вызывала прокуратура: в одной из школ мальчик получил травму. Через две недели выздоровел, перевелся в другую школу, уже успел ее окончить — а суды все шли. Видя это, многие учителя снижают нагрузки. Может, даже излишне.
Но я повторю: помимо цели научиться прыгать через козла необходимо развивать определенные качества. Физические — силу и ловкость, личностные — смелость, решительность. И добиться этого можно разными способами и средствами. Но самое главное — это возможность использовать полученные знания и умения в повседневной жизни. Прикладное значение занятий физической культурой — приоритет.
Еще одно заметное отличие: сейчас нет освобожденных от уроков физической культуры. Можно получить освобождение от двигательной нагрузки, но урок — это еще и теория. Ребенок может подготовить реферат, презентацию — например, по технике выполнения прыжков в высоту. Может выучить правила судейства. Или, например, школьнику нельзя бегать-прыгать — он подготовит элементарную утреннюю зарядку и проведет ее в классе. В принципе, не выполнив ни одного упражнения, можно получить в аттестате «пять» по физической культуре.
— Несколько лет назад было предложение на всероссийском уровне: ввести шесть уроков физкультуры в неделю. Такое разве возможно?
— Это было бы идеально, но действительно нереально. Допустим, мы бы нашли дополнительных учителей, организовали бы переподготовку. Но где взять урочное время? Отнять у других предметов? И не все школы имеют по два зала. У старых школ один, а наполняемость такая, что сейчас по два класса в зале занимаются.
Некоторое время назад количество уроков дошло до трех в неделю — и, кстати, мы быстро ощутили эффект. Мы проводим мониторинг двигательных возможностей, так что видим динамику: выполнение тестовых заданий улучшилось. То есть дети стали сильнее, выносливее. Правда, потом был провал во время пандемии. Но после карантинов дети с особенным удовольствием занимались: соскучились по нормальному движению.
Сейчас действует постановление правительства страны: у школ на шестидневке — три урока физической культуры, у школ на пятидневке — два, а третий выносят во внеурочные занятия: секционные, дополнительное образование.
Но вообще‑то очень многое зависит от руководства школы. Важно, чтобы оно понимало всю важность и необходимость этого уникального предмета. Я не преувеличиваю: это ценнейший предмет. Во время физической нагрузки улучшается кровообращение, иннервация, в головной мозг поступает больше кислорода. Это по большому счету терапия.
А работа учителя физической культуры — самая сложная в школе.
— Почему?
— Представьте себе урок математики. Школьники за партой шушукаются, учителю даже говорить ничего не надо: подошел, тихонько по парте ручкой постучал — призвал к порядку. А на уроке физической культуры тихо не бывает. Шум, гам, мячи, свисток, и так по пять-шесть уроков в день. Если младшие классы — за ними сходи, приведи, переодень. Если спортивный зал не очень хороший — пыль от покрытия.
Голова должна крутиться на 360 градусов: техника безопасности. Я уже двадцать лет в школе не работаю, но на автомате отмечаю, когда у человека на улице шнурки развязаны: наступит — упадет. Подхожу, говорю: «Шнурки завяжите».
И урок физической культуры — самый сложный предмет с точки зрения реализации задач. На уроке литературы, скажем, травму получить затруднительно. А на нашем нужно, чтобы ученик и сильнее стал, и при этом ничего себе не повредил.
— Почему руководство школы может пренебрежительно относиться к этому уроку?
— Потому что по физической культуре нет ОГЭ, ЕГЭ. Но я так скажу: без него не будет хороших результатов и по ОГЭ с ЕГЭ. Наши уроки просто необходимы в череде тех занятий, когда школьник часами сидит за партой. У ребенка голова болит — а может, она болит из‑за постоянного сидения за компьютером или в смартфоне: защемление шейного отдела позвоночника, плохое кровоснабжение головного мозга.
Наш урок социализирует: учит взаимодействию, взаимопомощи. Учит преодолевать себя. Кстати, в уроки физической культуры можно интегрировать другие предметы. Учитель физики может рассказать про ускорение, отталкивание при прыжках в высоту. Учитель химии — про химические процессы в организме в момент нагрузки. Учитель биологии, анатомии — о строении тела.
— Те, кто предлагал шесть уроков физкультуры в неделю, говорили, что сейчас «эпидемия физической пассивности». Вы бы согласились?
— В какое‑то время, пожалуй, так и было. Но многое изменила газпромовская программа по обустройству школьных стадионов. Появляются новые виды спорта, а фитнес-залы и бассейны уже не такие дорогие, как еще лет десять назад. И многие родители начали понимать, что если весь день за компьютером просидеть — это деградация. И функциональная, и умственная. Вижу по соседям, у которых есть дети: практически всех куда‑то возят — на секции, на стадионы, в батутные центры на выходной день.
— А вы в каком виде спорта специализируетесь?
— Я мастер спорта по гимнастике и кандидат в мастера спорта по легкой атлетике. Преподавать начинала, кстати, не в школе, а в Университете (тогда институте) имени А. И. Герцена. Работала на факультете физического воспитания.
Потом семья переехала в Невский район, и я, чтобы к своим детям быть поближе, устроилась учителем физической культуры в школу. Тогда очень смешно получилось. Было принято: если в школу приходит новый учитель, ему дают наставника из преподавателей, и моим наставником оказалась девочка, которой я на факультете преподавала. Она: «Елена Валентиновна! Как неудобно, вы же меня учили, а я тут у вас наставником буду…». Говорю: «Терпи. Учи меня».
В школе работала 12 лет. И вот уже более двадцати — в Академии постдипломного педагогического образования.
— Вы все время говорите «физическая культура», а не «физкультура». Это принципиально?
— Для меня — да. Я уважительно отношусь к этому предмету, люблю его и считаю очень важным. Когда говорю «физическая культура», я подчеркиваю, что это раздел общей культуры. Без всяких сокращений.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 35 (7364) от 28.02.2023 под заголовком «Дети разучились играть на улице».
Комментарии