Дитя пустыни. И другие участники «компотного» рынка

Вряд ли кто‑нибудь скажет, что никогда их не пробовал. Даже в самой глухой деревушке древняя старушка припомнит, как в очень уже далеких семидесятых годах прошлого века завозили в местное сельпо чудо-ягоду «навроде чернослива, но не чернослив». И стоила та чудо-ягода медный грош…

Дитя пустыни. И другие участники «компотного» рынка | ФОТО Anthony Camp on Unsplash

ФОТО Anthony Camp on Unsplash

Мягкие, полусухие, сухие

Речь — о финиках. Их «медно-грошовая» стоимость тогда равнялась 9 копейкам за 100 граммов. Правда, товарный видок был еще тот. Другое дело — сегодня. Финики в специальных контейнерах, финики в баночках, в коробочках, в подарочных упаковках… Из Ирана, Алжира, Саудовской Аравии… Финики китайские, финики узбекские… А вот тут — стоп! Ни в Китае, ни в Узбекистане финики не растут.

Кто‑то подсчитал, что эти плоды упоминаются в Библии ровно полсотни раз. А вот первые «земные» сведения о них датируют шестым тысячелетием до нашей эры. Ученые утверждают, что тогда дикую финиковую пальму облагородили в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

Финиковая пальма (или финик пальчатый) — дерево засушливых широт. Впрочем, и не дерево это вовсе, а… трава. Многолетняя, с мощной корневой системой. Иногда пальму называют растением-скороспелкой. Это потому, что долго ждать начала плодоношения не приходится: первый урожай можно получить на четвертый год после посадки, а дальше — из года в год, из десятилетия в десятилетие, до 60 – 80 лет.

Практически все продвинутые «финиковые» страны занимаются селекцией и за последние сто лет вывели более 1500 сортов пальчатого финика (запомним это слово: «пальчатый», пригодится). В товарном обороте сейчас около 300 сор­тов. Они разные — по своим характеристикам, по требованиям к условиям произрастания, по выносливости, вкусовым качест­вам, размеру и даже по химическому составу. Но весь ­сортовой «вал» делят на три группы: мягкие, полусухие, сухие.

Среди мягких сортов один из самых популярных — Мазафати с крупными, до 5 сантимет­ров, плодами. Их иногда продают под названием «Райские». В той же группе сорт Каб-Каб, он же — «медовый» (по цвету темного меда). Известен как один из самых долго хранящихся. А вот сорт Ас-сукари, или Суккари, наоборот, долго храниться не будет. Впрочем, импортеры с ним связываются неохотно.

Из полусухих сортов к нам ве­зут Захеди с характерным ореховым вкусом и Деглет-нур — плоды с очень тонкой кожицей. Из сухих сортов самый экспортируемый Ал-асила — «дитя» одной из самых плодовитых финиковых пальм. Среди сухих также Хадрави с рассыпчатой сахаристой структурой и самый-самый сладкий, по утверждению знатоков, сорт Сокари.

Ну а что касается часто встречающихся в продаже так называемых королевских фиников, то это коммерческое торговое название плодов финиковой пальмы сорта Меджул. Родина сорта — регион Тафилалет в Марокко. Но сейчас его основной производитель — Израиль, на его долю приходится 60 % мирового рынка Меджула. Кроме Израиля и Марокко такие финики выращивают в Иране, Иордании, Саудовской Аравии и некоторых заокеанских странах.

От других сортов Меджул отличается очень крупным размером плодов, которые остаются достаточно мягкими даже после высушивания. А по вкусу не такие приторные, как многие другие сор­та. Цена таких фиников в нашей торговой рознице соответствует «королевскому» статусу: 250 руб­лей за 200‑граммовую упаковку. Стоимость прочих фиников куда демократичнее: 80 – 90 целковых за тот же объем.

Чего не бывает

Сегодня лидирующее место в мире по производству и экспорту фиников принадлежит Египту. На международный рынок он поставляет более 1,3 миллиона тонн плодов в год. Ненамного уступает ему Иран — 1 миллион тонн и чуть меньше Саудовская Аравия — около 900 тысяч. В число крупных производителей и поставщиков входят также Израиль, ОАЭ, Алжир, Марокко, Тунис и еще полдюжины арабских стран. Большинство из них отметились на российском рынке.

Среднегодовой объем импорта сухих и вяленых фиников в Россию — 18 – 20 тысяч тонн. При этом есть ярко выраженная сезонность: максимум ввоза приходится на апрель, минимум — на август.

