Эксперт – о том, как живет Нагорный Карабах после войны

В Нагорный Карабах в сопровождении российских миротворцев возвратились уже несколько десятков тысяч жителей. Сейчас как на территории, вернувшейся к Азербайджану (это Кельбаджарский, Агдамский и Лачинский районы), так и в самом Нагорном Карабахе ведутся работы по разминированию, восстановлению общественных зданий и жилых домов. Сюда прибыли также российские спасатели и военные медики. Об истоках и последствиях карабахского конфликта мы побеседовали с доктором исторических наук профессором кафедры международных отношений на постсоветском пространстве факультета международных отношений СПбГУ Ниязи НИЯЗОВЫМ.

Эксперт – о том, как живет Нагорный Карабах после войны | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

– Ниязи Сабирович, некоторые исследователи Закавказья полагают, что первопричина конфликта – в договоренности между Лениным и основателем современной Турции Ататюрком о разделе зон влияния в этом регионе...

– Это так называемый исторический подход к пониманию ситуации. Как известно, каждая из конфликтующих сторон пытается доказать, что именно она имеет исторические права на Карабах. Армянская сторона ссылается на то, что это их земли еще со времен античной Великой Армении (существовала между II в. до н. э. и V в.  н. э. – Прим. ред.). Азербайджанская сторона апеллирует к соглашению между Карабахским ханством и Российской империей о протекторате России, заключенному в 1805 году. Однако исторический подход является тупиковым, особенно в отношении территорий, имеющих тысячелетнюю историю и в ходе многочисленных завоеваний постоянно менявших свой этнический состав.

Замечу, что в российском политическом поле существует терминологическая путаница между понятиями Карабах и Нагорный Карабах. Так вот Карабах – это обширный регион Азербайджана, а Нагорный Карабах – часть этого региона.

Что же касается большевиков, то напомню: советская власть в Закавказье была установлена вначале на территории Азербайджана, в который к этому моменту входил Нагорный Карабах. Затем советской стала Армения. Действительно, на заседании пленума Кавказского бюро ЦК РКП(б) в июле 1921 года обсуждался вопрос о передаче Нагорного Карабаха из Азербайджана в состав Армении. Но в итоге тогда ничего не изменилось в статусе этой территории. Вот фрагмент из текста постановления: «Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и учитывая постоянную экономическую связь нагорного и равнинного Карабаха с Азербайджаном, оставить Нагорный Карабах в составе Азербайджанской ССР».

– Тем не менее проблема никуда не исчезла...

– Когда к 1988 году центральная власть в СССР ослабла, руководство тогдашней Армении заговорило о передаче Нагорного Карабаха из состава Азербайджана в состав Армении, что стало катализатором не только начала противостояния, но и одним из факторов развала Советского Союза. Взаимные претензии начали нарастать, в конечном итоге все вылилось в полномасштабную войну.

В 1994 году армянские военные силы, на тот момент лучше подготовленные, установили контроль не только над Нагорным Карабахом, но и над семью прилегающими районами Нижнего Карабаха, то есть практически над всем Карабахом. В последовавших переговорах речь прежде всего шла о судьбе семи районов, в как затем и в известном плане Лаврова, министра иностранных дел России: предлагалось вернуть под контроль Азербайджана вначале пять районов, а через какое-то время – Кельбаджарский и Лачинский районы. Также речь шла о возвращении беженцев и вынужденных переселенцев, нормализации экономических связей.

Что касается статуса Нагорного Карабаха, то Азербайджан всегда его видел только в рамках территориальной целостности Азербайджана. Армения четко не проговаривала формат статуса, но смысл ее предложений привел бы к тому, что Нагорный Карабах фактически превращался бы в нового актора международных отношений. Первый президент Армении Левон Тер-Петросян выбрал тактику затягивания переговоров, полагая, что конфликт сойдет на нет сам собою. Такой же позиции придерживались и следующие руководители страны, что было их большой ошибкой.

Ничего не добилась и Минская группа ОБСЕ, созданная еще в начале 1990-х для урегулирования ситуации в Карабахе. При этом Россия прилагала большие усилия для того, чтобы не допустить военного столкновения двух сторон. Особенно российская дипломатия активизировалась после вооруженного конфликта в апреле 2016 года. Тогдашний президент Армении Серж Саргсян даже заявил, что готов приступить к реализации плана Лаврова. Однако начавшиеся внутренние процессы в Армении привели к тому, что режим Саргсяна в 2018 году пал и к власти пришел Никол Пашинян. Все достижения по урегулированию конфликта перечеркнуло его заявление о том, что Карабах – это Армения, и стало понятно, что дело движется к войне. При этом армянская армия была совершенно не готова к военным действиям в современных условиях, в то время как в Азербайджане после 1994 года активно занимались модернизацией не только экономики, но и армии. И в итоге 27 сентября этого года началась новая война.

– Почему президент Азербайджана Ильхам Алиев, взяв Шушу и имея возможность быстро войти в столицу Нагорного Карабаха Степанакерт, остановился и согласился на подписание трехстороннего соглашения?

– Во-первых, Алиев с самого начала давал понять, что если Армения согласится на вывод своих войск из захваченных в 1990-е годы районов, то Азербайджан готов остановить военные действия, потому что не война является самоцелью, а возврат своих территорий. Во-вторых, он понимал, что в случае взятия всех населенных пунктов Нагорного Карабаха неизбежна негативная реакция Запада. А на серьезное полномасштабное противостояние с западными странами он не готов, в том числе и по экономическим причинам. Да, можно было бы рассчитывать на поддержку Турции и России, но у них и так много проблем с Западом. Думаю, сыграли роль и личные отношения Ильхама Алиева с Владимиром Путиным, которые можно назвать вполне доверительными. Кроме того, реальный шанс на урегулирование ситуации предполагает и сухопутную связь с регионом через Нахичевань. В целом это взвешенное политическое решение без ненужных эмоций.

