Диковины в ценной оправе. Петербургские музейные коллекции минералов можно увидеть по всей Европе
Невольно думаешь, оказавшись здесь впервые: туда ли попал? Храм науки выглядит обычно сдержаннее, как и его подразделения, а тут, куда ни ступи, все в коврах и позолоте. Но из этого правила есть исключения. Например, музей Санкт-Петербургского горного университета напоминает сказочный дворец, набитый сокровищами (свыше 230 тысяч единиц хранения только в основном фонде). Недаром уже два с половиной века его посещают, не оставляя без своего покровительства, первые лица Российского государства, а также именитые гости - ученые.
Современный геологический музей не только собрание редких минералов, но и выставка механизмов, с помощью которых поднималась новая отрасль - горнорудная индустрия. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Королевский дар
Первое инженерно-техническое учебное заведение России было создано в Петербурге по указу Екатерины II, это общеизвестно. Но мало кто знает, что тогда же (1773 г.) в стенах высшего Горного училища появился кабинет «российских и иностранных минеральных и ископаемых тел» для практических занятий со студентами.
Сенатор Михаил Соймонов, президент Берг-коллегии (горного министерства) и первый директор этого учебного заведения, один из творцов российского горного образования, сразу передал туда свое собрание минералов и руд. Подав тем самым пример.
Так и повелось. Летом 1777 г. шведский король Густав III, инкогнито посетивший Россию под именем графа Готландского, в благодарность за теплый прием велел выслать в этот музей 202 образца cкандинавских руд, солей и камней. На расширение его фондов казна отпускала немалые средства, поэтому в 1787 г., к примеру, Горный смог выкупить 8 тысяч камней у петербургского академика шведа Эрика Лаксмана. Музейные «закрома» пополнялись и за счет экспедиций.
Главное - с екатерининских времен благодаря изданному императрицей указу туда начали отправлять «произведения природы» со всех открываемых рудников и месторождений России. Принцип отбора образцов, впрочем, оказался «безмерным». Кроме камней чего только в музей ни поступало: остатки ископаемых растений и животных, археологические находки. Там же - макеты горных машин и предметы декоративно-прикладного искусства. Оружие и монеты, рукописи и значимые архивные документы.
Воспитанные наукой
Такая всеохватность озадачивает, но в отношении этого музея она вполне уместна, считает его директор Иван Чибисов. Ведь в этих стенах «науки юношей питали» эрудированных: выпускники Горного считались инженерной элитой России. Ладно бы их обучали только рудознатному делу, так нет, они разбирались во многих областях науки и техники. Владели несколькими языками, умели фехтовать и вальсировать, знали толк в оружии и произведениях живописи.
Для их обучения и был предназначен растущий музей. Хотя его двери уже в XVIII веке были распахнуты для «любопытствующих посетителей», как отмечалось в документах Берг-коллегии. И в наши дни сюда ежедневно приходят специалисты. Так сказать, с улицы, на бесплатные экскурсии, собирающие не меньше 200 - 300 человек.
По богатым и бесконечным, кажется, залам музея, выстроенным в ряд на манер анфилады, меня ведет его научный руководитель, кандидат геолого-минералогических наук Елена Котова.
«Вот здесь размещены разные минералы, от простых к сложным, и выполненные из них изделия, - показывает она, - а там мы видим оксиды и гидроксиды, бораты и силикаты...»
Идешь вдоль витрин - будто листаешь страницы учебника. Точнее, не одного, а в нужной последовательности нескольких: раздел по геологии, геохимии, минералогии, кристаллографии, петрофизике и др. Хотя это и есть учебные пособия, только не бумажные, а овеществленные, «вписанные» в исторические апартаменты, как алмаз в драгоценную оправу.
От малахита до динозавра
На первых порах музей располагался в скромном корпусе, стоящем на берегу Невы. А в годы царствования Александра I, когда училище преобразовали в Горный кадетский корпус (1804 г.), на этом месте возник архитектурный ансамбль. Он был создан по проекту Андрея Воронихина, автора Казанского собора, Шереметевского дворца и других петербургских шедевров. Помогал Воронихину зодчий Александр Штауберт.
Массивный портик главного здания Горного эти мастера украсили дюжиной колонн. А по его краям, как у входа в подземное царство Плутона, разместили скульптурные композиции, относящие к античным векам («Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины»), добавив на боковых ризалитах-выступах фризы, прославляющие богатство земных недр.
