Эпизод или явление? Западные компании хотят вернуться в российский бизнес

Еще месяц назад, когда только начались первые контакты США и России, о желании вернуться в РФ СМИ писали только со ссылкой на источники в компаниях, а сам бизнес старался обходить щекотливую тему. Теперь же западные компании все чаще выпускают официальные сообщения о желании вернуться в российский бизнес.

Эпизод или явление? Западные компании хотят вернуться в российский бизнес | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Южнокорейская компания рассказала, что провела пробный перезапуск своего московского завода по производству стиральных машин и холодильников. 

Публично о своем желании вернуться в РФ заявили главы международных энергетических трейдеров. До 2022 года именно они занимались торговлей российской нефтью — и хотели бы вернуться к этому в случае отмены санкций. Однако, как говорит глава международного трейдера Ричард Холтам, поскольку в компании работают много британцев, то снятия одних лишь американских санкций может оказаться недостаточно. При этом международные трейдеры переживают, что их услуги могут не понадобиться России, что РФ может не захотеть возвращаться к статус-кво, как было до СВО.

Что касается ситуации на рынке бытовой техники, то после снижения продаж в 2022 – 2023 годах рынок восстановился, а в 2024‑м показал рост. Решить вопрос удалось в том числе благодаря налаживанию параллельного импорта. «Значимого дефицита или системных проблем на рынке бытовой техники не наблюдается. Практически вся номенклатура, необходимая для создания комфортной среды обитания российских семей, присутствует, пусть она теперь и представлена брендами, о которых до начала санкционного ралли мало кто знал», — говорит Максим Максимов, доцент кафед­ры управления инновационной и промышленной политикой РЭУ им. Плеханова. По его данным, сегодня российские компании в той или иной степени контролируют более 50 % брендов, представленных в розничной торговле.

Что касается международных нефтегазовых трейдеров, то они не зря переживают о том, что могут быть не нужны РФ. «Для России возвращение международных нефтетрейдеров было бы выгодно только в том случае, если бы они создали прецедент, то есть первыми вернулись в нашу страну. Тогда следующие предприятия будут смелее, и смогут прийти те компании, которые нам реально нужны», — считает Игорь Юшков, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности. По его словам, с экономической точки зрения крупные мировые трейдеры могут быть интересны России только с учетом того, что они обладают огромными финансовыми ресурсами, которые могли бы вкладывать в российские проекты. «Но по большому счету с точки зрения компаний и государства эти трейдеры, конечно, нам не нужны. Российские компании создали свою систему трейдинга, работают через дочерние предприятия. Им невыгодно пускать на этот рынок глобальных игроков и платить им за услуги. Раньше мы на сторону отдавали колоссальные деньги именно на сопутствующие бизнесы — на услуги трейдинга, страхование перевозок и на сами перевозки российской нефти. Это миллиарды и даже десятки миллиардов долларов. Теперь, когда мы все это делаем сами, зачем нам снова отдавать эти деньги кому‑то на сторону, да еще и западным странам? В этом нет никакой необходимости», — полагает Юшков.

Аналитик Максим Максимов также уверен, что каждый из этих кейсов следует рассматривать достаточно взвешенно и непременно учитывать не только текущий момент, но и стратегическую перспективу. Во-первых, надо оценить, какие потери понесла наша экономика от выхода компании. Во-вторых, проанализировать, что даст возврат иностранца российскому бизнесу, говорит Максимов. В-третьих, для уникальных для нас компаний надо прописать их участие в технологическом развитии российской экономики, считает эксперт. «Отечественный рынок автотранспорта, например, вполне может приобрести новые драйверы развития, если корейцы вернутся не только с готовой продукцией или конвейерной сборкой, но и с необходимыми нам технологиями для создания производств, обеспечивающих запасными частями как продукцию российского автопрома, так и широкую линейку эксплуатируемых в России зарубежных авто», — резюмирует эксперт.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ 

Президент Владимир Путин, поручив правительству разработать правила возвращения «сбежавших» иностранных компаний, подчерк­нул, что никаких особых условий для возвращения западного бизнеса не будет. А вот интересы ­отечественного будут в приоритете. Также глава государства указал, что, хотя иностранцы продавали бизнес с дисконтом, они не должны при возвращении выкупить его обратно за такую же небольшую стоимость.

Читайте также:

Политика «на троих»: в Австрии сформировали правительство без победившей на выборах партии

Партнёрам не поздоровится. Чем грозят американские пошлины ближайшим соратникам Соединённых Штатов?


#экономика #санкции #бизнес

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 60 (7882) от 04.04.2025 под заголовком «Эпизод или явление?».


Комментарии