Газированное лето. Как развивается рынок безалкогольных напитков в России?

Героем нашего предыдущего повествования был самый что ни на есть народно-патриотический напиток — квас. В прошлом году, как известно, россияне поставили рекорд по его употреблению. На это во многом повлиял уход с нашего рынка иностранных производителей сладкой газировки с их «колами». Но — посмотрим на товарные полки. Чужестранные производители, может быть, и ушли, а газировка — вот она, в достаточно широком ассортименте.

Газированное лето. Как развивается рынок безалкогольных напитков в России? | ФОТО Francesca Hotchin on Unsplash

ФОТО Francesca Hotchin on Unsplash

Кола по‑нашему

И в нем, в ассортименте, — «кола»! Отечественного производства. Место рождения продукта — подмосковная Балашиха. Там давно уже обосновалась одна из крупнейших компаний по производству лимонадов и газированных напитков. «Удалось ли убедить покупателя, что наша «кола» ничем не хуже иностранной?» — задали вопрос гендиректору предприятия Наталии Сахниной.

«Удалось, — с уверенностью ответила та. — Мы начали создавать свою «колу» еще раньше, осознав, что среди напитков это самый большой сегмент во всем мире. Задачу сделать «как у них» не ставили. Была задача сделать лучше. Разработали рецепт, произвели пробные партии напитка. И отправили их потенциальным потребителям для проведения так называемых слепых дегустаций. Испытания проводились несколько месяцев, и результат нас порадовал».

Кстати, та же компания владеет рецептурой и эксклюзивным правом на производство известнейшей газировки «Байкал», которой уже без малого полвека. Появился «Байкал» в 1976 году «по заданию партии», как аналог все той же «колы». Рецептура и технология напитка разрабатывались во Всесоюзном НИИ пиво-безалкогольной промышленности и долгое время пребывали под грифом «служебная тайна».

Десятилетиями Россия утоляла жажду родными «шипучками». «Буратино», «Колокольчик», «Ситро», «Дюшес», «Крюшон», «Крем-сода»… Классические отечественные напитки помимо приятного вкуса обладали замечательными тонизирующими и восстанавливающими средствами. Кроме «Байкала» вспомним «Тархун», «Саяны»…

Рыночного монополизма тогда не существовало — «Байкал», как и все прочие лимонады, производили многие предприятия. Нынче же, лишившись этого права, региональные компании разработали собственные рецептуры «таежных» напитков. Правда, многие все‑таки ориентировались на тот же «Байкал» — благо его рецептуру со временем рассекретили.

Вот она. Вода, сахар и лимонная кислота как регулятор кислотнос­ти — это основа любого лимонада. А дальше — целый набор натуральных (!) ароматических веществ. Шалфей, полынь горькая, корень дягиля, горечавка, кардамон. Масло хмеля, эвкалипта, лавра. Бузину не забыли — экстракт цветов. И корень солодки — тоже в экстрактном исполнении.

Эксперты рынка газированных и прохладительных напитков утверждают, что на прилавки торговых сетей Петербурга и Москвы приходит лишь малая часть «таежных» изобретений региональных производителей. И это ограничивает выбор столичным любителям подобного пития.

Важная «побочка»

Что поделать, региональным производителям всегда приходится выживать в условиях жесткой конкуренции. А в прошлом году им пришлось озаботиться не столько разработкой новых вкусовых гамм, сколько решением множест­ва проблем, преподнесенных внешними обстоятельствами.

Возникли сложности с поставкой тары, особенно банок-жестянок. Пропали запчасти для импортного оборудования. Где‑то на границах застряли концентраты, необходимые для некоторых напитков. Прекратились поставки сырья для относительно новой для нашего рынка продукции — напитков с алоэ Вера и мохито. И немалую тревогу вызвало предупреждение о том, что отечественная газировка может остаться без… газа.

Углекислый газ (СО2) пищевая промышленность и прочие заинтересованные организации закупают у химических предприятий, производящих удобрения. В их технологической цепочке газ — побочный продукт. В начале прошлого года Россия по известным причинам сократила экспортные поставки удобрений, соответственно, стало меньше и углекислого газа. «Повезло», пожалуй, только производителям пива, параллельно выпускающим безалкогольные напитки: у них есть возможность использовать собственный газ, получаемый при брожении.

В теории наши «лимонадники» могли бы избежать сложностей, если бы озаботились строительством собственных хранилищ газа. И создавали его запасы, закупая СО2 впрок. Но на практике делать это никто не спешил. Что вполне объяснимо: удобрений Россия производила немерено и газа всегда было в достатке.

Впрочем, в прошлом году у «лимонадников» была альтернатива: увеличить производство негазированных напитков. Лето было жарким, и спрос на любое питие — повышенным. Но тут вновь поднялся спрос на минеральные удобрения, конвейер заработал, выпуск СО2 встал на обкатанные рельсы.

