Другой гость. Как загородный отдых вредит природе

Трагедия в Краснодарском крае, когда в конце августа в результате пожара на особо охраняемых природных территориях федерального и регионального значения - в государственном заповеднике «Утриш» и краевом заказнике «Большой Утриш» - сгорели почти 130 га реликтовых лесов, ярко высветила новую проблему российского туризма. И когда одни спят и видят все растущие цифры турпотока, другие уверены: надо сделать все для того, чтобы не пострадала природа.

Другой гость. Как загородный отдых вредит природе | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Всего за пару дней на Кубани, несмотря на усилия сотен людей и привлечение десятков единиц техники, включая пять вертолетов и самолетов, на заповедных территориях оказались дотла выжжены десятки гектаров уникального, тысячелетнего можжевелово-фисташкового леса. А сколько там погибло живности - никто и не считал.

А ведь еще 4 августа нынешнего года Азово-Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура направила властям информацию о результатах проведенной проверки. И там прямо указывалось, что в нарушение Лесного кодекса РФ и приказа краевого министерства природных ресурсов об ограничении пребывания граждан в лесах на территории Анапского участкового лесничества «устроены места отдыха и туристические стоянки с массовым пребыванием граждан, используются костры, а территория леса загрязнена бытовыми отходами и мусором». И хотя в том, что именно туристы стали виновниками трагедии, есть сомнения (в этом сейчас разбирается прокуратура), очевидно: с учетом резко возросшей тяги россиян к отдыху на природе подобное, увы, может повторяться.

Свидетельств того, что популярность загородного отдыха нынче увеличилась в разы, предостаточно. Например, Ольга Лукина, заместитель начальника управления по туризму Республики Карелия, замечает, что «как только сняли ограничения, поток туристов в регион оказался просто невероятным». «В горный парк «Рускеала», к примеру, каждый день приезжали по 8 - 9 тысяч человек: люди стояли в очереди для того, чтобы просто туда попасть, - говорит она. - В гостиницах клиентов было столько, что персонал не успевал подготавливать номера». И, казалось бы, только радоваться надо. Но...

«Мы потеряли свою изюминку, а рекреационная нагрузка на природу оказалась выше, чем допустимо, - считает специалист. - Ведь нельзя стоять на водопаде, если ты из-за гомона туристов не слышишь даже шума воды...»

К тому же, по словам эксперта (а Ольга Лукина до недавнего времени в течение двух десятков лет возглавляла хорошо известную в России турфирму), когда из-за отсутствия выезда за рубеж по российским регионам поехала масса людей, они столкнулись с проблемой «другого» туриста. «У нас гость в основном «возвратный» и твердо знающий, зачем он в республику едет, - пояснила она. - Этот человек сознательно выбирает отдых в Карелии и, побывав в ней летом, готов приехать даже зимой». Однако в нынешнем году регионом активно интересовались люди, которые хотели «приехать поплавать и позагорать», говоря при этом про... Белое море.

По мнению Лукиной, толчок, который получил в 2020 году российский туризм, многому должен научить и многое прояснить. В том числе и то, что к привлечению гостей в регионы нужно относиться крайне ответственно. И хотя другой специалист - Максим Евдокимов, директор центра проектов Агентства стратегических инициатив, уверен, что «экологический туризм в России очень недооценен», он тоже считает: слоган «Держите курс на природу, но помните, что она хрупкая», правильный.

Да, действительно, сегодня Россия зарабатывает на экотуризме всего около $20 млн в год, тогда как оборот рынка в Кении составляет $400 млн, а Канада за счет доходов от экологического туризма полностью окупает расходы на содержание особо охраняемых природных территорий. «Рынок этого вида туризма в мире растет на 20% в год, а каждый доллар, вложенный в экотуризм, приносит до $10 прибыли: возвратность инвестиций здесь гарантирована», - говорит Евдокимов. Однако он полностью поддерживает мнение о том, что в России развивать это направление нужно только в том случае, если гарантии сохранения экологического равновесия природы являются стопроцентными. А соблюдение баланса между желанием «завезти» в тот или иной российский регион как можно больше туристов и соблюдением норм антропогенной нагрузки на территорию - железным.

По данным TravelLine, рекреационные объекты, SPA-отели, санатории и загородные комплексы сейчас действительно «на коне». В Ленинградской области, к примеру, объем бронирований таких объектов на сентябрь вдвое превышает аналогичные в 2019-м. Схожая картина наблюдается на Алтае, в Краснодарском крае и в целом ряде других регионов РФ. Не исключено, что и местные жители, и природа вскоре могут взбунтоваться против наплыва гостей, как это до пандемии уже происходило в некоторых странах мира. Что ни говори, а во всем надо знать меру.

#природа #экология #туризм #путешествия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (6760) от 10.09.2020 под заголовком «Другой гость».


Комментарии