Газированное лето. Как развивается рынок безалкогольных напитков в России?
Героем нашего предыдущего повествования был самый что ни на есть народно-патриотический напиток — квас. В прошлом году, как известно, россияне поставили рекорд по его употреблению. На это во многом повлиял уход с нашего рынка иностранных производителей сладкой газировки с их «колами». Но — посмотрим на товарные полки. Чужестранные производители, может быть, и ушли, а газировка — вот она, в достаточно широком ассортименте.
ФОТО Francesca Hotchin on Unsplash
Кола по‑нашему
И в нем, в ассортименте, — «кола»! Отечественного производства. Место рождения продукта — подмосковная Балашиха. Там давно уже обосновалась одна из крупнейших компаний по производству лимонадов и газированных напитков. «Удалось ли убедить покупателя, что наша «кола» ничем не хуже иностранной?» — задали вопрос гендиректору предприятия Наталии Сахниной.
«Удалось, — с уверенностью ответила та. — Мы начали создавать свою «колу» еще раньше, осознав, что среди напитков это самый большой сегмент во всем мире. Задачу сделать «как у них» не ставили. Была задача сделать лучше. Разработали рецепт, произвели пробные партии напитка. И отправили их потенциальным потребителям для проведения так называемых слепых дегустаций. Испытания проводились несколько месяцев, и результат нас порадовал».
Кстати, та же компания владеет рецептурой и эксклюзивным правом на производство известнейшей газировки «Байкал», которой уже без малого полвека. Появился «Байкал» в 1976 году «по заданию партии», как аналог все той же «колы». Рецептура и технология напитка разрабатывались во Всесоюзном НИИ пиво-безалкогольной промышленности и долгое время пребывали под грифом «служебная тайна».
Десятилетиями Россия утоляла жажду родными «шипучками». «Буратино», «Колокольчик», «Ситро», «Дюшес», «Крюшон», «Крем-сода»… Классические отечественные напитки помимо приятного вкуса обладали замечательными тонизирующими и восстанавливающими средствами. Кроме «Байкала» вспомним «Тархун», «Саяны»…
Рыночного монополизма тогда не существовало — «Байкал», как и все прочие лимонады, производили многие предприятия. Нынче же, лишившись этого права, региональные компании разработали собственные рецептуры «таежных» напитков. Правда, многие все‑таки ориентировались на тот же «Байкал» — благо его рецептуру со временем рассекретили.
Вот она. Вода, сахар и лимонная кислота как регулятор кислотности — это основа любого лимонада. А дальше — целый набор натуральных (!) ароматических веществ. Шалфей, полынь горькая, корень дягиля, горечавка, кардамон. Масло хмеля, эвкалипта, лавра. Бузину не забыли — экстракт цветов. И корень солодки — тоже в экстрактном исполнении.
Эксперты рынка газированных и прохладительных напитков утверждают, что на прилавки торговых сетей Петербурга и Москвы приходит лишь малая часть «таежных» изобретений региональных производителей. И это ограничивает выбор столичным любителям подобного пития.
Важная «побочка»
Что поделать, региональным производителям всегда приходится выживать в условиях жесткой конкуренции. А в прошлом году им пришлось озаботиться не столько разработкой новых вкусовых гамм, сколько решением множества проблем, преподнесенных внешними обстоятельствами.
Возникли сложности с поставкой тары, особенно банок-жестянок. Пропали запчасти для импортного оборудования. Где‑то на границах застряли концентраты, необходимые для некоторых напитков. Прекратились поставки сырья для относительно новой для нашего рынка продукции — напитков с алоэ Вера и мохито. И немалую тревогу вызвало предупреждение о том, что отечественная газировка может остаться без… газа.
Углекислый газ (СО2) пищевая промышленность и прочие заинтересованные организации закупают у химических предприятий, производящих удобрения. В их технологической цепочке газ — побочный продукт. В начале прошлого года Россия по известным причинам сократила экспортные поставки удобрений, соответственно, стало меньше и углекислого газа. «Повезло», пожалуй, только производителям пива, параллельно выпускающим безалкогольные напитки: у них есть возможность использовать собственный газ, получаемый при брожении.
В теории наши «лимонадники» могли бы избежать сложностей, если бы озаботились строительством собственных хранилищ газа. И создавали его запасы, закупая СО2 впрок. Но на практике делать это никто не спешил. Что вполне объяснимо: удобрений Россия производила немерено и газа всегда было в достатке.
Впрочем, в прошлом году у «лимонадников» была альтернатива: увеличить производство негазированных напитков. Лето было жарким, и спрос на любое питие — повышенным. Но тут вновь поднялся спрос на минеральные удобрения, конвейер заработал, выпуск СО2 встал на обкатанные рельсы.