По отдельности все это можно увидеть и в других «родственных» местах, но в совокупности, поражающей разнообразием, пожалуй, лишь здесь. При этом в двадцати здешних залах, не без гордости уточняет моя провожатая, выставлено меньше половины экспонатов. Общая же музейная база, «поселившаяся» на площади 4 тыс. кв. метров, насчитывает до полумиллиона единиц хранения: одна лишь коллекция минералов состоит из более 60 тысяч образцов.
Череп древнего носорога и скелет зубра. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Теофраст и другие
В отреставрированных сосновых шкафах и витринах, изготовленных немецкими умельцами, являют себя взорам минералы разного цвета и формы: малахиты, изумруды, топазы, нефриты и др. А также искусно выполненные из камня, металла, керамики шкатулки и столовые приборы, ожерелья и бусы, походные иконы. Заметная часть этих затейливых предметов принадлежала августейшим особам и представителям императорского двора.
Причем иные дамы, состоявшие в родственных отношениях с Романовыми, становясь женами иностранных сановников и покидая страну, увозили с собой в качестве приданого со вкусом подобранные коллекции, имевшиеся в музее. Так что петербургские каменные «россыпи» можно увидеть ныне по всей Европе. Правда, и без ответных поступлений не обходилось.
Камни и поделки из них (чего стоит букетик маргариток, инкрустированный бриллиантами, помещенный во флакон из горного хрусталя!) это ладно, а для чего, интересуюсь, на шкафах водрузили бюсты Теофраста и других древних философов?
«Как же, - слышу в ответ, - в Горном много специальностей: среди студентов есть те, кто изучает мраморные и бронзовые изделия, лепку и художественную обработку металла. А тут они на виду, как скульптуры и полотна известных мастеров прошлых веков, и в Эрмитаж идти не нужно».
Этот музей сам не раз обращался в Горный, чтобы пополнить хранящимися там предметами (блюда с мозаикой, табакерки, драгоценные шкатулки и др.) свои тематические выставки. Да только ли он? Российский этнографический музей поступал так же, запрашивая минералы и украшения из них для выставки женских костюмов. Или Букингемский дворец, резиденция британских монархов, где демонстрировались их подарки русским государям. А большие золотые музейные самородки представлены в кремлевском Алмазном фонде РФ.
Ширма императрицы
Да, такую роскошь можно выставлять только на фоне блистательных интерьеров. Потому-то расписанные каменными «рисунками» ширмы императрицы Марии Федоровны, матери последнего самодержца, обряжавшие ее апартаменты в Аничковом дворце, украшают ныне Колонный зал, один из самых красивых в Горном музее. У колонн из искусственного мрамора здесь стоят столики из окаменелого дерева. А сверху на все это взирают персонажи панно. Роспись на плафоне тут выполнил в 1822 г. итальянский художник Джованни Скотти. Панно символизирует благосостояние и развитие горной отрасли.
А вот и залы, где выставлены воплощенные идеи горняков: макеты буровых установок и шахтного оборудования, копии механизмов для добычи и обогащения руды, доменных печей и др. По этим действующим в большинстве своем моделям можно изучать историю горнозаводского и металлургического дела XVIII - XIX вв. Как российского, так и зарубежного.
Когда начали строить Транссибирскую магистраль, оказалось, что рельсы из чугуна для холодных регионов не подходят: на морозе чугун становится хрупким. Вместо него следовало использовать сталь: литейное ее производство освоил в нашей стране специально вызванный для этого британский инженер Джон Юз.
Из цельного куска стального рельса в 1895 г. донецкий молотобоец Алексей Мерцалов выковал высоченную (3,5 метра) пальму, «посадив» ее в металлическую кадку. Это творение, которое произвело в свое время фурор на всероссийских и международных промышленных выставках, одна из жемчужин технических залов.
Рядом - инструменты, принадлежавшие семье Нобель, художественное литье Каслинского и Кусинского уральских заводов, творения мастеров Златоустовской фабрики, набор инструментов для обработки металла («технический кабинет») Александра II. Многое может поведать о бывших владельцах и наградное оружие, которым музей тоже гордится. А в его хранилищах можно найти оригиналы рукописей и писем великого Менделеева.
«Камушки» Гумбольдта
С именами крупных ученых, таких как Гумбольдт, путешественников и государственных деятелей связано немало редких вещей. Когда завершится оцифровка всех музейных предметов, они станут еще доступнее. Но эти редкости недаром располагаются в вузе: к ним обращаются для исследований студенты Горного университета, а также их педагоги и научные работники из других регионов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (6614) от 30.01.2020 под заголовком «Диковины в ценной оправе».
Комментарии