Экзамен из дома. В вузах Петербурга идет удаленная сессия

«У нас был потоковый зачет на сто человек. Преподаватели, сидя по домам, восемь часов нас слушали. Я, соответственно, сначала волновался часа четыре, пока до меня очередь дошла. Когда стал отвечать, начались проблемы со связью, так что меня «перенесли» в конец очереди. И я благополучно продолжил нервничать еще часа четыре», - жизнерадостно рассказывает студент одного из гуманитарных факультетов СПбГУ. ...Вообще-то похоже на очные зачеты с долгими нервными стояниями в коридоре. Но тут сидишь дома, и вроде бы комфорт, но в соседней комнате на компьютере на удаленке работают родители. Типичная картина в эти дни.

Экзамен из дома. В вузах Петербурга идет удаленная сессия | ФОТО Александра КОЛБАСОВА/ТАСС

ФОТО Александра КОЛБАСОВА/ТАСС

«Некоторых студентов я уже по голосу узнаю»

Студент (назовем его Кирилл) описывает механизм сдачи зачета. Вместо аудитории - платформа «Дискорд». Изначально она игровая, но после массового перехода на удаленку представляется и как «для дистанционного обучения».

- На «Дискорде» был заведен общий чат на сто человек. В определенное время все по ссылке присоединяются к системе. В чате создано несколько голосовых каналов для разных преподавателей - у каждого своя тема. Староста курса заранее определил очередь, каждый студент знает, кто за кем. Студент сначала «виртуально» идет к преподавателю-организатору, он запускает генератор случайных чисел - и тебе выпадает билет. В зависимости от темы вопроса «идешь» в канал к конкретному преподавателю. Вы оба включаете видео, микрофон - и видите друг друга. Тут уже похоже на обычный зачет: ты рассказываешь, преподаватель задает вопросы.

Требование - в поле зрения преподавателя должны быть руки студента. Чтоб не шустрил в смартфоне. Но вообще-то на это и времени нет: если на обычном устном зачете/экзамене дают на подготовку минут 15, тут отвечать надо практически сразу.

В СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на одном из зачетов времени «на раздумья» давалось не 15 минут. А три дня. При этом, как говорит Анастасия Стоцкая, доцент кафедры систем автоматического управления, на таком зачете не списать.

Предмет - практическое программирование на современном графическом языке LabView. Применяется в робототехнике, автоматизации, авиации, измерительной технике, но в школе с этим языком не знакомят, так что для студентов это терра инкогнита.

- Мы разделили студентов на небольшие подгруппы, каждому выдавалось индивидуальное задание. В течение трех дней можно было даже консультироваться с преподавателем, но уже не так подробно, как во время учебы. В день зачета студент подключался на «Дискорде» к преподавателю и защищал свое решение. Для идентификации я просила включить камеру, показать зачетку или студенческий билет. У некоторых студентов не было камеры, тогда я спрашивала определенные данные, которые можно проверить в личном кабинете. Вообще-то некоторых студентов я уже по голосу узнаю - тех, с которыми во время курса общалась чуть ли не каждый день.

Онлайн-общение во время последнего семестра, до сессии, было круглосуточным.

- «Круглосуточно» - это не фигурально выражаясь, - отмечает Анастасия. - Я ведущий лектор на курсе, мне помогают три ассистента-аспиранта, и мы изначально договорились, что кто-нибудь постоянно будет в системе. Среди студентов есть «совы» и «жаворонки», среди преподавателей тоже, так что я могла и в семь утра отвечать на вопросы, а аспиранты и в три ночи отвечали.

На зачете преподаватели видели на экране код программы, написанной студентом, и в режиме реального времени ее тестировали.

- По дополнительным вопросам очень легко понять, сам ли человек делал работу. Защитить не свое решение невозможно. Попытки схитрить были, но это нетипичный случай. Дело в том, что дисциплина очень практическая, она нужна в работе.

Стоцкая считает, что часть наработок дистанта очень неплохо бы оставить на постоянной основе: после нынешнего «удаленного» семестра у студентов останется весомый объем видеоматериалов - в отличие от очных лекций, где «послушал и ушел».

Третьекурсница «ЛЭТИ» Анастасия Федоркова рассказывает:

- Для меня зачет прошел безболезненно - этого языка программирования я не знала, но программа обучения была очень подробной. В «Ютьюбе» преподаватели разместили лекции, где все объяснялось, а если что-то оказывалось непонятно, можно было с ними связаться. Во время зачета волнуешься, как на очном. Но не могу сказать, что зачет мне дался трудно.

У нее пятерка. Без свидетелей

- Сегодня принимаю зачет по истории науки на третьем курсе, а завтра зачет по практикуму, по решению олимпиадных задач, это второй курс, - комментирует профессор РГПУ им. А. И. Герцена Сергей Рукшин.

Обычно письменный зачет проходит так, рассказывает профессор: сажаешь 25 - 30 человек, даешь одинаковые задания, «чтобы никто не был в преимущественном положении», каждый сидит за отдельным столом.

- Сейчас, если хочешь защититься от совсем уж бессовестного списывания, приходится принимать зачет индивидуально. Особенно у студентов, которые не отличались в течение семестра: не сдавали домашние задания, «болели» - либо без справки, либо со справкой из частной гинекологической клиники, что несколько странно для юноши.

