Город красивых людей. Что посмотреть туристу в Казани?

Из Казани я увозил три сувенирные тюбетейки, коробку чак-чака и местный говорок, приобретенный за три дня. Русские слова на татарстанских землях приобретают милую певучесть. Последняя гласная как бы подскакивает, добавляя бодрости слову, отчего речь местных кажется каким-то неритмичным, но веселым танцем.

Город красивых людей. Что посмотреть туристу в Казани? | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В загс через сутки

Автобус отсчитывал столбы трассы, в голове убаюкивающе звучал голос Фариды. Она что-то говорила на вершине чертова колеса, откуда Казань открывает свою душу. Я не разбирал слов, воспринимая нежные звуки как музыкальное сопровождение безветренной ночи. Казань сверкала многочисленными огнями, молчание опустевших улиц изредка нарушало шуршание шин.

Мы шли по набережной Казанки – реки, в честь которой, по одной из версий, была названа Казань. Когда вышли к огромному зданию, похожему на казан (а это уже другая версия происхождения названия Казань - в честь казана), – главному загсу города, я не удержался:

– Мы знакомы чуть больше суток, а ты уже в загс меня привела...

– Куй железо, пока горячо, – звонко засмеялась Фарида. – Не переживай, ночью загс закрыт.

Этот центр семьи построили в 2013 году. В день его «степлер» скрепляет узами брака до ста пар. И хотя хорошее дело браком не назовут, здесь хранят только позитивную энергетику: разводы и смерти не регистрируют.

Мы шли по безлюдным улицам, и я поражался их чистоте. Редкий окурок на асфальте вызывал ощущение находки. Отсутствие мусора на улицах по мне – самое искреннее мерило любви к городу людей и властей. Можно декларировать много патриотических фраз, а потом бить опустошенную бутылку об асфальт или по нескольку дней не вывозить мусор. Казань чистоплотна и мила, словно юная татарочка.

По дороге из аэропорта им. Тукая мне чего-то не хватало. Минут через 15 понял – дорожных неровностей. К 1000-летию Казани, а случилось оно в 2005 году, за трассы здесь взялись основательно, и с тех пор они мало чем уступают лучшим европейским стандартам. Более качественное дорожное покрытие я встречал только в Карелии минувшим летом, когда спустя пару часов езды понял, что без постоянных колдобин и перепадов убаюкиваюсь за рулем. Для бодрости пришлось отхлебнуть кофе и добавить газу.

Безветренная ночь прятала звезды за редкими облаками. Дремлющую Казань символично освещал полумесяц. Отдыхала на вершине города от туристов городская корона, мечеть Кул-Шариф. Построенная каких-то 15 лет назад, она моментально стала центром притяжения людей вне зависимости от их вероисповедания.


Фото автора

Внутри гостей встречают звуки читаемого нараспев Корана. Из стеклянной комнаты «трансляцию» Священной книги ведут 24 часа в сутки специально обученные татарстанские хафизы. Вглядываясь в детали, замечаешь символы, не свойственные мусульманству. Силуэты звезды Давида, например, на люстрах... Мне объясняют, что ислам религия молодая, вобравшая в себя многое из более ранних учений. Те же имена святых, к примеру: Ибрахим – Авраам, Иса – Иисус, Муса – Моисей.

Старое Аракчино – место единения

Татарстан – уникальное место религиозной и национальной толерантности. Ислам здесь столетиями соседствует с православием почти на родственных началах. Есть даже уникальные ветви православных татар и принявших ислам русских. Благодаря скрепам взаимоуважения народы Татарстана, наверное, и дополняют друг друга столь органично много лет. По статистике, русских в Казани больше, чем татар: 48,5 и 47,4 процента, соответственно, от населения 1 257 391 человек. Но, учитывая количество смешанных браков за эти столетия, как тут разобрать, кто есть кто. Да и надо ли? В смешанных браках, как уверяет моя мама, рождаются самые красивые дети. В Казани люди красивые, и, кажется, я знаю, почему.

Лучшим доказательством казанского мультикультурализма является Храм всех религий в поселке Старое Аракчино, что в 10 км от центра. Его многочисленные и разнообразные по форме купола ярким светом заливало осеннее солнце. Туристы жонглировали телефонами, выискивая лучший ракурс для фотографий. Из недр собора доносились звуки ударов молотком.


