Двухнедельный кабинет: в Польше привели к власти «временное» правительство
Польский президент Анджей Дуда, несмотря на недостаточное число мандатов в сейме по итогам выборов, привел к присяге правительство Матеуша Моравецкого. Его партия «Право и справедливость» (ПиС) фактически потеряла большинство в парламенте, уступив оппозиционной «Гражданской коалиции» и ее союзникам, но осталась в нем крупнейшей фракцией. Этот факт и позволил президенту, бывшему видному «писовцу», предоставить возможность первыми сформировать кабмин Ярославу Качиньскому и его соратникам.
ФОТО Nemesia Production on Unsplash
Выступая на церемонии назначения министров, Дуда отметил, что они возлагают на себя «чрезвычайно ответственные политические функции по ведению польских дел». Однако не было сказано, что выполнение этих «политических функций» рассчитано на ближайшие две недели, в конце которых получить вотум доверия для правительства, потерявшего большинство в сейме (нижней палате парламента), ПиС будет очень непросто, если вообще возможно.
Амбициозному Моравецкому, выполняя поставленную главой государства задачу, пришлось применить все навыки изворотливости. Столкнувшись с нежеланием некоторых политиков ПиС войти в правительство, он был вынужден взяться за реконструкцию кабмина путем сокращения ведомств и высоких должностей, включая избавление от ставших одиозными фигур. Моравецкий возобновил идею привлечения, а точнее — вербовки политиков из левых и центристских партий, которые были противниками в предвыборной борьбе. По словам нового-старого премьера, состав кабинета министров претерпел существенные изменения, в него вошли несколько представителей оппозиционных партий. Третье правительство Моравецкого заметно «похудело» (из 27 министров остались 18, причем двое — без портфелей), помолодело и приобрело женское лицо (10 представительниц прекрасного пола). В нем, что и было анонсировано, много неизвестных публике фигур, которые преподносятся как «далекие от активной политики эксперты». Только трое перекочевали из прежнего кабинета, причем двое из них поменяли ведомства и лишь один остался в том же кресле — министр обороны Мариуш Блащак, который еще накануне решительно отвергал участие в новом правительстве.
Анджей Дуда назвал новый состав правительства достойным и по‑настоящему инклюзивным. В настоящее время у Моравецкого есть две недели для того, чтобы представить парламенту свою программу и попытаться получить у него вотум доверия. Оппозиция уверена, что сделать это ему не удастся.
Лидер «Гражданской коалиции» Дональд Туск призывал Дуду сразу назначить главой правительства именно его, отмечая, что задержка с переходом власти может подорвать шансы на разблокирование денег от ЕС, предназначенных Варшаве. Брюссель заморозил их из‑за недовольства судебной реформой в стране, которая фактически лишила суды независимости. Сейчас лидер оппозиции уже дал понять, что его политическая сила выступает против сохранения действующего премьера и будет блокировать это назначение. Как пишет издание Politico, если новый кабинет министров не утвердят, парламент сможет выбрать на пост премьера другого кандидата. Ожидается, что право сформировать правительство перейдет парламенту, который прогнозируемо выдвинет Дональда Туска. «Это позволит ему вновь занять должность, оставленную им в 2014 году», — отмечает издание.
По словам представителя партии «Гражданская коалиция» Марцина Кирвинского, с точки зрения кабинета министров, «правительство Дональда Туска сформировано на 100 %». Действительно, прошедшие в парламент Польши по итогам выборов оппозиционные объединения «Гражданская коалиция», «Третий путь» и «Левые» подписали две недели назад соглашение о намерении сформировать кабмин. Согласно подписанному соглашению, объединенная оппозиция страны выдвинет на пост премьер-министра республики Дональда Туска. Как отметил Кирвинский, партии договорились «все четыре года работать над благополучием полек и поляков».
Однако оппозиция, состоящая из центристов, левых и правоцентристов, расходится по целому ряду ключевых вопросов. В частности, у них нет согласия по абортам, энергетической политике, правам ЛГБТ-сообщества. Самым слабым местом в оппозиционной тройке считается коалиция «Третий путь», у которой 65 мандатов из 248, которыми располагает оппозиция. Ее сформировали под выборы из партии «Польша 2050» и Польской коалиции, представленной Польской народной партией. Из-за неоднородности «Третьего пути» существуют опасения, что одна из его частей может отколоться и тем самым похоронить надежды оппозиции.
Даже если расхождения в политике в конечном итоге осложнят трехстороннее партнерство, Туск «знает, как работать в коалиции», считает польский аналитик Адам Джассер, который 10 лет назад возглавлял политическое подразделение в кабинете Туска. «Он принципиален в отношении ценностей, но, когда дело касается политики, он обращает внимание на факты, прагматичен и готов идти на компромисс», — полагает эксперт.
Не столь оптимистичен старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский. «Главная задача Качиньского и компании — отколоть от оппозиционеров их слабое звено «Третий путь». Если это удастся, то будет возможно не дать Туску сформировать свое правительство», — поясняет эксперт. По его мнению, на это, по всей видимости, сейчас и рассчитывают в ПиС. «Могу сказать однозначно, что Качиньский ни при каких обстоятельствах не собирается отказываться от контроля над исполнительной властью, он все равно планирует держать правительство под контролем. Сложно представить какой‑то другой вариант помимо внесения раскола в коалицию соперников. Шансы на это есть, потому что аграрная Польская народная партия идеологически достаточно близка к ПиС во всех отношениях», — подчеркнул Офицеров-Бельский.
Он добавил, что, если посмотреть на все недавние европейские выборы, то можно увидеть фрагментацию политических сил. Везде довольно сложно собрать правительство. «Например, у Шольца коалиционное правительство, как из заплаток, которые собрали и сшили воедино. Это говорит о том, что кредит доверия к политической системе, политикам, политическим методам решения сложных вопросов в целом практически исчерпан, — уверен политолог. Аналитик полагает, что сейчас в Польше политический кризис. «Это проблема в первую очередь для Качиньского, кризис будет усугубляться, поскольку на его фоне происходит еще и замедление польской экономики. Это бьет прежде всего по Качиньскому, а не по Туску. Так что вариант досрочных выборов с целью выхода из тупика для «Права и справедливости» не является решением проблемы, — подытожил эксперт.
А вот по мнению директора Международного института новейших государств Алексея Мартынова, и у возможного правительства Туска дальнейшие перспективы не очень радужны. «Я думаю, если Туску и удастся собрать правительство, оно тоже будет недолговечным — максимум на год, учитывая, что эти люди в течение восьми лет были отстранены от властных рычагов и сейчас передерутся за министерские портфели. Но если Дуда будет так же безответственно настаивать, то вполне возможно, что все свалится в политический кризис и новые парламентские выборы. Впрочем, может, в этом план Анджея Дуды?» — рассуждает аналитик.
На 11 декабря в сейме назначено голосование по поводу вотума доверия кабинету министров бывшего премьера Матеуша Моравецкого. Поскольку оппозиционные партии в сейме имеют парламентское большинство, шансы кабинета Моравецкого на вотум доверия оцениваются в 10 %.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (7557) от 03.12.2023 под заголовком «Двухнедельный кабинет».
Комментарии