«Долина» для флагмана. В России изменят подход к обучению корабелов

Известный тезис о том, что кадры решают все, получил новое звучание. Для такой стратегически важной отрасли, как судостроение, наращивание компетенций, с учетом нынешних экономических реалий, особенно важно. Как должны перестроить свою работу российские вузы, чтобы, отвечая на новые вызовы, готовить специалистов самого высокого уровня? Меры по совершенствованию подготовки кадров для обеспечения технологической независимости России в этой ключевой сфере обсудили участники совещания, которое прошло в Корабелке под руководством секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева (кстати, в свое время окончившего этот вуз).

«Долина» для флагмана. В России изменят подход к обучению корабелов | ФОТО Pexels

ФОТО Pexels

Совещания, на которых рассмат­риваются подобные темы с учас­тием руководителей разных ведомств и профильных вузов, традиционно проводятся на базе Корабелки. Почему — понятно. Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ) признан опорным, флагманским вузом страны в области судостроения и подготовки инженеров-корабелов. Это единственный морской университет России, где готовят кадры по всем важным направлениям — от проектирования кораблей до создания судовых энергоустановок и средств автоматики.

Сложности, связанные с пандемией, заставили пересмотреть подходы к подготовке квалифицированных кадров для судостроения. Это подчеркивали участники прошлогодней встречи такого же уровня, прошедшей в стенах ­СПбГМТУ. Тогда решено было активнее налаживать сотрудничество морских вузов с предприятиями и научными центрами страны, проводить совместные научно-исследовательские работы и т. д.

Однако такие меры удается осуществлять не столь быстро, как того требуют нынешняя непростая обстановка и необходимость скорейшего импортозамещения в судостроительной отрасли. Это отметил, выступая на совещании, Николай Патрушев (в мероприятии приняли участие также заместитель министра образования и науки РФ Дмит­рий Афанасьев, главком ВМФ Николай Евменов, гендиректор ­госкорпорации ­«Роскосмос» Юрий Борисов и глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов). А некоторые начинания не были воплощены в нужные сроки.

Так, затягивается решение вопроса по бюджетному финансированию инновационного научно-технического центра «Приморская долина», где намечается среди прочего наладить производство отечественных электронных компонентов двойного назначения. «Дорожную карту» по формированию технопарка с таким названием в городе подготовили тогда же, в прошлом году. Ожидается, что он появится на учебно-научной базе Корабелки, находящейся в Приморске (Ленобласть), где разместятся передовые лаборатории и опытно-конструкторские производства.

Такой центр непременно появится, заверили специалисты. Ведь этого требует и обновленная Морская доктрина, которую глава государства утвердил 31 июля 2022 года, в день ВМФ. Участники совещания наметили очередные шаги в этом направлении. Они обсудили также предложения по развитию отечественного судостроительного комплекса, по модернизации и перевооружению российских верфей, обеспечению технологической независимости предприятий ОПК.

В то же время работа над созданием в российских школах профильных технических классов могла бы идти гораздо живее. Инженерные классы судо- и строительного профиля должны были открыться нынче накануне нового учебного года в 96 школах, расположенных в 23 регионах. Но полностью оснащены необходимым оборудованием (станками, 3D-принтерами, квадрокоптерами, осциллографами и др.), которое позволит будущим инженерам закрепить знания на практике и получить новые навыки, только десять из них. В том числе в Петербурге и Ленобласти.

К совещанию в Корабелке было приурочено открытие вузовского конгресс-центра и центра координации судостроительных инженерных классов при СПбГМТУ. Петербургские старшеклассники будут заниматься в этом образовательном центре по четырем программам («Морская робототехника и судомоделизм», «Оптика лазеров», «Компьютерное моделирование» и «Проектирование») на основе методических рекомендаций, подготовленных сотрудниками вуза. Школьники смогут осваивать эти дисциплины, используя не только робототехнические системы и 3D-принтеры, но и опытный бассейн с подводными роботами, лазерные станки и дроны «Трионикс».

#судостроение #обучение #специалисты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (7247) от 05.09.2022 под заголовком ««Долина» для флагмана».


Комментарии