Флаг над флигелем. Как Чехов жил в усадьбе «Мелихово»

В 1954 году, когда исполнилось 50 лет со дня смерти Антона Павловича Чехова, небольшой подмосковный поселок Лопасня стал именоваться городом Чеховом. В 1892 году писатель приобрел у художника Николая Павловича Сорохтина усадьбу «Мелихово», расположенную в 12 верстах к востоку от Лопасни.

Флаг над флигелем. Как Чехов жил в усадьбе «Мелихово» | Кабинет А. П. Чехова в Мелихове. ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

Кабинет А. П. Чехова в Мелихове. ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

«Чайка» у «Аквариума»

Мелиховский период жизни и творчества Антона Павловича занял семь лет. За эти годы им были написаны пьесы «Дядя Ваня» и «Чайка»; рассказы и повести «Палата № 6», «Крыжовник», «Ионыч», «Человек в футляре», «Анна на шее» и другие, общим числом 42 произведения. Для творческого уединения писатель выстроил в 1894 году вблизи старого мелиховского одноэтажного дома флигель, до сих пор называемый «флигелем «Чайки». Когда Чехов работал в нем, над кровлей поднимался флаг. Перед домом выкопали пруд «Аквариум» и в нем развели карасей: с детских таганрогских лет Чехов был заядлым рыболовом. За этим тихим занятием писатель обдумывал свои сюжеты; в некоторых из них - «Дочери Альбиона», «Налиме», «Рыбьем деле», «Злом мальчике» - присутствует и «рыбная» тема. В усадьбе были разбиты «Вишневый сад» и огород «Уголок Франции», где созревали спаржа и дыни, помидоры и артишоки.

Вместе с Антоном Павловичем проживала вся большая семья Чеховых - родители и братья писателя. Любимая сестра Мария Павловна, впоследствии одна из основательниц музея, занимала отдельную комнату, ныне украшенную ее живописными работами. Среди гостей усадьбы были художник Исаак Ильич Левитан и знаменитый «дядя Гиляй» — журналист и писатель Владимир Алексеевич Гиляровский.

Врачебная практика

В Мелихове А. П. Чехов активно занимался общественной деятельностью: участвовал в сборе материалов для Всероссийской переписи 1897 года, основал для крестьянских детей три школы - непосредственно в Мелихове и в соседних Новоселках и Талеже. В первых двух сейчас открыты музеи: соответственно, мемориальная школа и экспозиция «В мире чеховских героев». 2 января 1896 года в Лопасне по инициативе писателя, имевшего обширную переписку, было открыто почтово-телеграфное отделение, ныне - «Музей писем А. П. Чехова». Будучи по образованию врачом, Антон Павлович вел в Мелихове и окрестностях медицинскую практику: дважды в неделю принимал больных в усадьбе, в любое время суток выезжал по вызовам. Поскольку от вознаграждения писатель неизменно отказывался, крестьяне старались отблагодарить его по-своему. Однажды, например, скосили за ночь всю его траву, а местный сапожник всегда был рад починить Антону Павловичу стоптанную обувь.

Загадочная «козья ножка»

Решение о создании в Мелихове музея было принято в 1939 году. Двумя годами позже открыли экспозицию в сохранившемся флигеле, а в 1960 году, к 100-летию со дня рождения писателя, был восстановлен и усадебный дом. Здесь на столе в кабинете Чехова разложены его личные вещи - ручка, чернильница, знаменитое пенсне, фотография П. И. Чайковского с дарственной надписью (преподнесенный в ответ великому композитору снимок А. П. Чехова хранится в Музее-усадьбе Чайковского в Клину). В спальне писателя представлены подлинные предметы его гардероба, в столовой - фамильный чеховский сервиз на пять персон. Многие предметы мебели также принадлежали семье Чеховых.

В одной из усадебных построек сегодня полностью восстановлена обстановка сельской амбулатории. Среди старинных медицинских инструментов можно увидеть и загадочную «козью ножку» (на снимке), которой фельдшер Курятин из рассказа «Хирургия» собирался удалить зуб дьячку Вонмигласову.

Таксы Бром и Хина

На территории усадьбы, кроме двух памятников самому писателю, установлены скульптуры его любимых такс - бойкого и услужливого Брома Исаевича и ленивой и ехидной Хины Марковны (на снимке). Понятно, что доктор Чехов нередко прописывал пациентам успокоительную настойку брома и противолихорадочные препараты из алкалоидов хинной коры. Еврейские же отчества, скорее всего, беззлобная шутка. Антисемитом Чехов никогда не был.

Всем собакам Антон Павлович предпочитал именно такс. Эту породу (правда, в помеси с дворняжкой) он запечатлел в известной и любимой нами с детства «Каштанке». Памятники А. П. Чехову в компании с Каштанкой поставлены и на Воробьевых горах в Москве близ медицинского центра альма-матер писателя - Московского университета, и в подмосковном Звенигороде, где молодой Антон Павлович работал в местной больнице. Известно, что щенков Брома и Хины писатель охотно раздавал друзьям. Один из их внуков или правнуков, «очаровательный таксик» Бокс Второй, через пока еще не установленные третьи руки оказался в семействе Рукавишниковых - Набоковых и после революции вместе с ними покинул Россию.

В своих мемуарах «Другие берега» Владимир Владимирович Набоков вспоминал, как в 1930-х годах «старый и сердитый» пес, одетый в потрепанное серое пальтецо и длинный проволочный намордник, сопровождал свою хозяйку в прогулках по Праге и служил писателю-изгнаннику одним из немногих звеньев, связывавших его с русской классической литературой. Но это уже другая история...

А вот каждый год в конце августа в Мелихово привозят десятки такс на всероссийский фестиваль «Таксы Чехова».

#Чехов #литература #усадьба #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 049 (6447) от 19.03.2020 под заголовком «Флаг над флигелем».


Комментарии