Для чего открыли небо? В «Пулково» введен режим седьмой степени «свободы воздуха»
С началом 2020 года в аэропорту Петербурга введен режим седьмой степени «свободы воздуха». «Пулково» первым в России получил право на использование его в течение пяти лет. Это позволит иностранным перевозчикам, не имеющим регистрации в стране пункта назначения и вылета лайнера, выполнять рейсы из Петербурга в 30 государств мира.
ФОТО Майи ЖИНКИНОЙ/ИНТЕРПРЕСС
«Имея такие рыночные условия, новые иностранные авиакомпании смогут активно развиваться, а российские перевозчики получат возможности для расширения региональной маршрутной сети и увеличения частот рейсов по существующим направлениям, - считает генеральный директор управляющей компании аэропорта Леонид Сергеев. - Уверен, что это повысит транспортную доступность города и предоставит пассажирам широкий выбор вариантов прямого авиасообщения с пунктами на территории России и иностранных государств».
С учетом введения электронных виз и возможности гибкого управления тарифами на обслуживание рейсов за рубеж такой комплекс мер наверняка увеличит приток иностранцев в северную столицу и позволит петербуржцам летать за границу проще и дешевле. И, конечно, будет способствовать превращению нашего аэропорта в международный пересадочный узел, пополнит казну города, позволит сохранять и создавать новые рабочие места. По словам эксперта Комитета Госдумы по транспорту Романа Гусарова, получение статуса «открытого неба» - огромный плюс. «Это означает возможность не только значительно расширить маршрутную сеть, но и привлечь большой поток транзитных пассажиров, - полагает он. - Что для аэропорта, рассчитывающего стать международным хабом, принципиально важно».
«Добро» Министерства транспорта РФ получено на полеты в/из 30 стран, в 21 из которых (Бельгию, Данию, Ирландию, Исландию, Латвию, Литву, Люксембург, Македонию, на Мальту, в Нидерланды, Норвегию, Польшу, Португалию, Румынию, Сербию, Словакию, Словению, Финляндию, Швейцарию, Швецию и Эстонию) перевозчики могут летать без ограничений. Остальные 9 вошли в заветный список с оговорками, инициатором которых, без сомнения, стало отечественное авиационное лобби.
Так, в Австрию, Чехию и Великобританию новые рейсы из нашего аэропорта можно будет организовывать за исключением столиц этих стран. В Болгарию в режиме «открытого неба» новичкам разрешено летать только в Софию. В Германии из списка доступных пунктов назначения исключены Берлин, Дюссельдорф, Гамбург и Мюнхен. В Испании - Барселона и Малага. В Италии - Рим и Милан. Во Франции - Париж и Ницца. На Кипре - Пафос и Ларнака. А некоторые особо привлекательные для перевозчиков страны (в частности, Греция) в окончательный список Минтранса не попали вовсе. И это понятно: отдать «варягам» такие прибыльные туристические направления, как Барселона и Париж, Пафос и Ларнака, а также востребованные по максимуму транзитные немецкие аэропорты, никто из российских перевозчиков не готов.
По информации Минтранса, заинтересованность в выполнении рейсов в режиме «открытого неба» уже выразили такие известные европейские перевозчики, как Wizz Air, Ryanair, EasyJet, Volotea, аirBaltic, Fly One и некоторые другие. Регулятор сообщил, что они готовятся организовать полеты из Петербурга в 22 страны. Но и список направлений, и количество готовых летать из «Пулково» авиакомпаний, возможно, будут расти.
Впрочем, ожидать, что уже завтра из Петербурга по десяткам зарубежных направлений полетят лоукостеры, не стоит: процесс согласования расписания и условий обслуживания рейсов только начинается и потребует времени. А значит, реально режим «открытого неба» в нашем городе заработает лишь с введением летнего расписания полетов 2020 года. Причем картина может быстро меняться: не успел Минтранс сообщить, что испанский лоукостер Volotea заинтересован в открытии полетов из Петербурга, как он сам заявил: летать в город на Неве пока не планирует, поскольку маршрутная сеть перевозчика на 2020 год уже сформирована.
Это говорит о том, что не все из открытых направлений могут быть задействованы и вызовут интерес как у компаний, так и пассажиров. Да, спрос со стороны петербуржцев и других россиян на рейсы в Лиссабон, Мадрид или Рейкьявик, скорее всего, будет.
Ведь первые открывают дорогу во множество городов Африки и Латинской Америки, а третьи запросто способны стать «точкой опоры» на пути в Северную Америку, куда из Петербурга до сих пор нет ни одного прямого рейса. Но вряд ли стоит ожидать, что из столиц Македонии и Словении (или в обратном направлении) резко возрастет поток гостей... Например, глава туроператора «Арт-Тревел» Мария Ушакова полагает, что «пока непонятно, кто, как и по каким ценам будет летать на тех или иных направлениях». Стоит учесть, что для расширения маршрутной сети из Петербурга перевозчикам придется задействовать и дополнительные лайнеры, которые еще надо иметь: позволить себе это могут лишь компании, которые намерены быстро развиваться.
Из зарубежных перевозчиков здесь некоторое преимущество имеет Wizz Air, которая уже прочно обосновалась в нашем городе - ее лайнеры летают из Петербурга в Будапешт и Лондон. Генеральный директор венгерской авиакомпании Джозеф Варади, встречаясь в конце осени 2019-го с губернатором северной столицы Александром Бегловым, сообщил: при условии «открытия неба» перевозчик готов расширить присутствие в нашей воздушной гавани. Вплоть до базирования в ней своих воздушных судов и значительного расширения маршрутной сети. И сейчас, похоже, настало время перейти от слов к делу.
Как бы то ни было, уже скоро мы узнаем, насколько выгодным для Петербурга и его жителей оказался режим «открытого неба». Ведь до введения в действие летнего расписания 2020 года осталось около двух с половиной месяцев, а билеты по новым маршрутам должны появиться в продаже еще раньше.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 002 (6600) от 10.01.2020 под заголовком «Для чего открыли небо».
Комментарии