Год потрясений. Как развивается масло-сливочный рынок в России?

Среди продовольственных прогнозов на минувший год было и обещание… «фиги с маслом». Со сливочным. В том смысле, что ассортимент продукта сильно сократится, а потом начнутся перебои с его поставками в торговые сети. У предсказания была серьезная экономическая подоплека.

Год потрясений. Как развивается масло-сливочный рынок в России? | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Кульбиты молочного рынка

Наш масло-сливочный рынок больше чем наполовину зависит от импорта. Главный поставщик — Белоруссия, «подсобные» — Новая Зеландия, Австралия и Южная Америка.

Масло доставляют большими партиями, в массивных блоках. На молокоперерабатывающих предприятиях их разрезают на привычные покупателю «брусочки», фасуют. Дальше чужестранный товар отправляется в торговую сеть уже под российскими торговыми марками. Так что покупатель чаще всего и знать не знает, продукт какой страны попадает в его масленку.

В позапрошлом году во многих странах мира из‑за плохих погодных условий производство молока упало. Мировые цены на молочную продукцию взлетели, объемы экспорта/импорта сократились. Странам Юго-Восточной Азии, особенно Китаю, удалось сработать на опережение и за хорошие деньги закупить огромнейшие объемы масла, коих, по подсчетам международных экспертов, может хватить на два года вперед. Поднебесная кроме всего прочего выкупила в Новой Зеландии одно из крупнейших молочных предприятий и с тех пор получает всю производимую им продукцию.

Для всех же прочих стран-импортеров, в том числе и для России, был составлен прогноз про «фигу с маслом». А теперь — вопрос к едокам: кто‑нибудь в прошлом году заприметил эту «фигу» на товарных выкладках торговых сетей? Вряд ли. Потому как никаких видимых обывателю перебоев не было.

Очевидной была растущая цена на сливочное масло. В торговой рознице Петербурга только за первые три месяца прошлого года она выросла на 17 %. С середины года рост стал уже не таким активным, и в целом за весь 2022‑й сливочное масло на наших прилавках подорожало на 11 %. Стоимость килограмма была зафиксирована на отметке 1017 рублей.

Понятно, что обычный покупатель такой стоимости не видит. В его потребительскую корзинку уходят пачки-«бруски» весом 180 граммов, которые торговля реализует с ценовой «вилкой»: от 110 до 270 рублей. В зависимости от качества.

Кстати, сливочное масло было одним из первых продуктов на молочном рынке, которое подверг­лось даунсайзингу. То есть уменьшению веса или объема продукта в упаковке без изменения цены. Первопроходцами даунсайзинга без малого двадцать лет назад стали производители круп, за ними подтянулись «сахарники», а потом и молочники. Обыватель не сразу заприметил подвох, а многие до сих пор 180‑граммовую пачку воспринимают как прежнюю 200‑граммовую.

Что же касается качества, тут все очень просто: нет в продукте заменителей молочного жира — масло дороже, есть — дешевле. Первый должен маркироваться пометкой «БЗМЖ» (без заменителей молочного жира). Второй — «СЗМЖ» (с заменителями молочного жира), или просто: «ЗМЖ». Такая маркировка была введена несколько лет назад и стала обязательной и для производителей, и для торговли.

Поначалу контролирующие органы настаивали на отдельной выкладке продуктов: вот вам «БЗМЖ», а вот — в стороночке — «СЗМЖ». И торговля этого правила придерживалась. Но потом стала ограничиваться пометками на ценниках, не разделяя товары. Теперь и это делается не везде. Покупателю «по умолчанию» предлагается вооружаться лупой и вчитываться в размещенный на упаковке состав продукта.

В целом для отечественного молочного рынка ушедший год не стал годом потрясений, утверждают эксперты-молочники. И вспоминают конец 2014‑го, когда после введения Россией продуктовых санкций с нашего рынка ушел весь европейский сыр. И отечественное сыроварение пришлось возрождать почти что с нуля.

Ну а масло… Статистика утвер­ждает, что его объемы в прошлом году даже выросли. Были найдены новые каналы поставок из‑за рубежа. Увеличилось и внутреннее производство. Правда, о том, какого продукта стало выпускаться больше — БЗМЖ или СЗМЖ, — скромно умалчивается.

НЗ на сковородке

Сегментом рынка сливочного масла называют и его «производное» — топленое масло. Сколько его вырабатывают и сколько потреб­ляют у нас и за рубежом — такой информации нет. Зато известно, что внутренний рынок крестьянской России начала XIX века был топленым маслом попросту завален. И в 1822 году страна начала его экспорт.

Конечно, не в привередливый Париж (оттуда спустя какое‑­то время российский маслодел Верещагин вывезет рецепт самого лучшего сливочного масла в Европе, привнесет в него свои профессиональные секреты и получит продукт, позже поименованный «вологодским маслом»), не в утонченно-музыкальную Вену, не в прочие «вельможные» страны Европы. Основной страной — потребителем топленого масла из России тогда стали Турция, Египет и народонаселение Балканского полуострова. Повсюду нашу «топленку» так и называли — «русское масло».

В Советском Союзе топленое масло выпускали в основном для долгосрочного хранения и для армейского НЗ — неприкосновенного запаса. Теоретически «топленка» промышленного приготовления, не теряя своих свойств, может храниться до сорока лет.

В середине 1990‑х годов на наши прилавки обрушился масло-топленый импорт из Европы. Как минимум на 40 % он был всем, чем угодно, только не высококачественным маслом. Нестандартные ингредиенты — вроде отходов рыбо- и мясопереработки — вообще не позволяли причислить продукт к настоящей «топленке».