…Газированные напитки, лимонады — это составная часть огромного рынка безалкогольных напитков. В раскладе отраслевых специалистов рынок делится на несколько сегментов. Возглавляет его вода — питьевая и минеральная. Дальше идут соки, нектары и сокосодержащие напитки. Следом — фруктово-ягодные напитки: натуральные газированные и негазированные; напитки со вкусоароматическими добавками — газированные и негазированные. То есть все лимонады как раз в этой группе. За ними, отдельной строкой, подтягиваются квас и квасные напитки. И замыкают шествие тонизирующие напитки: кофеиносодержащие, напитки на основе тонизирующих растений без кофеина, энергетические напитки.
Производство безалкогольных напитков в последние годы прирастало ускоренными темпами и к началу прошлого года доросло до 18 миллиардов литров. При общем потреблении 21 миллиард литров. Разницу покрывал импорт. Доля его, как видим, совсем небольшая.
Прошлый год оказался по‑настоящему переломным. Кому‑то пришлось сократить производство. Кому‑то, увы, остановить его полностью — речь в основном о небольших предприятиях, не выдержавших конкуренции в условиях кризиса. Еще один заметный момент: с товарных полок в супермаркетах исчезли многие привычные бренды… Эксперты осторожничают с оглашением окончательных показателей работы отрасли в прошлом году. Но обывателю не столько цифры важны, сколько обзор торговых полок. А там, как уже говорилось, пустот не наблюдается.
А водица — лучше…
Основной вклад в динамику роста рынка безалкогольных напитков во все последние годы вносили газировка и питьевая вода. По потребительскому спросу в розничной торговле в летний сезон они идут примерно на равных. В зимний вода немного опережает. Но если летом довольно высок спрос на воду газированную, то зимой в приоритете вода без газа.
С прошлого года вся бутилированная вода — и с газом, и без, и простая питьевая, и минеральная — подлежит обязательной маркировке в системе «Честный знак». И есть большая надежда на то, что маркировка станет серьезной проблемой для тех, кто воду фальсифицирует. Да-да, оказывается, в нашей стране питьевая вода — один из самых подделываемых продуктов! У контролирующих организаций, работающих исключительно с водой, к ней немало претензий.
Есть, например, Главный испытательный центр питьевой воды. Его сотрудники признавались: контрафакта на рынке очень много — и питьевой воды, и минеральной. Под раскрученные бренды разливают водопроводную воду, а на этикетке пишут, что из скважины. И только в лаборатории можно определить, откуда товар.
Говорят еще, что много на рынке товаров-имитаторов, когда подделывается не продукт, а товарный знак. Например, слово «Ессентуки» на этикетке пишется с одной буквой «с». А сама упаковка похожа на оригинал как… две капли воды.
Кстати, далеко не все производители скрывают, что их водица «из‑под крана». Дело в том, что существует ГОСТ 32220-2013 «Вода питьевая, расфасованная в емкости», допускающий использование воды — цитата: «из централизованной системы водоснабжения, прошедшей водоподготовку перед разливом в емкости и с измененными санитарно-химическими характеристиками исходной воды».
Газировка, лимонад — это, конечно, здорово! Сладко, вкусно, а в некоторых случаях даже и полезно. Но если говорить о жаждоутолительных свойствах, что так важно в летнюю жару, — то лучше отдать предпочтение обычной питьевой воде.
Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в мае повысились на 0,2 %. С начала года — на 2,3 %.
Плодоовощная продукция подешевела в среднем на 0,9 %. В частности, огурцы свежие — на 35,7 %, помидоры — на 20,7, бананы — на 5,9, грибы свежие — на 4,2, апельсины — на 3,2. При этом капуста белокочанная подорожала в 1,7 раза, морковь — на 18,8 %, свекла — на 12,6, лимоны — на 11,4, лук репчатый — на 9,6 %.
Рост цен отмечался на куры охлажденные и мороженые — на 5,6 %, сахар-песок — 4,9, пельмени — 4,3, печенье — 4,2, муку пшеничную — 2,4 %. Снижение цен отмечалось на сосиски, сардельки — на 4,4 %, чай черный байховый — на 4,3, кетчуп — на 3,6, масло подсолнечное — на 3,1, рис — на 2,9, печень говяжью, свиную — на 2,7 %.
Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах мая составила 6542 рубля 09 копеек в расчете на месяц, что на 123 рубля 50 копеек выше, чем в апреле.
Из непродовольственных товаров ювелирные изделия из золота подорожали на 12,5 %, велосипеды и мотоциклы — на 3,0, белье постельное — на 2,2, металлическая посуда и металлические предметы домашнего обихода — на 1,9 %. Из бытовой техники и электроники наблюдался рост цен на лампы светодиодные — 12,0 %, смартфоны, мониторы для настольных компьютеров — 2,7, утюги — 1,9 %. При этом пылесосы подешевели на 3,8 %, телевизоры — на 3,3, холодильники — на 3,0, ноутбуки — на 2,6 %.
В мае экскурсионные услуги стали дороже на 10,5 %, стоимость проезда в поездах дальнего следования выросла на 10,3, стоимость санаторно-оздоровительных услуг — на 9,6, абонентская плата за доступ к сети Интернет — на 5,2 %. Стоимость билетов в кинотеатры понизилась на 9,1 %
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (7438) от 19.06.2023 под заголовком «Газированное лето».
Комментарии