Фото автора

Задумка объединить под одной крышей все религии принадлежит художнику и архитектору Ильдару Ханову. В период военного голода он пережил клиническую смерть и едва не был погребен заживо – спасла соседка, заметившая, что мальчик шевелится. Годы спустя у него начались видения, одно из которых, как теперь рассказывают, вещало, что Ханов должен построить храм для всех. Через несколько дней он обнаружил у себя во дворе гору кирпичей. Никто, разумеется, не ведал, откуда она взялась. Ханов разбираться не стал, а просто начал строить.

Мультирелигиозные идеи его волновали много лет. Урожденный мусульманином, в течение жизни он принял православие, затем перешел в буддизм. А осознав, что суть религий идентична, задумал объединить их под одной крышей. Философия Храма всех религий проста – Бог един, и этот дом должен быть открыт всем. Из католического зала здесь можно пройти в индийский или китайский залы и т. д. Но здесь не молятся, так как к единой религии люди еще не пришли, пока это архитектурный символ религиозного единения. Но если подобное когда-нибудь случится, лучшая отправная точка, чем Старое Аракчино, для этого едва ли найдется.

Проектированием и строительством Ханов занимался сам. Власти поначалу отказывали ему в содействии, а когда храм был частично возведен на деньги жертвователей, уже Ханов отказался от предложения идти под государственное крыло. Ильдара не стало в 2013-м, ему было 72 года. Дело жизни продолжили брат Ильгиз и сестра Флюра Галеева. Строительные работы в храме идут по сей день, при этом в поселке течет обычная жизнь: в соседнем дворе развешивают белье, ходят друг к другу в гости, рубят дрова и затапливают печь.

Музей чак-чака и Арбат

Казань и ее окрестности оказались, к моему удивлению, богаты на православные храмы. Это, как выяснилось, наследие Ивана Грозного. После взятия Казани он стал активно переселять на эти земли русских и насаждать православие. Островное село Свияжск, образовавшееся при впадении Свияги в Волгу, в этом плане смотрится уникально: количество религиозных строений здесь не сильно уступает количеству жителей. На две сотни человек – два десятка храмов и часовен. Среди местных жителей немало монахов.


Фото автора

Природа Казани добра к своим гостям. В середине сентября она позволяет носить легкую одежду, хотя на деревьях уже появляются первые признаки золотой осени. Фарида вела меня дворами в Музей чак-чака, я попутно восхищался контрастами архитектуры закоулков. Старый дом купца Вафы Бегаева начала XIX века в 2014 году стал нетривиальным музеем татарского быта. Воссоздать атмосферу жилища зажиточного татарина задумала и реализовала супружеская пара Дмитрий и Раушания Полосины, назвав свою реконструкцию Музеем чак-чака.

У входа табличка с надписью: «Скалка – главное орудие татарки» порождает, конечно, сомнения в гостеприимстве, но интерьеры встречают домашним уютом. На пороге просят снять обувь, дабы не портить ковры, коими устланы полы. Рассказы о том, как жили татарские семьи тех лет, текут, как Волга, неспешно. По чашкам разливают чай, к нему подают чак-чак и другие татарские сладости. Ощущение, что приехал к бабушке в деревню, а не в музей. После второй чашки на мою голову надели тюбетейку, в руки дали гармонь и констатировали: «Тебе подходит». Я не возражал...

Улица Баумана – казанский Арбат: главное место встреч, прогулок, сувенирных магазинов и контрастов. Веселые уличные музыканты здесь соседствуют с жуткими, дурнопахнущими люмпенами. Рестораны заманивают прохожих яркими вывесками, а Конь в пальто, один из самых фотографируемых памятников улицы, приглашает зайти в антиалкогольный музей под названием «Самогон», где подразумевается дегустация.

Казань – город старый по возрасту и молодой по населению. В местные университеты съезжаются студенты не только из Татарстана, формируя интересную атмосферу юношеского позитива и восточной сдержанности. В различных рейтингах туристических справочников Казань среди российских городов не опускается ниже пятого места. Увидеть ее хотя бы раз стоит абсолютно точно и заодно бросить монетку в Казанку, чтобы вернуться еще.


Фото автора

Первый этап нашей поездки по маршруту Казань – Ульяновск – Самара подходил к концу. Колеса автобуса наматывали километры, а перечеркнутое название населенного пункта указывало, что столица Татарстана осталась позади. Рука невольно потянулась к телефону, чтобы отправить на казанский номер сообщение: «Я буду скучать...».

Редакция благодарит Ростуризм за помощь в организации пресс-тура.

#путешествия #Казань #туризм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (6770) от 24.09.2020 под заголовком «Город красивых людей».


Комментарии