Если дело – в шляпе. Анна Михайлова – о важности аксессуара в образе

Во времена заката СССР и первые годы перестройки шляпы не были популярны. Женщины любовались ими в кино, но в основном носили самовязаные шапочки и вечные беретки. Но именно в 1990-е Анна Михайлова открыла совместно с подругой свой салон. Начала с причесок, а затем появились и шляпы. Сейчас, двадцать лет спустя, она – один из самых известных шляпных дизайнеров и стилистов Петербурга.

Если дело – в шляпе. Анна Михайлова – о важности аксессуара в образе | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

– Анна, многие поклонники Анны Нетребко обратили внимание на красивую шляпку, в которой певица вышла на сцену Мариинского театра в опере «Тоска». Говорят, это ваших рук дело?

– Все получилось спонтанно. Не то чтобы я делала шляпу на заказ специально к костюму Тоски в опере. Анна пришла в салон и выбирала все сама. Много перемерила: это слишком ярко, это чересчур экстравагантно – прикидывала, прокручивала в голове образ героини. И выбрала шляпу из серии шату. Это такие маленькие шляпки, похожие на «менингитки», бывшие в большой моде в пятидесятые годы. Они ничего не прикрывали, были просто как украшение, бижутерия своего рода. Но «менингитки», согласитесь, звучит не очень приятно. На Западе такие головные уборы называли half-hat – половинка шляпы, или cracked egg hat – разбитое яйцо. И это тоже не слишком красиво. Потому я и решила называть такие шляпки-малышки – шату, соединив слога двух французских слов chapeau (шляпка) и toucher (прикосновение). По-моему, очень мило.

Сделана шляпка из серого бархата, чуть декорирована стразами и двумя эгретами в тон (перьями, закрепленными и устремленными вверх). Я до последнего момента не могла поверить, что Анна Нетребко появится в моей шляпке на исторической сцене Мариинского театра. Но это случилось, да еще в День всех влюбленных. Мечты исполняются.

– В Интернете немало рассказов о том, как вы стали стилистом и дизайнером шляп.

– Я с детства стремилась к красоте. Это в крови. Подружкам в песочнице заплетала косички. Однажды словно озарило: хочу стоять на сцене среди красивых людей. Но не как актриса – а как-то по-другому. Слова «стилист» тогда еще не было в обиходе, я росла в семье советских инженеров. В результате поступила в педагогический, готовилась быть учителем труда для мальчиков. Освоила на практике множество ремесел. Параллельно училась на разных курсах. Даже делала искусственные цветы. И все эти умения потом мне пригодились. Началась перестройка, трудное время, надо было как-то кормить семью, выживать. И я дала объявление в газету «Из рук в руки», что делаю прически невестам. А потом были парикмахерские курсы, участие в национальном конкурсе фантазийных причесок. И представьте себе, я, будучи никем в мире парикмахерского искусства, заняла в конкурсе второе место. После чего с трясущимися от волнения коленками пошла в лучший салон красоты той поры на Литейном, 20. С собой принесла альбом с фотографиями, на которых были запечатлены сделанные мной прически. Приняли меня в салоне очень тепло, взяли на работу, и вскоре я стала мастером по созданию вечерних и фантазийных причесок.

А в 1999 году решилась вместе с приятельницей открыть свое дело. И вот мы вместе уже 22 года. Большой срок в бизнесе. Шляпы появились как дополнение к прическам.


Салон Анны Михайловой / Фото автора

– Шанель, которая, как известно, начинала карьеру с изготовления головных уборов, говорила: «Шляпы не для толпы. Они никогда не демократизируются». Вы согласны?

– Соглашусь, но не на 100 процентов. Я ведь девочка советского розлива. Чем больше людей будут носить шляпы, тем я буду счастливее. Я потому и держу невысокие цены, чтобы мои модели были доступны всем. И я делаю не только вечерние шляпки, но и картузы, береты. Картузы заказываю на фабрике, потому что там нужно специальное оборудование для создания формы. А береты делаю сама. Еще чалмы пользуются спросом. Форма их отработана, выверена до миллиметра. Здесь важны всякие нюансы – высота узла, например, чтобы чалма не сползала вперед, красиво сидела на голове.

– Когда я смотрю на ваши шляпки, мне вспоминаются акварельные портреты красавиц пушкинского времени... Какие эпохи в истории костюма вам близки? Что вас вдохновляет?

– Меня часто спрашивают об этом. И я отвечаю: «Все». Понимаю, что это не тот ответ, которого от меня ждут журналисты, любящие конкретику. Но это правда. Откуда берутся идеи? Наверное, из всемирного эфира. Там – вся культура прошлого, идеи нынешних творцов. А еще – книга, фильм, мелодия, погода. Бывает, зависаешь от узора какой-нибудь садовой решетки. Природа – неисчерпаема. Искусство – тоже. Бывает, часами брожу по Эрмитажу, рассматриваю портреты, скульптуры. В том числе, конечно, прически.


Анна Михайлова / Фото автора

– А шляпа может скрыть недостатки?

– Дизайнер должен уметь работать с лицом. Мне, как дизайнеру, который вышел из парикмахеров, это легче. Я вижу человека объемно, как бы в формате 3D. Знаю, как подчеркнуть скулы, выделить линию бровей, глаза...

А когда вы сами выбираете шляпу, то можно даже ничего не знать о законах пропорций, золотом сечении. Просто положиться на интуицию – мерить, мерить, мерить. Одна шляпка, вторая, третья, десятая, сотая... И вдруг – вот оно! Гениально, я – красавица!

– Помнится, журналистка и стилист Изабелла Блоу, рассказывая в интервью о своем друге Филиппе Трейси, говорила, что его шляпы помогают экономить на пластическом хирурге.

– Невозможно изменить лицо. Но шляпы – инструмент, чтобы ярче выглядеть. То, что может сделать шляпа, порой не может сделать прическа.

Изабелла Блоу – икона стиля. Она себя сделала. Но очень мало женщин, которые могут так себя вести. Как правило, женщины боятся, что будут выглядеть смешно. Выбирая наряд, аксессуары, большинство из них всегда задают вопрос: «А что обо мне подумают люди?». Потому предпочитают быть как все.

Я ведь тоже не хожу в шляпах все время. Я не готова к тому, что на меня будут оглядываться. Но бывают особые случаи в жизни. Например, сын женится. И женщине надо выглядеть идеально, как королеве-матери. Тут-то и пригодится шляпа. Стоит ее надеть, и вдруг вы заметите, что стали ярче глаза, четче скулы, нежнее цвет лица, длиннее шея, прямее осанка, грациознее походка... Такова магия шляп.

#шляпы #мода #одежда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 39 (6877) от 09.03.2021 под заголовком «Если дело – в шляпе».


Комментарии