Картографы девяти стран равняются на дугу Струве

Вообразите прибор, раскинувшийся от Баренцева до Черного моря. Скажете, выдумка? Ничуть не бывало: «осколки» геодезической дуги Струве сохранились во многих странах, включая Россию. Последние два года Международный комитет по управлению этим памятником ЮНЕСКО возглавляет представитель России. В Петербурге на днях прошло заседание комитета, приуроченное к 225-летию отца-основателя дуги Василия Струве, собравшее специалистов из девяти стран. Организатором встречи выступила Федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Картографы девяти стран равняются на дугу Струве | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

Просто диву даешься, как умело наши предки расставили геодезические вешки на немыслимом, почти 3 тысячи километров, расстоянии. А насколько точны были показания дуги Струве, которыми в России и других странах пользовались около 130 лет, подтверждают данные, получаемые с современных спутников.

Геодезическая сеть, протянувшаяся с северной оконечности Норвегии до местечка Старо-Некрасовка на юге Российской империи вдоль 25-градусного меридиана, строилась без малого сорок лет, до 1855 года. И все это время работами по ее созданию руководил академик Василий Струве, возглавлявший сначала Дерптскую, а затем главную в России Петербургскую астрономическую обсерваторию.

Отдельные звенья этой гигантской опорной цепи, включавшей 265 пунктов (триангуляционный каркас) встречаются в Скандинавских странах, Прибалтике, Молдавии, Белоруссии и на Украине. А две из 34 уцелевших измерительных точек дуги, которые были включены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО («Пункт Мякипяллюс» и «Точка Z»), можно увидеть на острове Гогланд, входящем в Кингисеппский район Ленобласти.

Это были пирамидки из камней или небольшие конструкции, установленные на скальном основании или бетонных кубах (в местах с мягкими почвами). Форма у них была разная, а назначение одно: зафиксировать точку в пространстве. Проводившиеся с их помощью измерения подтвердили представления ученых о форме и параметрах Земли, причем некоторые пункты позволяли еще выполнять астрономические расчеты широт и азимутов.

В этом была, между прочим, и огромная практическая надобность. Результаты подобных замеров и расчетов использовались для построения более совершенных навигационных приборов, более точного определения расстояний и границ земельных участков, что было особенно важно для военных, картографов и землеустроителей.

Благодаря Русско-Скандинавской дуге (она называлась еще и так) продвинулось отечественное приборостроение. По словам Анатолия Богданова, президента Петербургской ассоциации геодезии и картографии, в Пулковской обсерватории не только накапливались материалы, собранные при таких измерениях, но и шла наладка приборов, применявшихся на дуге, велись работы по их улучшению. Там же появился учебно-метрологический центр, так называемый базис Струве. Он выполнял роль геодезического полигона, где обучались геодезисты и картографы Генштаба и Морской академии...

Градусное измерение от Ледовитого океана до Дуная соединило, как радуга, ученых из разных стран. При этом на южном, условно говоря, участке международного проекта работы велись на средства из российской казны, выделяемые по личному распоряжению Николая I, а на северном — под патронатом шведско-норвежского короля Оскара I, то есть при финансовой поддержке другого государства.

Опыт межнационального взаимодействия не пропал, даже когда необходимость в дуге Струве отпала. Исследователи продолжали встречаться, обмениваться историческими данными. Много лет они добивались придания статуса особо охраняемого памятника находящимся в десяти странах измерительным пунктам. В 2005-м такое решение было принято, а спустя год появился и Международный координационный комитет, у руля которого каждые два года становилась одна из этих стран.

Ну а что удалось сделать за последние два года, когда бразды правления перешли к России? На последнем заседании комитета, который с 12 по 14 сентября проходил на двух площадках — в петербургском отделении Русского географического общества и Пулковской астрономической обсерватории, разговор шел и об этом.

Работа проводилась большая, считает Федор Шкуров, начальник управления геодезии, картографии, землеустройства и кадастровых работ Росреестра, возглавлявший международный комитет в 2016 — 2018 гг.

За последние два года геодезисты, путешественники и экологи совершили на Гогланд четыре экспедиции. Они сняли фильм, повествующий о геодезической дуге и российском вкладе в развитие мировой науки, эта картина предназначена для студентов профильных вузов страны. А сведения об охранных зонах российских пунктов дуги и их координаты были внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

«Попасть на этот остров непросто, — продолжает специалист, — но, думаю, придет время и его будут посещать больше туристов. А значит, для популяризации объектов культурного наследия вокруг сохранившихся пунктов дуги потребуется создавать рекреационную зону».

Петербургские студенты между тем готовят интерактивную карту «Дуга Струве». К юбилею астронома Центробанк выпустил в этом году серебряную монету номиналом 2 рубля. А в состав самого памятника мирового значения по предложению России, возможно, будет включен и пулковский базис, связанный с именем выдающегося ученого и измерениями, проходившими под его руководством.

#геодезия #история #Россия #Росреестр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (6270) от 17.09.2018 под заголовком «Для чего Земле дуга».


Комментарии