…Газированные напитки, лимонады — это составная часть огромного рынка безалкогольных напитков. В раскладе отраслевых специалистов рынок делится на несколько сегментов. Возглавляет его вода — питьевая и минеральная. Дальше идут соки, нектары и сокосодержащие напитки. Следом — фруктово-ягодные напитки: натуральные газированные и негазированные; напитки со вкусоароматическими добавками — газированные и негазированные. То есть все лимонады как раз в этой группе. За ними, отдельной строкой, подтягиваются квас и квасные напитки. И замыкают шествие тонизирующие напитки: кофеиносодержащие, напитки на основе тонизирующих растений без кофеина, энергетические напитки.

Производство безалкогольных напитков в последние годы прирастало ускоренными темпами и к началу прошлого года доросло до 18 миллиардов литров. При общем потреблении 21 миллиард лит­ров. Разницу покрывал импорт. Доля его, как видим, совсем небольшая.

Прошлый год оказался по‑настоящему переломным. Кому‑то пришлось сократить производство. Кому‑то, увы, остановить его полностью — речь в основном о небольших предприятиях, не выдержавших конкуренции в условиях кризиса. Еще один заметный момент: с товарных полок в супермаркетах исчезли многие привычные бренды… Эксперты осторожничают с оглашением окончательных показателей работы отрасли в прошлом году. Но обывателю не столько цифры важны, сколько обзор торговых полок. А там, как уже говорилось, пустот не наблюдается.

А водица — лучше…

Основной вклад в динамику рос­та рынка безалкогольных напитков во все последние годы вносили газировка и питьевая вода. По потребительскому спросу в розничной торговле в летний сезон они идут примерно на равных. В зимний вода немного опережает. Но если летом довольно высок спрос на воду газированную, то зимой в приоритете вода без газа.

С прошлого года вся бутилированная вода — и с газом, и без, и простая питьевая, и минеральная — подлежит обязательной маркировке в системе «Честный знак». И есть большая надежда на то, что маркировка станет серьезной проблемой для тех, кто воду фальсифицирует. Да-да, оказывается, в нашей стране питьевая вода — один из самых подделываемых продуктов! У конт­ролирующих организаций, работающих исключительно с водой, к ней немало претензий.

Есть, например, Главный испытательный центр питьевой воды. Его сотрудники признавались: контрафакта на рынке очень много — и питьевой воды, и минеральной. Под раскрученные бренды разливают водопроводную воду, а на этикетке пишут, что из скважины. И только в лаборатории можно определить, откуда товар.

Говорят еще, что много на рынке товаров-имитаторов, когда подделывается не продукт, а товарный знак. Например, слово «Ессентуки» на этикетке пишется с одной буквой «с». А сама упаковка похожа на оригинал как… две капли воды.

Кстати, далеко не все производители скрывают, что их водица «из‑под крана». Дело в том, что существует ГОСТ 32220-2013 «Вода питьевая, расфасованная в емкос­ти», допускающий использование воды — цитата: «из централизованной системы водоснабжения, прошедшей водоподготовку перед разливом в емкости и с измененными санитарно-химическими характеристиками исходной воды».

Газировка, лимонад — это, конечно, здорово! Сладко, вкусно, а в некоторых случаях даже и полезно. Но если говорить о жаждоутолительных свойствах, что так важно в летнюю жару, — то лучше отдать предпочтение обычной питьевой воде.

Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в мае повысились на 0,2 %. С начала года — на 2,3 %.

Плодоовощная продукция подешевела в среднем на 0,9 %. В частности, огурцы свежие — на 35,7 %, помидоры — на 20,7, бананы — на 5,9, грибы свежие — на 4,2, апельсины — на 3,2. При этом капуста белокочанная подорожала в 1,7 раза, морковь — на 18,8 %, свекла — на 12,6, лимоны — на 11,4, лук репчатый — на 9,6 %.

Рост цен отмечался на куры охлажденные и мороженые — на 5,6 %, сахар-песок — 4,9, пельмени — 4,3, печенье — 4,2, муку пшеничную — 2,4 %. Снижение цен отмечалось на сосиски, сардельки — на 4,4 %, чай черный байховый — на 4,3, кетчуп — на 3,6, масло подсолнечное — на 3,1, рис — на 2,9, печень говяжью, свиную — на 2,7 %.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах мая составила 6542 рубля 09 копеек в расчете на месяц, что на 123 рубля 50 копеек выше, чем в апреле.

Из непродовольственных товаров ювелирные изделия из золота подорожали на 12,5 %, велосипеды и мотоциклы — на 3,0, белье постельное — на 2,2, металлическая посуда и металлические предметы домашнего обихода — на 1,9 %. Из бытовой техники и электроники наблюдался рост цен на лампы светодиодные — 12,0 %, смартфоны, мониторы для настольных компьютеров — 2,7, утюги — 1,9 %. При этом пылесосы подешевели на 3,8 %, телевизоры — на 3,3, холодильники — на 3,0, ноутбуки — на 2,6 %.

В мае экскурсионные услуги стали дороже на 10,5 %, стоимость проезда в поездах дальнего следования выросла на 10,3, стоимость санаторно-оздоровительных услуг — на 9,6, абонентская плата за доступ к сети Интернет — на 5,2 %. Стоимость билетов в кинотеатры понизилась на 9,1 %

#рынок #напитки #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (7438) от 19.06.2023 под заголовком «Газированное лето».


Комментарии