– Оценки трехстороннего соглашения в экспертной среде различаются, однако многие наблюдатели считают, что выиграли обе страны.

– Азербайджан в итоге вернул контроль над своими прежними территориями и теперь одной из задач будет восстановление там мирной жизни. Судя по заявлениям Ильхама Алиева, власти Азербайджана, после того как вся территория будет разминирована, намерены реализовывать серьезные инфраструктурные проекты в Карабахе. Уже появилась информация о том, что Азербайджан и Турция хотят создать там парк высоких технологий. Планируется строительство дорог, как сухопутных, так и железнодорожных. В этом процессе, по всей вероятности, будет участвовать и российский бизнес. Также появляется возможность заработать турецким, израильским, иранским и китайским компаниям. Так что завершение конфликта – это огромный шанс не только для возрождения экономики Карабаха, но и для экономического развития всего южнокавказского региона.

Что касается Армении, то, если бы не соглашение, было бы больше убитых армянских солдат и утрачена вся территория НКР. Теперь у страны есть шанс выйти из экономического тупика, в котором она оказалась из-за карабахского конфликта. На Южном Кавказе в последние годы реализуется много крупных бизнес-проектов, связанных со строительством нефте- и газопроводов, железной дороги, оптоволоконной связи и так далее, но все они прошли мимо Армении. И если сейчас Ереван не будет делать ставку на сохранение конфликта, у него появляется хорошая возможность вписаться во многие геоэкономические проекты региона, что поможет улучшить жизнь и армянским гражданам. Ведь из-за нагорно-карабахского конфликта, по данным армянских источников, из Армении уехали порядка полутора миллионов человек — кто в Россию, кто в Европу...

– Насколько это реально, если учесть протесты оппозиции в Ереване и недовольство части населения соглашением? Документ подписал Никола Пашинян, что будет в случае его ухода?

– Даже если Пашиняна вынудят уйти, ничего не меняется: главным гарантом договоренностей выступает Россия. Армения не сможет обойтись без России, и, кто бы ни пришел к власти в Ереване, он будет следовать этому соглашению. Напомню, Армения оказалась неготовой к войне в современных условиях, не говоря уже о том, что экономические связи этой страны с Россией не только тесны, но и по многим направлениям безальтернативны.

В контексте карабахского конфликта стоит учитывать имеющееся противостояние в самой стране между армянами из Армении и армянами – выходцами из Нагорного Карабаха, так называемым карабахским кланом. Бывшие президенты Роберт Кочерян и Серж Саргсян – как раз представители карабахского клана. И в армянском обществе нет полного консенсуса по карабахскому вопросу. Сегодня для многих случившееся в Армении – это не самый плохой вариант. Немало армян понимают, что появился шанс выйти из тупикового пути развития. Возможно, это и объясняет тот факт, что оппозиции не удалось тут же свергнуть Пашиняна. Сторонники же бывших президентов Армении, усугубившие ситуацию своими заявлениями «ни пяди не отдадим», не имеют достаточного авторитета в армянском обществе.

– В результате и Турция укрепляется на Южном Кавказе, получает выход к Каспийскому морю и дальше к Китаю. В ее планах различные транспортные и нефтегазопроводные проекты, в частности нацеленные на превращение страны в энергетический хаб для Европы...

– Безусловно, Турция укрепляется, но этот процесс начался давно. Еще при Гейдаре Алиеве, когда был заключен в 1994 году «контракт века», заложивший геополитическую основу происходящего на Южном Кавказе и предопределивший нынешний успех Азербайджана. В 2010 году был подписан договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи между Азербайджаном и Турцией, в 2020-м – соглашение о преференциальной торговле и соглашение о военно-финансовом сотрудничестве. Турция из импортера нефти и газа действительно превращается в энергетический транзитный регион. Поэтому Анкаре важно сохранять хорошие отношения с Баку.

По поводу продвижения Турции к Китаю. Железная дорога Баку – Карс уже работает, она связана и с Центральной Азией, так что товары из Китая перевозятся в Европу. Новая дорога, которую планируют построить, в первую очередь свяжет Турцию через Азербайджан с Россией. Она будет идти вдоль границ Ирана, потом вдоль Каспия к Баку и выходить на Россию, то есть для Турции это возможность укрепить торгово-экономические отношения с Россией.

– Пока все заняты неотложными восстановительными делами, но рано или поздно опять возникнет вопрос о статусе Нагорного Карабаха.

– Возможно, когда-то какое-то обсуждение статуса будет, но, для того чтобы это состоялось, необходимо возвращение в Нагорный Карабах беженцев не только из Армении, но и из Азербайджана. Тех азербайджанцев, которые ранее проживали в этом регионе. Скорее всего, особого статуса не будет, если и появится какой-то вариант, то точно не в ближайшее время.

Сейчас первоочередными являются гуманитарные проблемы: необходимо восстановить дома, коммуникации, разрушенные памятники культуры, наладить повседневную жизнь возвращающихся на эти земли людей.

– Можно ли говорить о том, что в конфликте поставлена точка?

– Я бы хотел на это надеяться. Это в интересах и Азербайджана, и Армении. Хотя и там и там есть люди, требующие продолжения войны. Многое будет зависеть от мудрости политического руководства этих стран. Важно понимать, что Армения в силовом противостоянии проиграет, кроме того, конфликт мешает развитию этой страны, уже выпавшей из геоэкономического пространства Южного Кавказа.

#Азербайджан #Армения #война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (6830) от 18.12.2020 под заголовком «Нагорный Карабах после войны».


Комментарии