Зачет у Рукшина проходит в скайпе или Zoom. Студент демонстрирует стол (что нет подсказок) и чистый лист бумаги, заранее подписанный. «У нас все-таки нет заграничных технологий, чтобы за каждым наблюдали по три камеры: одна показывает лицо, вторая - руки, третья - общий вид комнаты». В некоторых случаях Рукшин после собеседования просит студента фотографировать листки с ответами и ему пересылать:

- Чтобы остались документальные свидетельства. На дистанционном зачете нет аудитории, нет «свидетелей», которые тоже слышат ответ студента. Это не только ради того, чтобы преподавателю защититься от возможных обвинений в предвзятости. Но и для самих студентов, чтобы они уверились в том, что к ним отнеслись объективно.

Андрей Станкевич не только «лучший тренер мира по программированию» (Университет ИТМО удерживает лидерство по победам в мировом чемпионате), но и доцент, преподаватель. Зачеты и экзамены еще впереди, но на контрольных некоторые механизмы уже освоены.

- Стопроцентную честность обеспечить невозможно, - считает Станкевич. - Но, во-первых, у нас на направлении учатся все-таки мотивированные люди. А во-вторых, в ИТМО балльно-рейтинговая система, за семестр нужно набрать 100 баллов, из них только 20 - это экзамен или зачет. То есть больший вес имеет работа в течение семестра - такое и раньше было.

Профессор ИТМО Анатолий Шалыто рассуждает:

- Знаете, почему ЕГЭ нельзя провести в онлайн-режиме? Потому что невозможно по всей стране обеспечить, чтобы под столом экзаменуемого не сидел на корточках репетитор и не подсказывал. Во многих вузах, думаю, примерно такая же проблема с экзаменами. У нас, например, на контрольных студент должен поставить камеру так, чтобы на экране было видно пространство, где он работает. И звук должен быть включен. Весь процесс записывается на видео. Причем, что интересно: ответы на компьютерные задания проверяются машиной автоматически, а видео контрольной работы отсматривают помощники преподавателя. Если заметили что-то подозрительное, тогда смотрит и преподаватель.

Андрей Станкевич считает, что трудность дистанта (не только экзаменов, а вообще) сосредоточена в двух моментах.

Первый - эффективность обучения. «Лекции сложнее читать в онлайне: мало обратной связи со студентом». И дистант влияет на вовлеченность: когда ты дома, обстановка не дает сосредоточиться исключительно на учебе.

Второй - технический: обеспечение компьютером и умение на нем работать.

Но на компьютерном факультете, понятно, даже преподаватели некомпьютерных дисциплин довольно уверенно обращаются с техникой. А в одном из известных гуманитарных вузов получилось так: при всеобщем переходе на дистант студенты вдруг перестали получать задания по одной из довольно специальных дисциплин. Оказалось, у пожилого преподавателя («Очень хороший») не было дома ни компьютера, ни смартфона. Вуз как-то не озаботился. Озаботились студенты:

- Мы посоветовались с одногруппниками и сами себе решили обеспечить дистанционное обучение, - рассказывает студент Дмитрий. - У меня был смартфон, нормальный, но зарядка уже не держала. Я купил симку с Интернетом, привез преподавателю домой, скачал вацап, объяснил, как пользоваться. И мы слушали онлайн-лекции весь май. Единственное - я вот о чем думаю: у преподавателя тоже предстоят зачеты, экзамены - если бы мы не провернули эту операцию со смартфоном, то что?

Сомнения в пользу обвиняемого

- Нет как такового «типичного зачета». Они все в разной форме проходят, - рассказывает Дмитрий. - Есть зачеты, где не спишешь, а есть другие...

Дмитрий описывает один из таких «других»: преподаватель заранее отправил студентам ссылку на свою книгу и список вопросов. К определенному сроку нужно было просто отправить ответы.

- В принципе я не готовился. Я знал, что у меня будет время написать ответ, всю книгу читать не надо - достаточно открыть раздел и по нему написать. Есть ли в этом какой-то глубокий смысл?.. Ну я определенно прочитал тот конкретный раздел. Подозреваю, что, если бы зачет проходил очно, подготовка была бы серьезнее.

Но, оговаривается Дмитрий, зачет был по «не очень важному предмету». И что студенты, что преподаватель воспринимали эту процедуру как формальность, как вынужденную временную меру:

- При переходе на дистанционное обучение у нас по некоторым условно факультативным предметам и лекций-то как таковых не было. Старосте курса присылали список книг, которые надо прочитать на неделе, - и все. Я считаю, правильно, что от нас не требовали знаний в полной мере. Потому что нам этих знаний и не дали в полной мере. Какие лекции - такой и зачет.

Хуже ли сдают, чем в «очный» период? Сергей Рукшин отвечает: семестр, который с середины марта проходил на дистанте, дал гораздо меньше знаний.

- Если говорить о тех, кто пострадал больше всего, - думаю, это первокурсники. Первый курс имеет установочный смысл: он учит учиться. А тут психологически мы лишили первокурсников нормального полноценного отчета за годовой курс. Не случайно некоторые вузы хотели продлить учебный год и провести сессию в очном режиме в конце августа - сентябре. Что касается «хуже ли сдают»... Конечно, чрезвычайные обстоятельства нуждаются в чрезвычайных методах выживания. И сейчас мы все «будем входить в положение», учитывать, что «студентам и так тяжело» и что «все сомнения толкуются в пользу обвиняемого». Да, никто не виноват. Хорошему студенту не повезло, потому что он недополучил то, что мог бы получить. Плохому, возможно, повезло, потому что есть надежда на снисхождение. Но повезло ли с дистантом глобально, стране, которая обретет, возможно, не вполне доученных специалистов - отвечу однозначно: не повезло.

#вузы #экзамены #образование #самоизоляция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 099 (6697) от 10.06.2020 под заголовком «Покажи камере зачетку».


Комментарии