Дело об экономии на безопасности в метро Петербурга: новые подробности

Опубликованная в нашей газете 29 августа статья «Липа в подземке» получила неожиданное продолжение. Напомним, рассказывали мы о поставке питерскому метрополитену четырех контрафактных холодильных установок для дизель-генераторов. «Липу» изготовило и установило некое АО «МК Дизель-Энерго». К уголовной ответственности в качестве подозреваемого привлечен его гендиректор Алексей Лазарев. Так вот, оказалось, что с его именем связан ряд весьма сомнительных историй. Некоторые из них еще не закончились и угрожают печальными, если и вовсе не катастрофическими последствиями.

Дело об экономии на безопасности в метро Петербурга: новые подробности | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

До мая 2016 года Алексей Владимирович руководил другой фирмой - ЗАО «ПО «Дизель-Энерго», являющейся правопреемником ныне уже не существующего «Русского дизеля». Ныне ЗАО проходит процедуру банкротства, и, как следует из официального письма его гендиректора В. А. Милющенко, в значительной степени вина в этом именно Лазарева. По мнению Милющенко, именно в период его руководства фирма беззастенчиво «кидала» своих заказчиков. Так, на 14 миллионов рублей пострадали АО «Центр судоремонта «Дальзавод» и АО «ЦС «Звездочка» - «сгорели» их авансы за невыполненный оборонный заказ. Другой клиент, ООО «Промэнергокомплект», заказавший оборудование энергоблоков для строящейся Балтийской АЭС, «пролетел» аж на 208 миллионов.

«...В отношении расходования авансовых денежных средств, - пишет Милющенко, - мне неоднократно поступали запросы из прокуратуры РФ по вопросу неисполнения контрактов». Надо ли говорить, что обманутые заказчики обратились в арбитраж? Что и закончилось разорением для фирмы, Лазарев же уволился по собственному желанию.

Предприятие практически стояло. Но 26 июля и 27 декабря 2016 года без его ведома, но от его имени были заключены договоры (соответственно, на 5 и 7,8 миллиона евро) на поставку комплектующих для ремонта дизель-генераторов Запорожской АЭС. Украинская «Национальная атомная компания «Энергоатом» приобретала их через латвийскую фирму Raido Trading. Такая цепочка использовалась и ранее - заказчик и производитель были хорошо знакомы, но по политическим причинам торговать напрямую не могли, только через посредника.

Как возникли заведомо неисполнимые договоры? На предприятии сильно подозревают, что своих прежних партнеров-латышей ввел в заблуждение бывший гендиректор Лазарев. А те в свою очередь невольно обманули заказчиков-украинцев.

Во всяком случае о данных договорах в ПО «Дизель-Энерго» ничего не знали и никаких работ по ним не вели. В апреле 2017-го представители Запорожской АЭС, не дождавшись обещанных комплектующих, обратились к питерскому партнеру напрямую. Тут-то все и выяснилось.

Ситуация с ремонтом на АЭС, судя по всему, уже поджимала. К счастью, на тот момент ПО «Дизель-Энерго» обретало нового хозяина - Кингисеппский машиностроительный завод. Производство оживало, и это дало возможность пойти навстречу украинцам. Были заключены договоры на поставку трех комплектов необходимого оборудования. Первый изготовили в сжатые сроки и отправили заказчику. Но денег за него тот почему-то не перевел, и оставшиеся два комплекта предприятие производить не стало.

Однако в марте 2018-го пресса сообщила, что Запорожская АЭС заключила соглашение с Raido Trading о покупке запчастей для энергоблока № 2 на 2,57 млн евро. Выпускались они в Петербурге, на некоем предприятии «Машиностроительная корпорация Дизель-Энерго». Поставка, как утверждали СМИ, должна была быть произведена до 10 апреля.

Как выяснилось, новую корпорацию возглавлял все тот же Алексей Лазарев. Видимо, он ловко воспользовался сходством названий своей бывшей и нынешней фирм и «восстановил» партнерскую цепочку, на этот раз замкнув ее на себя.

— Данная ситуация абсолютно противозаконна, - считает генеральный директор Кингисеппского машиностроительного завода Анатолий Русин. - Вся конструкторская и техническая документация на запчасти для энергоблока находится в распоряжении нашего предприятия. Изготовить их где-то на стороне невозможно - это высокотехнологичная продукция, требующая специального оборудования, высококвалифицированных кадров и участия некоторых других партнеров. У нас есть все основания полагать, что на Украину поставлен контрафакт. О чем мы проинформировали все заинтересованные стороны, включая МАГАТЭ. Ведь речь идет об атомной энергетике!

Письма ушли в Raido Trading, а также в украинские «Энергоатом» и структуры, отвечающие за безопасность. В них не только была изложена ситуация, но и содержалась единственная более-менее правдоподобная версия происхождения «контрафакта».

Поставленное на Украину оборудование, по словам Милющенко, было вывезено с демонтируемой Игналинской АЭС, на которой «МК Дизель-Энерго» выкупила списанные двигатели. «Все комплектующие были восстановлены после длительной работы путем чистки, покраски и не соответствуют РКД (ремонтно-конструкторской документации. - М. Р.) даже в части ремонтных размеров». Чтобы схема не раскрылась, секонд-хэнд был спешно использован в ходе ремонта на ЗАЭС. При этом в ходе испытаний оборудование неоднократно выходило из строя.

В письмах сообщалось и о том, что, по полученным данным, аналогичные поставки Raido Trading планирует произвести также на Хмельницкую и Ровенскую АЭС. А такие игры с мирным атомом могут быть чреваты новым Чернобылем.

Полученные ответы, мягко говоря, озадачили. Адресаты дружно выразили беспокойство и недоумение, Raido Trading заявило об ущербе деловой репутации. А «Энергоатом»... предложил «принять участие в переговорной процедуре закупки продукции» - дескать, милости просим наравне с другими стать нашими поставщиками. В другом же письме он сообщил, что уже заключил ряд договоров на покупку деталей, произведенных ПО «Дизель-Энерго». И продает их украинским атомщикам некая литовская фирма UAB Nordetenolis.

Разумеется, о такой фирме на предприятии - наследнике «Русского дизеля» не слышали. Что это за договоры, тоже неизвестно. Кто их липует и какие детали идут на украинские АЭС под видом подлинных, можно только догадываться.

Итог переписки, по сути, нулевой. Надежного российского поставщика ушлые бизнесмены заменили на некие сомнительные фирмы. Наверное, те берут дешевле. Но цена этой экономии может оказаться слишком дорогой.

#метро #экономия #атом #мошенничество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (6288) от 27.09.2018 под заголовком «Экономия на мирном атоме».


Комментарии