Архангельская развязка. Как живет вторая по величине агломерация на Северо-Западе
В одной из недавних публикаций мы рассказали о заседании координационного совета по совместному развитию Петербурга и Ленинградской области.
Иллюстрация pixabay.com
Или, как теперь принято говорить, петербургской агломерации. Урбанисты нарисовали заманчивые перспективы роста ее населения до 8 миллионов человек, а территории - вплоть до Новгородской области. Случится это лет эдак через тридцать, но нет никаких сомнений в том, что все именно так и произойдет.
Троеместье по-нашему
Петербург и Ленинградская область бесперебойно подпитываются людскими ресурсами из прилегающих, а зачастую и очень отдаленных регионов. Стенания отдельных петербуржцев на тему «понаехали тут» неуместны - внутренние миграционные потоки вызваны не столько ростом популярности северной столицы, сколько состоянием экономики большинства нестоличных субъектов Федерации.
Но ведь государственная политика в сфере пространственного развития страны, как мы знаем, это прерогатива Федерации, и отдельно взятые Петербург и Ленобласть поменять что-либо не в состоянии. Или, как теперь говорят, данный вопрос не в их компетенции. Поэтому не стоит воспринимать рост города и области как негативное явление, ведь кадровый ресурс в наше время - один из ключевых факторов развития народного хозяйства.
На Северо-Западе России помимо петербургской активно формируется еще одна агломерация, не столь привлекательная для жителей других регионов, как союз северной столицы и окружающей ее области. Именно поэтому население второй в СЗФО агломерации всего лишь 600 тысяч человек, а не миллионы, как в Петербурге и его окрестностях.
Что же это за агломерация с населением, как у отдельно взятого Приморского района Петербурга? Это, как сказали бы поляки, троеместье, где вокруг трех относительно небольших городов Гданьск, Гдыня и Сопот сформировалась средней руки агломерация. В нашем случае скромную агломерацию с тремя центрами создали Архангельск, Северодвинск и Новодвинск, в орбиту которых попали с десяток поселков и деревень Приморского района Архангельской области.
Удивительно, что и хозяйственный уклад польского и беломорского троеместья до начала перестройки в СССР был схожим: судостроение, машиностроение, логистика. Северодвинской спецификой было атомное судостроение, архангельской - колоссальные объемы деревообработки.
Поуезжали тут!
Казалось бы, при чем здесь перестройка? В случае с беломорской агломерацией все более-менее понятно: еще до развала СССР судостроение испытало на себе такое явление, как конверсия, когда у предприятий ВПК забирали часть производственных мощностей для гражданской промышленности. Высвобожденные работники далеко не всегда находили работу по специальности, да еще с зарплатой, как на оборонном предприятии.
В 30 километрах от центра атомного судостроения, в столице Поморья, «шоковая терапия» была применена к деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной индустрии. В частности, запрет на молевой сплав кругляка по Северной Двине и Пинеге привел к дефициту и удорожанию сырья. На плаву остались только флагманы отрасли - современные лесопильно-деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные комбинаты. К слову, до начала 1990-х в Архангельске работали без малого три десятка лесозаводов и два ЦБК (с учетом того, что в Новодвинске).
В те же времена на верфях в Гданьске и Гдыне тоже шли сокращения. Причина - Советский Союз резко сократил заказы на строительство судов и кораблей. Такими объемами, как раньше, гданьские корабелы уже не оперировали. Об этом, кстати, в интервью нашей газете увлекательно рассказал кинорежиссер Анджей Вайда.
В начале 1990-х архангельские и северодвинские корабелы испытали на себе секвестр заказов. «Севмаш» и «Звездочка» еще как-то выживали на «оборонке», а о масштабном судостроении в областном центре в наши дни уже и не говорят. Судоремонтный завод «Красная кузница» давно не получал больших заказов.
В результате к нынешним временам беломорская агломерация пришла изрядно потрепанной в демографическом плане. Если в 1990 году численность населения всей Архангельской области составляла полтора миллиона человек, то сейчас в 29-м регионе насчитываются лишь 1,1 миллиона жителей.
Считаем потери по агломерации: в 1987 году в столице Поморья жили 417 тысяч человек, в 2017-м - лишь 351 тысяча. Северодвинск «скукожился» с 239 тысяч жителей в 1987-м до 184 тысяч в 2017-м. В 1987 году в Новодвинске проживали 50 тысяч человек, остались 39 тысяч.
В наши дни подпитка беломорской агломерации людскими ресурсами идет только по маршруту «деревня - райцентр - областной центр», но масштабы этой миграции даже частично не могут компенсировать убыль населения за последние тридцать лет.
30 км пробок
Беломорское троеместье задыхается от пробок. Представьте себе, что вышеупомянутый нами Приморский район Петербурга имел бы улично-дорожную сеть в двухполосном варианте, такими же были бы КАД и ЗСД. При этом Архангельск, Северодвинск и Новодвинск остаются промышленными, транспортными и торговыми центрами, между которыми идут активные коммуникации - в двухполосном исполнении, как мы уже заметили.
Единственным, пожалуй, многополосным автобаном является участок трассы Москва - Архангельск - Северодвинск (М8), частично проходящий в черте областного центра. Эту трассу, как некогда - новый мост через Двину длиною в несколько километров, - называют «пять минут по Америке».
Больше участков «Америки» в беломорской агломерации нет. Сам областной центр раскинулся на 40 км в длину, еще 30 километров - до Северодвинска. Дороги и улицы узкие, даже Ленинградский проспект Архангельска, некогда считавшийся самой длинной улицей в СССР, на большинстве участков двухполосный. Когда в 2004-м уничтожали архангельский трамвай, за счет снятия рельсов планировалось расширить этот проспект.
При этом беломорское троеместье сохранило основной промышленный потенциал, даже несмотря на банкротства лесозаводов и Соломбальского ЦБК. Далеко не все жители Северодвинска видят себя на судоверфи, они понаоткрывали фирмочек в областном центре и теперь ежедневно накручивают километры по дорогам агломерации. Так, на двухполосном «автобане» между Архангельском и Северодвинском почти каждое утро 30-километровая пробка.
Петербуржцы любят порассуждать о развитии транспортной инфраструктуры мегаполиса, о новых развязках и старых мостах. Вспоминать о виадуках в разговорах с архангелогородцами не стоит: за четверть века в агломерации были построены только две развязки на выездах на трассу М8. За федеральный счет, разумеется.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (6249) от 03.08.2018 под заголовком «Двухполосный Архангельск».
Комментарии