Душистый напиток. Как развивается рынок чая в России?
Сказку расскажем. Про цветы. Все они когда‑то были белыми, пока некий художник не предложил их раскрасить. Первым в очереди оказался жасмин, но мастер предпочел королеву цветов — розу. Оставшись белопенным, жасмин расстроился: кто же теперь на меня внимание обратит? Нашлась, однако, вельможная особа — Белый Принц. Тот белый, этот белый — стечение обстоятельств. Принц страдал от любви к Чайной Деве и в знак своей безумной страсти осыпал ее цветами жасмина… Хеппи-энд! С практичной сутью: вот так появился жасминовый чай. Горько-сладкий, утоляющий жажду, поднимающий настроение и невероятно полезный.
«Хороший чай в обычном магазине не купишь!» — настаивают знатоки чайных церемоний. Но таких приверед, как утверждает статистика, не более 2% от общего числа чаелюбов. / Фото Екатерины КУЗЬМИНОЙ/ТАСС
Напиток аристократов
Чай, смешанный с сушеными жасминовыми цветами, — древнейший из ароматизированных напитков Китая. Первые письменные упоминания о нем появились в середине XIII века, хотя ученые справедливо полагают, что самим чайком «с цветочками» китайцы баловались за много веков до этого. К XV веку китайские чайные мастера уже отработали технологию создания ароматизированного чая, а два столетия спустя было налажено массовое его производство и регулярный экспорт в Европу.
Нынче на чайном рынке существуют десятки видов ароматизированного чая. Жасминовый же остается самым распространенным. Способы ароматизации разных сортов чая немного различаются, но общая технология приблизительно одинаковая. Слои чая перекладывают слоями цветов жасмина и оставляют на несколько часов при определенной температуре. Потом цветы убирают, а чай досушивают. В некоторые купажи бутоны жасмина добавляют позже — для красоты.
Чаще всего жасмином ароматизируют зеленый чай. Известно, что и зеленый, и черный чай получают из одного сырья. Но перерабатывают чайный лист по‑разному. В технологии получения зеленого чая отсутствует такой процесс, как ферментация. Чайные листья не окисляются, не темнеют, не буреют. Другими словами, чай не становится черным.
В стародавней России зеленый чай могли пить только аристократы. Он был очень дорогим удовольствием из‑за высоких ввозных пошлин. Чай с жасмином считался вообще экзотикой и изыском. И не доходил до массового потребителя.
Вряд ли он, массовый потребитель, сим обстоятельством был сильно расстроен: для истинных «чаехлебов» настоящий чай должен быть крепко заваренным и по цвету или темно-коричневым, или почти черным. И без каких‑то там левых добавок, кроме сахара.
Сейчас мир производит более 3 миллионов тонн чая в год. Крупнейшими производителями были и остаются Китай, Индия, Шри-Ланка (Цейлон) и Кения. Их общая доля на мировом рынке более 70 %. А в числе крупнейших импортеров на первом месте — Россия. За нашей страной по объемам импорта идут Англия, Пакистан и Египет.
Существует такое понятие, как «российское производство чая». Под ним понимается только расфасовка и упаковка продукта. При этом 90 % сырья Россия покупает на чайных аукционах по месту выращивания: в Шри-Ланке, Индии, Китае, Вьетнаме, Индонезии и Кении. Свой собственный сортовой чай выращивается только в Краснодарском крае в районе Сочи. В объеме потребления его доля не превышает 1,5 %.
Пандемийная заварка
В предковидном 2019 году эксперты называли российский рынок чая «зрелым и насыщенным». Говорили, что по объемам потребления чай уступил свои позиции кофе. Для сравнения: в упомянутом году россияне купили 111 тысяч тонн кофе и всего 91 тысячу тонн чая.
Поскольку рынок был насыщенным, заметного роста объемов производства в последние годы не наблюдалось. Поэтому производители стали больше ориентироваться на качество — предлагали новые вкусы и купажи. В основном в самых востребованных категориях: пакетированный чай среднего и премиального сегментов и листовой чай премиального сегмента.
А вот как выглядела структура рынка по видам чая. Черный — 60 %; черный ароматизированный — 20 %; зеленый ароматизированный — 9 %; зеленый — 6 %; фруктово-травяной — 4 %; другие — 1 %.
Оценивая подвижки потребительских предпочтений, эксперты обнаружили некоторое снижение интереса к ароматизированным чаям. И одновременно повышение того самого интереса к фруктово-травяным чаям, напиткам без кофеина, а также к редким сортам чая — белому, пуэр, лапсанг сушонг («копченый», или «дегтярный», чай) и другим. Но первым в списке повышенного спроса значился чай зеленый.
Коронавирусная пандемия и связанный с ней режим изоляции внесли свои коррективы в чайные предпочтения. Сам рынок только за 2020 год дал огромнейшую прибавку в потребительском спросе: плюс 52 %!
Прежде всего вырос спрос на травяные чаи. В травках потребитель узрел целебную составляющую, так необходимую когда все болеют. Но травяные чаи — это не чай как таковой. Это напиток. Возможно, потому вернулся спрос на чаи ароматизированные, в составе которых есть и натуральный чай, и какое‑то целебное растение.