Для сластолюбивых россиян финики всегда были и остаются лакомством, а вот для жителей жарких стран они — «хлеб пустыни». Вяленые, сушеные и свежие плоды были основой рациона бедуинов. Поэтому финиковую пальму арабские страны считают своим национальным деревом и уже сорок с лишним лет отмечают ее именной день. В нынешнем году он назначен на 15 сентября.

Но вернемся к товарным вык­ладкам в наших супермаркетах. Где‑то тут мы заприметили узбекский финик. Которого в природе не существует… «Это реэкспортный товар, — поясняют эксперты рынка сухофруктов, — изначальное происхождение которого — любая страна — производитель фиников. Точно так же таджикские, казахские финики — это миф».

А вот в соседней с Узбекистаном Туркмении в советские времена финиковые рощи закладывали, и весьма успешно. Для начала нашли очень подходящее место: долину Кизил-­Атрека (сейчас называется Этрек) с климатом сухих субтропиков. Находится она на крайнем юго-западе республики, недалеко от границы с Ираном. Оттуда, из Ирана, на только что открывшуюся станцию субтропических культур и завезли в 1939 году первые саженцы пальчатого финика. Правда, успех пришел только тогда, когда пальмы стали выращивать из семян — как и «завещал» великий Мичурин, доказавший, что выращенные из семян растения легче приспосабливаются к новым условиям… К сожалению, с распадом великой страны работы были прекращены и финиковые рощи одичали.

Как не бывает узбекских фиников, так не может быть и китайских. Те плоды, которые у нас иногда продаются под таким наз­ванием, на самом деле есть не что иное, как зизифус, или унаби. Это растение совсем из другого семейства, а «фиником» его прозвали только из‑за внешнего сходства плодов с «оригиналом».

Возможно, где‑то на рынке вдруг обнаружатся абхазские финики. Но это будут не плоды пальчатого финика. Ароматные ягоды с сочной кисло-сладкой мякотью, напоминающие абрикосы, но размером с алычу, — плоды бутии головчатой («мармеладной пальмы»), которую часто по ошибке называют фиником. Растут такие пальмы и в Сочи, и в Крыму. Из их плодов делают желе, вина, компоты.

Вкусовой ранжир

Финики в товароведческом раскладе — составная часть рынка сухофруктов, который иногда в шутку называют «компотным». Его общий объем 240 – 250 тысяч тонн, ежегодно съедаемых россиянами.

Ведущий сегмент этого рынка — и по предложениям оптовиков, и по потребительскому спросу — изюм.

Большая часть свежего винограда, выращиваемого в мире, используется для изготовления вин. Так было и в древности. Тогда же случайно «изобрели» изюм. Просто какая‑то часть винограда высохла, превратилась в «мумию». Сегодня Россия не выращивает виноград для производства изюма в больших промышленных масштабах. Так, по мелочи. Рынок с успехом заполняют страны, которые давно уже поднаторели в изюмном деле.

Вслед за изюмом идет курага. Так в обиходе принято называть любые сухофрукты из абрикосов, и именно под таким названием чаще всего продают эти сушеные плоды в магазине. Хотя торговый стандарт описывает три вида сухофруктов из абрикосов: непосредственно курага — половинки сушеных плодов; кайса — целые плоды без косточек; урюк — целые сушеные фрукты с косточкой.

На третьем месте — чернослив. Из всех косточковых культур сливы оказались лидерами по количеству и разнообразию сортов — более двух тысяч. Однако по наполняемости рынка самые большие объемы приходятся на знаменитую Венгерку. Разновидностей Венгерок много, практически все они годятся для переработки в чернослив.

Хотя делают чернослив и из плодов сорта Ренклод, и из дамасской сливы (она же — слива черносливовая, голубая, сахарная, немецкая). И даже из мало подходящей для этих целей сливы сорта Мирабель.

На четвертом месте обосновался инжир. Каждый год в нашу страну ввозится 2,5 – 3 тысячи тонн инжира. Из них 85 – 90 % приходится на Турцию. Еще столько же приходит к нам из теплых стран ближнего зарубежья. Большая часть инжира на наш рынок поставляется в сушеном виде. Или в вяленом. В сезон активного сбора урожая — свежим.

Но свежий инжир — фрукт кап­ризный. Сроки его хранения ограничены. Очень скоро в плодах начинается процесс брожения. Для длительных перевозок и перевалок инжир непригоден. Точнее — так: не был пригоден. Теперь же небольшая «газовая атака», и время пригодности немного увеличивается.

Финики в ранжире самых любимых сухофруктов занимают пятое место. Весьма почетное и далеко не последнее.


#рынок #сухофрукты #еда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 58 (7387) от 03.04.2023 под заголовком «Дитя пустыни».


Комментарии