Где искать Швамбранию? Небольшой городок на Волге может погрузить в историю и отправить в космос
Как ни странно, но через Волгу, самую протяженную реку Европы, переброшено всего 56 мостов. Один из них, длиной три километра, построен в первой половине 1960‑х и соединяет древний Саратов с городом-спутником Энгельсом. Причем попасть из одного в другой можно на… троллейбусе.
Скульптурную композицию на берегу Волги так и хочется назвать «Мечтатели», поскольку она посвящена тем, кто помог человечеству сделать первые шаги в космос./ФОТО автора
От солевоза до троллейбуса
С началом Великой Отечественной в Энгельс был эвакуирован Брянский вагоностроительный завод, а уже после победы было принято решение развернуть на его базе производство троллейбусов. В 1951 – 1992 годах завод носил имя М. С. Урицкого, из его ворот выходили знакомые всему Союзу машины «ЗиУ» и «ТролЗа». Однако на городском гербе изображен другой «рогатый» — чумацкий бык, груженный чаном с солью. Бронзовый «Бык-солевоз» украшает и одну из городских площадей Энгельса. Покровская Слобода была основана Елизаветой Петровной в 1747‑м как «рыночная столица Поволжья» и крупнейший центр торговли хлебом и солью, которую добывали на озерах Эльтон и Баскунчак.
Бесчисленные караваны лошадей, быков, волов и верблюдов. Разнообразные, для каждого вьючного животного свой, крики погонщиков. Гудки волжских пароходов. Пышные ярмарки… Вот что представлял собой старый Покровск, затем ставший Энгельсом. Город, однако, знаменит далеко не только «рогатыми», он вошел и в историю освоения космоса.
25 августа 2017 года на набережной Волги открыли памятник «Перед полетом»: генеральный конструктор Сергей Королев дает последние инструкции сидящему на скамейке рядом с ним старшему лейтенанту Юрию Гагарину. Вокруг на фонарях миниатюрные космический корабль, искусственный спутник и космонавт. А в 20 километрах южнее Энгельса, на месте приземления первого космонавта 12 апреля 1961 гола, разбит Парк покорителей космоса и сооружен мемориальный комплекс «Гагаринское поле».
Леля и Ося
От берега Волги сначала по улице Максима Горького, а затем по Халтурина дойдем до двухэтажного дома № 50. Здесь в годы послереволюционной разрухи были организованы детская библиотека и клуб, где рукописный журнал вел старший из братьев Кассиль. А шахматными «столиком и стуликом» заведовал младший.
Улица Халтурина приведет нас прямо к дому № 42 по улице Льва Кассиля (бывшей Аткарской), где работает один из немногих в России мемориальных музеев детских писателей. Но это не тот дом, где 8 февраля 1914 года братья Леля и Ося «открыли» Швамбранию: сюда семья покровского доктора Абрама Кассиля переехала после революции. Тогда, как мы помним из книги «Кондуит и Швамбрания», Кассили меняли место проживания часто: советская власть организовывала все новые и новые учреждения, которым требовались отдельные резиденции. Репрессии настигли семью позже: был арестован и в 1938 году расстрелян брат писателя Иосиф. Тот самый вундеркинд и путаник Оська…
В музее представлены многочисленные издания произведений Льва Кассиля. Материалы, связанные с его литературной и общественной деятельностью. Он, в частности, редактировал журнал «Мурзилка» и организовал детский праздник «Книжкина неделя». Подарки от юных читателей. Семейные реликвии Кассилей. Обстановки как гостиной и медицинского кабинета их покровского дома, так и кабинета писателя на его даче в подмосковном Переделкине.