После 2014 года прежние поставщики с российского рынка ушли. Остался отечественный производитель. Но! Работающий по зарубежным технологиям. К тому же в условиях дефицита сырого молока. Сомнения в том, что топленое масло у нас вырабатывают по классическим рецептам, не допускающим никаких инородных «вкраплений», экспертов терзают постоянно. Не раз при лабораторных исследованиях в продукте обнаруживали примеси немолочного жира животного происхождения. Чаще — говяжьего, иногда — свиного.

Изучая спрос на этот продукт, маркетологи пришли к таким выводам: стартовый возраст его покупателей — от 32 лет, причем 96 % постоянных приобретателей — женщины, ведущие домашнее хозяйство, увлеченные домашней кулинарией. Еще года три назад ассортимент «топленки», выставленный на прилавки супермаркетов, мог бы их порадовать: три — пять, а то и больше видов масла. Сегодня максимум — два. Продукт стал дорогим, спрос упал. Альтернативных экономпредложений для домашней кулинарии стало больше.

Чтобы было понятно: из десяти литров сырого молока получается не более 250 граммов топленого масла. Конечный продукт должен стоить не меньше 1200 рублей за килограмм. Все, что дешевле, производится как раз с теми самыми «вкраплениями» и официально именоваться топленым маслом не может.

«Солнце» Индии

Из офлайн-торговли, то есть из обычных магазинов, топленое масло плавно перекочевало в Интернет. На виртуальных выкладках десятки предложений, в том числе и новинка для нашего рынка — масло гхи.

При желании его можно обнаружить и на полках супермаркетов, только не в привычно-родных магазинах «у дома». Продукт почти не раскрученный, спрос на него не просчитан… Стоит ли рисковать, даже если к его продвижению подключился наш Национальный союз производителей молока («Союзмолоко»)?

Масло гхи пришло в современный мир из Древней Индии. Упоминания о нем нашли в источниках, которым более 5 тысяч лет! В них его называют «жидким солнцем», «пищевым золотом» и считают лекарственным средством.

«Гхи» не аббревиатура. В переводе с санскрита — «брызги, изморось». В этих словах сама суть процесса приготовления продукта. Сегодня на Индию приходится 78 % мирового производства масла гхи, еще 19 % — на Пакистан, остальное — на другие страны Южной Азии.

От нашего традиционного топленого масла гхи отличается тем, что дольше топится. И таким образом тщательнее очищается от белка. А чем его в продукте меньше, тем лучше и дольше он будет храниться, ведь прогоркает именно белок. Ну и при жарке такое масло ведет себя чуть спокойнее, чем традиционное топленое — гореть на сковородке начинает тоже белок. Хотя, справедливости ради, и оно не такое уж горючее.

Все достоинства «топленки» есть и в том, и в другом масле. Оба выдерживают высокие температуры и поэтому лучше всего подходят для обжаривания и фритюра. Не содержат воду и поэтому при сильном нагревании не разбрызгиваются, не пенятся и не дымят. Не заглушают, а на­оборот, подчеркивают натуральный вкус продуктов.

Производят масло гхи и в России. Впрочем, так же, как и сливочное масло… Или расфасовывая импортный продукт (что чаще), или используя собственное сырье (если таковое, конечно, имеется).

Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в декабре 2022 года повысились на 1,0 %. С начала года — на 8,2 %.

Плодоовощная продукция подорожала в среднем на 6,5 %. В частности, огурцы свежие — на 33,8 % лимоны — на 14,0, виноград — на 12,9, свекла — на 9,2, лук репчатый — на 8,6, морковь — на 6,3 %.

Какао стало дороже на 6,1 %, сосиски, сардельки — на 3,5, пельмени — на 3,4, вермишель — на 3,3, мясо индейки — на 2,2, чай зеленый — на 2,1, кофе — на 2,0 %. Снижение цен отмечалось на крупу гречневую — 10,5 %, колбасу полукопченую и варено-копченую — 6,0, сахар-песок — 5,3, рыбу охлажденную и мороженую разделанную лососевых пород — 4,1, конфеты шоколадные — 2,2 %.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах декабря составила 6277 рублей 20 копеек в расчете на месяц, что на 65 рублей 73 копейки выше, чем в ноябре. За весь же 2022 год стоимость минимального набора продуктов питания увеличилась на 362 рубля 99 копеек.

Из непродовольственных товаров наибольший рост цен в декабре отмечался на белье постельное — 3,1 %, печатные издания — 1,8 %. Ювелирные изделия из золота подешевели на 12,1 %, пиломатериалы — на 3,9, чулочно-носочные изделия — на 2,1 %. Из бытовой техники и электроники машины швейные подорожали на 6,1 %, плиты бытовые — на 5,9, пылесосы — на 5,2, холодильники — на 3,5 %. Снижение цен отмечалось на машины стиральные — 2,8 %, телевизоры — 1,6 %.

Стоимость авиаперелетов стала выше на 24,4 %, проезда в поездах дальнего следования — на 20,7 %. Коммунальные услуги подорожали на 8,5 %, санаторно-оздоровительные — на 7,0 %. Билеты в кинотеатры стали дороже на 4,3 %. Стоимость полиса добровольного страхования автомобиля (КАСКО) выросла на 6,9 %.

#масло #рынок #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (7340) от 23.01.2023 под заголовком «Масленка с «топленкой»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.