Популярным стал чай с хризантемой. Этот цветок по своим антимикробным свойствам идентичен аптечной ромашке, но лишен горечи. Чай «с розой» оценили за его противовирусные и бактерицидные свойства. Иными красками заиграл чай с ягодами годжи (их еще называют тибетским барбарисом). Поскольку в ягодах годжи содержится витаминов и микроэлементов в шесть раз больше, чем в пчелиной пыльце, можно представить ценность этого напитка для здоровья. Узнали, что чай с листьями и цветами лотоса защищает организм от инфекций и нормализует холестерин в крови… И вне всяких конкуренций остались чаи, ароматизированные цитрусовыми.
Диковинкой для многих наших любителей подобных напитков стал чай с саусепом.
Саусеп — это такой зеленый колючий фрукт из тропиков. Его еще называют «сметанным яблоком» — наверное потому, что мякоть плода по своему виду напоминает… вату. Для длительной транспортировки саусеп не годится. Поэтому плод-экзотику нельзя увидеть в наших супермаркетах. А вот чай с саусепом — пожалуйста! Хоть черный, хоть зеленый. Знатоки рекомендуют напиток в качестве профилактического средства от целого ряда недугов.
А есть еще чаи-миксы, в состав которых может входить дюжина всяких разных трав, плодов, цветов. С доминантой одного ароматизатора. И это делает напиток более интересным, необычным и пикантным.
«Транзитная» синтетика
Ценность любого ароматизированного чая повышается в летний зной. Его приятно пить охлажденным. Не случайно все готовые ice-tea (холодные чаи) в бутылках, спрос на которые повышается вместе с повышением температуры воздуха, — ароматизированные.
Любопытный момент: самые вкусно пахнущие, яркие чаи содержат ароматизаторы не натуральные, а… синтетические. Специалисты признаются: использование искусственных ароматизаторов проще технически и дешевле по затратам, чем добавление в чай, например, настоящего жасмина или бергамота.
Не стоит спешить с обвинениями производителей в недобросовестности, жадности и прижимистости. Дело в том, что технические регламенты жестко ограничивают добавление в ароматизированные чаи натуральных цветочков, плодов и трав. Иначе они будут попадать под характеристику «лекарственный препарат», а это уже совсем другая отрасль, другие лицензии и требования.
Чаще всего в купаже присутствуют и натуральные, и синтетические ароматизаторы. Узнать об этом можно, только внимательно прочитав этикетку. Кстати, английская классика ароматизированный чай «Эрл Грей» — тот, что «как бы» с бергамотом, в 90 % случаев производится, по утверждению знатоков, с использованием ароматизатора, идентичного натуральному.
Исследования давно уже подтвердили: пищевые ароматизаторы, синтезированные химическим путем, разрешенные законодательством, безопасны для здоровья. Правда, и пользы для здоровья от них не будет. По большому счету ароматизаторы, идентичные натуральным, проходят через наш организм транзитом, не оставляя никакого следа. Кроме удовольствия от приятного вкуса.
На рынке ароматической синтетики в России уже долгие годы работают «дочки» крупных западных компаний. Но старейшим отечественным предприятием, производящим ароматизаторы для всех отраслей пищевой промышленности, был и остается петербургский комбинат химико-пищевой ароматики. По структуре это научно-производственное объединение полного цикла: здесь разрабатывают рецептуры новых ароматизаторов, ставят их на конвейер, сами же и реализуют.
В прошлом году предприятию, выросшему из фабрики, где когда‑то делали вытяжки из дикорастущих ягод брусники и клюквы, исполнилось 95 лет.
Кстати, ароматизировать любой чай можно и старыми бабушкиными методами, и давно знакомыми травами — мятой, мелиссой, шалфеем, чабрецом, душицей, лавандой. Да и просто лимоном. Даже благородному жасмину замену бабульки нашли. Чубушник называется — тот, что сады и дачные участки украшает и своими белопенными цветами так похож на жасмин.
Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в марте повысились на 6,8 %. С начала года — на 10,2 %.
Плодоовощная продукция подорожала на 13,5 %. В частности, капуста белокочанная — на 50,3%, лук — на 49,5, бананы — на 34,7, груши — на 29,1, свекла — на 27,0, помидоры — на 23,0, морковь — на 19,0, яблоки — на 15,7, картофель — на 14,3 %. При этом огурцы свежие подешевели на 17,7 %.
Сахар-песок стал дороже на 40,0 %, крупы овсяные и перловые — на 15,5, чай черный пакетированный — на 13,1, сельдь соленая — на 12,8, кофе в зернах и молотый — на 12,7, соль — на 11,6, шоколад — на 10,1, говядина (кроме бескостного мяса) — на 9,0, сырки творожные глазированные — на 8,7, орехи, сухофрукты — на 8,6 %.
Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах марта составила 6875 рублей 86 копеек в расчете на месяц, что на 526 рублей 71 копейку выше, чем в феврале.
Из непродовольственных товаров стиральные машины подорожали на 52 %, ювелирные изделия на 50,7, лампы электрические — на 35,5, велосипеды и мотоциклы — на 27,2, чайники — на 24,1, школьно-письменные принадлежности — на 12,8, обувь — на 12,4, моющие и чистящие средства — на 10,9, одежда и белье — на 9,5 %.
Плата за пользование потребительским кредитом в марте стала выше на 67,9 %, стоимость услуг в сфере зарубежного туризма — на 32,7, услуг фотоателье — на 19,5, годовая стоимость КАСКО — на 18,4, санаторно-оздоровительных услуг — на 8,2, стоимость авиаперелетов — на 7,8 %.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 64 (7147) от 11.04.2022 под заголовком «Душистое чаепитие».
Комментарии