Один из наиболее интересных экспонатов — модель «Дворца Угря», барского каприза состоятельного покровчанина. Ведь господин Угер (Угорь) воздвиг невиданный для Покровска трехэтажный деревянный дворец, стены которого были украшены живописными изображениями генералов, русалок, рыцарей и тирольских охотников. Окна галерей — разноцветными стеклами. А крыша — десятками флюгеров, вертушек и трещоток. Напоминавший, по словам Кассиля, лоскутное одеяло, весьма непрочно отстроенный дом, в котором Леля и Ося играли в Швамбранию, был разобран на дрова. А его место занял ныне закрытый мясокомбинат…
Хорошая примета
Улица Льва Кассиля упирается в одноименный сквер с памятником «Фантазер»: мечтающий о необыкновенных путешествиях юный Кассиль держит на коленях том Жюля Верна. Вдоль южной границы сквера стоит здание бывшей покровской мужской гимназии, директор которой, сухой и черствый формалист Рыбий Глаз, и завел тот самый «кондуит» — журнал, где фиксировались все проступки воспитанников.
Застроенная с обеих сторон бывшая Сенная площадь (ныне Свободы) фактически превращена в улицу. Дорогой обратно к Волге сделаем остановки у Троицкого собора и у памятника покровскому купцу первой гильдии, благотворителю и меценату Федору Кобзарю. Когда‑то его отцу волжскому крестьянину Егору Петровичу посчастливилось выиграть в лотерею 200 тысяч рублей, после чего он развернул широкую торговлю хлебом, солью, лесом и нефтью. По инициативе его сына в Покровске выстроили здание Биржи (ныне там загс), а в 1914 году повысили статус Покровской Слободы до уровня города.
И вот мы на площади Ленина (она же — Базарная, Покровская и Коммунальная). Двухэтажный, с протяженным фасадом дом № 36. Здесь в первом этаже в 1913 году поселилась семья доктора Кассиля. Здесь глава семьи вел прием, а его сыновья придумали сказочную страну Швамбранию. В главе «Домашний капитан» читаем: «Нарядные свадебные кортежи почти всегда считают долгом остановиться перед нашими окнами. Цветистая кутерьма окружает тогда наш дом… Сотни бубенцов брякают на перевитых лентами хомутах… И пляшут, пляшут прямо в широких санях, с лентами и бумажными цветами в руках багровые визжащие свахи…».
Оказывается, покровская традиция возникла не случайно. Абрам Кассиль пользовал больных с разными недугами, но специализировался на акушерстве и гинекологии. Обыватели Покровска считали, что если после венчания молодожены непременно остановятся под докторскими окнами, брак обязательно будет многодетным…
«Так плывут арбузные корки»
Второй этаж «Швамбранского дома» занимала семья хозяина — купца Николая Ухина. В Покровске в 1919 году родился его внук — будущий ленинградец и народный художник СССР Андрей Мыльников. На площади Ленина в сквере его имени живописцу установлен памятник. Симметрично расположенные другие сквер и памятник увековечивают имя еще одного уроженца Энгельса — композитора Альфреда Шнитке. Кстати, в 1997‑м Мыльников передал родному городу собрание своих работ — так в «Швамбранском доме» появилась Энгельсская картинная галерея. Боковой фасад здания выходит на «покровский Арбат» — знаменитую Брешку. Вот как описано ежевечернее гуляние по Брешке в «Кондуите и Швамбрании»: «Вся Брешка — два квартала. Гуляющие часами толкались туда и назад, от угла до угла, как волночки в ванне от борта до борта. Девчата с хуторов… плыли медленно, колыхаясь. Так плывут арбузные корки у волжских пристаней… Вся Брешка была черна от шелухи подсолнухов. Семечки называли у нас «покровский разговор»…».
Та самая Брешка давно уже называется Театральной улицей. А на месте упомянутого в повести Льва Кассиля кинематографа «Пробуждение» работает местный Театр оперетты.
Читайте также:
Республика Коми: край суровых просторов, древних легенд и каменных великанов
«Квадраты» выйдут из тени: Ленобласть подключилась к эксперименту по легализации гостевых домов
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (7985) от 04.09.2025 под заголовком «Где искать Швамбранию».





Комментарии