Дело об экономии на безопасности в метро Петербурга: новые подробности

Опубликованная в нашей газете 29 августа статья «Липа в подземке» получила неожиданное продолжение. Напомним, рассказывали мы о поставке питерскому метрополитену четырех контрафактных холодильных установок для дизель-генераторов. «Липу» изготовило и установило некое АО «МК Дизель-Энерго». К уголовной ответственности в качестве подозреваемого привлечен его гендиректор Алексей Лазарев. Так вот, оказалось, что с его именем связан ряд весьма сомнительных историй. Некоторые из них еще не закончились и угрожают печальными, если и вовсе не катастрофическими последствиями.

Дело об экономии на безопасности в метро Петербурга: новые подробности | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

До мая 2016 года Алексей Владимирович руководил другой фирмой - ЗАО «ПО «Дизель-Энерго», являющейся правопреемником ныне уже не существующего «Русского дизеля». Ныне ЗАО проходит процедуру банкротства, и, как следует из официального письма его гендиректора В. А. Милющенко, в значительной степени вина в этом именно Лазарева. По мнению Милющенко, именно в период его руководства фирма беззастенчиво «кидала» своих заказчиков. Так, на 14 миллионов рублей пострадали АО «Центр судоремонта «Дальзавод» и АО «ЦС «Звездочка» - «сгорели» их авансы за невыполненный оборонный заказ. Другой клиент, ООО «Промэнергокомплект», заказавший оборудование энергоблоков для строящейся Балтийской АЭС, «пролетел» аж на 208 миллионов.

«...В отношении расходования авансовых денежных средств, - пишет Милющенко, - мне неоднократно поступали запросы из прокуратуры РФ по вопросу неисполнения контрактов». Надо ли говорить, что обманутые заказчики обратились в арбитраж? Что и закончилось разорением для фирмы, Лазарев же уволился по собственному желанию.

Предприятие практически стояло. Но 26 июля и 27 декабря 2016 года без его ведома, но от его имени были заключены договоры (соответственно, на 5 и 7,8 миллиона евро) на поставку комплектующих для ремонта дизель-генераторов Запорожской АЭС. Украинская «Национальная атомная компания «Энергоатом» приобретала их через латвийскую фирму Raido Trading. Такая цепочка использовалась и ранее - заказчик и производитель были хорошо знакомы, но по политическим причинам торговать напрямую не могли, только через посредника.

Как возникли заведомо неисполнимые договоры? На предприятии сильно подозревают, что своих прежних партнеров-латышей ввел в заблуждение бывший гендиректор Лазарев. А те в свою очередь невольно обманули заказчиков-украинцев.

Во всяком случае о данных договорах в ПО «Дизель-Энерго» ничего не знали и никаких работ по ним не вели. В апреле 2017-го представители Запорожской АЭС, не дождавшись обещанных комплектующих, обратились к питерскому партнеру напрямую. Тут-то все и выяснилось.

Ситуация с ремонтом на АЭС, судя по всему, уже поджимала. К счастью, на тот момент ПО «Дизель-Энерго» обретало нового хозяина - Кингисеппский машиностроительный завод. Производство оживало, и это дало возможность пойти навстречу украинцам. Были заключены договоры на поставку трех комплектов необходимого оборудования. Первый изготовили в сжатые сроки и отправили заказчику. Но денег за него тот почему-то не перевел, и оставшиеся два комплекта предприятие производить не стало.

Однако в марте 2018-го пресса сообщила, что Запорожская АЭС заключила соглашение с Raido Trading о покупке запчастей для энергоблока № 2 на 2,57 млн евро. Выпускались они в Петербурге, на некоем предприятии «Машиностроительная корпорация Дизель-Энерго». Поставка, как утверждали СМИ, должна была быть произведена до 10 апреля.

Как выяснилось, новую корпорацию возглавлял все тот же Алексей Лазарев. Видимо, он ловко воспользовался сходством названий своей бывшей и нынешней фирм и «восстановил» партнерскую цепочку, на этот раз замкнув ее на себя.

— Данная ситуация абсолютно противозаконна, - считает генеральный директор Кингисеппского машиностроительного завода Анатолий Русин. - Вся конструкторская и техническая документация на запчасти для энергоблока находится в распоряжении нашего предприятия. Изготовить их где-то на стороне невозможно - это высокотехнологичная продукция, требующая специального оборудования, высококвалифицированных кадров и участия некоторых других партнеров. У нас есть все основания полагать, что на Украину поставлен контрафакт. О чем мы проинформировали все заинтересованные стороны, включая МАГАТЭ. Ведь речь идет об атомной энергетике!

Письма ушли в Raido Trading, а также в украинские «Энергоатом» и структуры, отвечающие за безопасность. В них не только была изложена ситуация, но и содержалась единственная более-менее правдоподобная версия происхождения «контрафакта».

Поставленное на Украину оборудование, по словам Милющенко, было вывезено с демонтируемой Игналинской АЭС, на которой «МК Дизель-Энерго» выкупила списанные двигатели. «Все комплектующие были восстановлены после длительной работы путем чистки, покраски и не соответствуют РКД (ремонтно-конструкторской документации. - М. Р.) даже в части ремонтных размеров». Чтобы схема не раскрылась, секонд-хэнд был спешно использован в ходе ремонта на ЗАЭС. При этом в ходе испытаний оборудование неоднократно выходило из строя.

В письмах сообщалось и о том, что, по полученным данным, аналогичные поставки Raido Trading планирует произвести также на Хмельницкую и Ровенскую АЭС. А такие игры с мирным атомом могут быть чреваты новым Чернобылем.

Полученные ответы, мягко говоря, озадачили. Адресаты дружно выразили беспокойство и недоумение, Raido Trading заявило об ущербе деловой репутации. А «Энергоатом»... предложил «принять участие в переговорной процедуре закупки продукции» - дескать, милости просим наравне с другими стать нашими поставщиками. В другом же письме он сообщил, что уже заключил ряд договоров на покупку деталей, произведенных ПО «Дизель-Энерго». И продает их украинским атомщикам некая литовская фирма UAB Nordetenolis.

Разумеется, о такой фирме на предприятии - наследнике «Русского дизеля» не слышали. Что это за договоры, тоже неизвестно. Кто их липует и какие детали идут на украинские АЭС под видом подлинных, можно только догадываться.

Итог переписки, по сути, нулевой. Надежного российского поставщика ушлые бизнесмены заменили на некие сомнительные фирмы. Наверное, те берут дешевле. Но цена этой экономии может оказаться слишком дорогой.

#метро #экономия #атом #мошенничество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (6288) от 27.09.2018 под заголовком «Экономия на мирном атоме».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 Августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 Августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 Августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 Августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 Августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 Июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 Июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 Июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 Июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.