Где у круизов тормоза? Спрос на этот вид отдыха в России продолжает расти

Предварительные итоги речной круизной навигации показывают, что спрос на этот вид отдыха в России продолжает расти и, скорее всего, количество таких туристов превысит результат рекордного лета прошлого года. Однако по ряду причин в 2023‑м прирост объемов будет не таким большим, как хотелось бы.

Где у круизов тормоза? Спрос на этот вид отдыха в России продолжает расти | ФОТО Дмитрия ФЕОКТИСТОВА/ТАСС

ФОТО Дмитрия ФЕОКТИСТОВА/ТАСС

«Большая» навигация в России близится к завершению: как правило, официально она закрывается в середине ноября вместе с остановкой работы шлюзов на большинстве водных артерий. При этом в целом ряде регионов итоги речной круизной навигации уже подвели. И с удовлетворением отметили: по сравнению с минувшим годом этот рынок в плюсе.

Например, в Перми речной круизный пассажиропоток достиг рекордного уровня: во время 195 судозаходов город принял около 50 тыс. туристов, а загрузка теп­лоходов составляла почти 100 %. Причем в этом году в Пермь заходили и самые лучшие лайнеры премиум-сегмента. В Удмуртии тоже довольны: старинный купеческий город на Каме Сарапул за сезон принял 157 круизных судов, на которых прибыли почти 30 тыс. речных туристов. На юге, в Астрахани, речная туристическая навигация тоже подошла к концу: за круизный сезон город посетило около 100 судов, на борту которых были 18 тыс. туристов. Что касается основных направлений, Москвы и Петербурга, то здесь речная круизная навигация еще не завершена. И насколько будет превзойден результат навигации-2022 (по ее итогам Северная столица, в частности, приняла 406 речных круизных теп­лоходов и 156,9 тыс. человек), станет ясно только в середине ноября. Но…

Уже сейчас ясно — аналогичного прошлогоднему рывка не случится. И если в 2022‑м прирост в этом сегменте отечественного туризма исчислялся десятками процентов (так, в денежном выражении рынок речных круизов России тогда вырос на рекордные 35 % и достиг 25 млрд рублей), нынче результат будет скромнее. Даже несмотря на то, что круизные компании вывели на реки сразу 17 дополнительных теплоходов. По экспертной оценке, в нынешнем году на российских реках работали 103 лайнера вместо 86: операторы поставили на маршруты даже те суда, которые простаивали с начала пандемии. Активную работу на рынке речных круизов начали и новые крупные игроки, ранее занимавшиеся исключительно «земными» турами.

Вместе с тем ожидаемого результата в виде значительного рос­та пассажиропотока, несмотря на хорошую погоду и другие положительные факторы, все‑таки не случилось. Эксперты отмечают: фактически из‑за возросшего предложения спрос «размылся» и средняя загруженность теплоходов в текущем году оказалась ниже прошлогодней примерно на 10 %. В результате пришлось предлагать скидки и привлекать пассажиров разными другими «пряниками».

Одна из самых важных причин — отсутствие программы кешбэка, который в 2022‑м позволил турис­там существенно сэкономить. Ведь он давал возможность сократить расходы на 20 %: во многом благодаря этому весной прошлого года число бронирований круизов удалось увеличить в… 7 раз. Если учесть, что в навигацию-2023 стоимость среднего речного круиза выросла на 10 – 12 %, в сумме пассажир теперь должен был заплатить на 20 – 30 % больше, чем год назад. А сумма эта не маленькая: даже в лоукост-формате (то есть при путешествии в самой дешевой каюте и отказе от части услуг) сутки пребывания на речном лайнере в эту навигацию стоили от 5 тыс. рублей. А с питанием «все включено» и премиальным сервисом — 10 – 16 тыс. в зависимости от категории каюты и лайнера, а также времени путешествия.

И это вторая важная причина: позволить себе круиз продолжительностью больше пяти дней могут не все. Правда, есть варианты. Например, 14‑дневный тур на двоих в августе по маршруту из Москвы в Петербург с заходом на Валаам и Кижи можно было купить и за полторы сотни тысяч, и за более чем полмиллиона рублей. Впрочем, упрекать организаторов путешествий по рекам вряд ли стоит — с учетом роста цены на топливо, продукты и сервис они и так стараются минимизировать стоимость круизов. Придется это делать и в следующем году: как стало на днях известно, возобновлять программу турис­тического кешбэка в 2024 году не планируется, поскольку, по словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, «все инвестиционные возможности будут направлены на развитие инфраструктуры внут­реннего туризма».

С учетом этого наибольшим спросом, как и раньше, пользуются короткие (до 5 дней) и круизы выходного дня (3 – 4 дня). Такие как туры на Валаам из Петербурга или по городам Золотого кольца из Москвы. Туристов (особенно новичков, которые хотят лишь попробовать такие путешествия) они привлекают возможностью отдохнуть, почти не тратя дни основного отпуска. И, конечно, доступной ценой. Пользуются спросом и новинки — ими интересуются как раз опытные туристы, уже побывавшие в разных рейсах. Именно с этим, например, связан значительный рост числа пассажиров на круизах в Пермь и Уфу, Выборг, Сарапул или Юрьевец. И, конечно, люди с деньгами не прочь отправиться в уникальные речные круизы. Как вариант — тур по Иртышу и Оби из Сургута с заходом в село Аксарка, расположенное прямо на линии Северного полярного круга.

Впрочем, для многих не так уж важен и маршрут — лишь бы оторваться от обыденности и провести некоторое время так, как хочется. Вот почему в эту навигацию в России стало заметно больше тематических круизов. Начиная от туров в формате 18+ (только для взрослых без детей) и завершая путешествиями с дегустацией вин, квестами или с психологическими тренингами. Нередки теперь и такие фишки, как «сценическое плавание». В этом случае лайнер крайне медленно идет мимо расположенных на берегу достопримечательностей в то время, как на его борту пассажирам показывают иммерсивные спектакли, напрямую связанные с историей окрестностей.

Каких результатов можно ожидать по итогам речной круизной навигации? В целом по России количество путешествующих по рекам за счет притока новичков и омоложения «среднего» туриста может приблизиться к отметке 700 тысяч. А оборот рынка — возрасти до 30 млрд рублей. 

В Петербурге число круизных судозаходов по сравнению с навигацией 2022‑го наверняка существенно вырастет. А вот насколько увеличится количество доставленных к нам по воде гостей — вопрос открытый. Ответ на него мы узнаем не позже, чем через месяц.


#круиз #туристы #сезон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (7527) от 20.10.2023 под заголовком «Где у круизов тормоза».


Комментарии