Эксперты оценили параметры федерального бюджета на 2022 – 2024 годы

Проект российского бюджета на ближайшие три года, утвержденный недавно Госдумой в первом чтении, оптимистично оценили не все эксперты, прежде всего из-за недостаточных, по их оценкам, расходов на медицину при растущем оборонном бюджете. Второе чтение документа в нижней палате парламента запланировано на 23 ноября, и, возможно, некоторые статьи расходов-доходов будут изменены, хотя вряд ли существенно.

Эксперты оценили параметры федерального бюджета на 2022 – 2024 годы | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Параметры очередного федерального бюджета традиционно сформированы на основе так называемого базового прогноза социально-экономического развития России на следующие три года с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых государством экономических мер. Правительство планирует ежегодный рост экономики на 3%, что, впрочем, вызывает сомнение у ряда экспертов, считающих такие ожидания оптимистичными в условиях пандемии и вызванных ею негативных тенденций на мировых рынках.

Тем не менее проект бюджета закладывает рост доходов с 25 021,9 млрд рублей в 2022 году (это больше на 5,2% по сравнению с 2021-м) до 25 831,8 млрд рублей в 2024-м (рост на 8,6% к нынешнему году).

На поступление доходов влияют изменения налогового и бюджетного законодательств. Например, корректировка налогообложения рентного дохода ряда добывающих отраслей и централизация части акцизов на нефтепродукты, повышение вывозных таможенных пошлин на отдельные сельскохозяйственные товары, корректировка демпфирующего механизма в обратном акцизе на нефтяное сырье, направленное на переработку.

Эксперты обращают внимание на «качели» с профицитом-дефицитом российской казны: если в доковидном 2019 году доходы в бюджете превышали расходы, то в 2020-м он был дефицитным. В меньшем объеме дефицит сохранился и в текущем году, а вот в 2022-м ожидается профицит (1% ВВП – 1327,7 млрд рублей), затем в 2023 и в 2024 годах – опять небольшой дефицит. Так, в 2024 году прогнозируется дефицит в размере 0,3% ВВП – 522,7 млрд рублей. Отчасти это связано с волатильностью цены на нефть.

Характерно, что заложенная в проекте цена на нефть учитывает ожидаемое снижение с 66 до 55 долларов за баррель. И Минфин прогнозирует снижение доли нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета. Эти доходы после увеличения в 2022-м (на фоне роста добычи после поэтапного снятия ограничений в рамках соглашения ОПЕК+) в последующие годы будут снижаться по отношению к ВВП. Согласно прогнозу министерства, зависимость федеральной казны от нефтегазовых доходов к 2036 году сократится почти на треть и опустится ниже отметки 25% от всех доходов бюджета. Однако пока Россия продолжает зависеть от «нефтяной иглы», хотя глобальный энергопереход в перспективе должен внести здесь свои коррективы.

Курс доллара в проекте документа предполагается в пределах 72 – 73 рублей. Уровень ожидаемой ежегодной инфляции тоже не пугающий – 4% (согласно официальным данным, в нынешнем году она выйдет на 5,8%, что больше 2020-го, когда было 4,9%, а в 2019-м – лишь 3%).

Расходы в проекте бюджета в 2021 и 2022 гг. приблизительно равны, а потом увеличатся. На социальную политику в будущем году потратят несколько меньше, чем в нынешнем, в 2023-м такие расходы вернутся на уровень 2021-го (что выше 2019-го, но ниже 2020-го). При этом возрастут траты на национальную оборону: в 2019 году на нее было выделено 2997,4 млрд рублей, в 2020-м – 3168,8 млрд, в 2021-м – 3381,4 млрд, в 2022-м – 3510,4 млрд, в 2023-м – 3557,2 млрд, а в 2024-м – 3811,8 млрд рублей. Кроме того, в бюджете есть постоянно возрастающая статья расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. И если в текущем году на нее планировалось 2384,4 млрд рублей, то в 2024-м – уже 3008,1 млрд рублей. А вот на национальную экономику затраты по сравнению с текущим годом чуть сократятся.

Что касается животрепещущей для россиян сферы ЖКХ, то на нее в течение трех лет средства из российской казны станут выделять по нарастающей, максимальная сумма придется на 2023 год – 545,3 млрд рублей. Расходы на образование также будут постоянно расти. Что касается здравоохранения, то в следующем году эта сфера получит меньше денег по сравнению с 2020-м и 2021-м, но заметно больше, чем в 2019-м. Так, на медицину в нынешнем году выделено 1362,3 млрд рублей, а в 2022-м она получит 1245,5 млрд рублей, в 2023-м – 1211,5 млрд рублей, в 2024-м – 1234,8 млрд рублей. Стоит, конечно, уточнить, что есть еще федеральный фонд ОМС, который целенаправленно заточен на нужды здравоохранения (утвержденный в первом чтении проект бюджета ФОМС оценивается в ежегодную сумму около 3 млрд рублей).

Меньше, чем прежде, будут финансироваться физкультура и спорт, особенно в 2024 году. Культура и кинематография получат от казны в течение трех лет приблизительно столько же, сколько и в нынешнем году. А вот обслуживание госдолга увеличится к 2024 году более чем в два раза. Межбюджетные трансферы, вызывающие тревогу не только у многих экспертов, но и у спикера Госдумы Вячеслава Володина в ходе первого чтения документа, не вырастут, хотя регионам в условиях пандемии приходится нести дополнительные затраты, не говоря уже об инфраструктурных проблемах.

В России в структуре расходов федерального бюджета также планируется значительное увеличение финансирования национальных проектов и мер по реализации посланий президента – совокупно рост составит более чем на 65% к уровню минувшего года. Например, национальный проект «Здравоохранение» в 2021-м оценивается в 255,1 млрд рублей, а в 2024-м – уже в 304,6 млрд. Финансирование нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» вырастет с 329,7 млрд рублей в 2022-м до 544,8 млрд в 2024-м. Национальный проект «Наука» выглядит скромнее – в 2022 году на него выделят 121 млрд рублей (но это больше нынешнего года на 21 млрд), в 2023-м – 150,4 млрд и в 2024-м – 139,1 млрд.

Кроме того, проектом закона о федеральном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на ликвидацию к 2025 году аварийного жилого фонда, в котором проживают порядка 500 тысяч граждан. В планах кабмина также увеличить объем средств Фонда национального благосостояния к концу 2024 года до 23 267,4 млрд рублей.

Научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов считает, что правительство справилось с задачей создать бюджет, который бы предполагал переход от антикризисной политики к политике нормального роста. Но, по мнению эксперта, необходимо увеличивать расходы на образование, науку, миграционную политику и некоторые другие направления, а также вырабатывать новую модель взаимоотношений между федеральным и региональными бюджетами.


#доходы #бюджет #оценка #расходы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (7049) от 12.11.2021 под заголовком «На что потратим казну».


Комментарии