2Vtzqv4Hz9U

Детей-безбилетников запретили высаживать из общественного транспорта

О запрете высаживать из общественного транспорта малолетних безбилетников, который вступил в силу с 7 марта, россияне вообще-то наслышаны давно. Эта инициатива с прошлого года горячо обсуждалась в СМИ и Интернете, а появление самой нормы столь же горячо приветствовалось родительским сообществом. Теперь правило «если гражданин отказывается платить, он обязан покинуть салон на ближайшем остановочном пункте» не распространяется на пассажиров младше 16 лет, путешествующих без сопровождения взрослого. Высадить такого пассажира нельзя, придется юного «зайку» довезти до нужной ему остановки.

Детей-безбилетников запретили высаживать из общественного транспорта | ФОТО Валерия МАТЫЦИНА/ТАСС

ФОТО Валерия МАТЫЦИНА/ТАСС

Эта норма внесена в новую редакцию «Устава автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (федеральный закон № 259). Предшествующее обсуждение данной темы в Интернете и СМИ иллюстрировали вопиющие истории из разных регионов, когда не расплатившегося за проезд школьника жестокосердные водители оставляли на обочине в мороз или в пустынной местности в темное время суток.

Случалось подобное и в Петербурге. Ну до пострадавших и уголовки дело у нас не доходило, но случалось. Возмущенные заявления родителей на эту тему не такая уж редкость на питерских форумах и в разделах «обратной связи» у городских перевозчиков.

Вот только две жалобы в отдел претензий петербургской компании, опубликованные в декабре прошлого года.

Очень эмоционально пишет Дмитрий: «Выражаю особую «благодарность» водителю 356-го маршрута, проявившему бдительность, самоотверженность и неустрашимое мужество в борьбе со злостным нарушителем-безбилетником девяти лет от роду, который сел к нему в автобус на остановке «Эрлеровский бульвар (416-я школа)» в Петергофе с намерением прибыть на вокзал Новый Петергоф. Билет, хоть и был предварительно пополнен, почему-то не сработал. Несмотря на то что автобус набрал ход и проехал 200 метров, водитель остановился и приказал нарушителю выйти. Спасибо, что хоть остановился, а не заставил прыгать на ходу... Данное событие случилось 16 декабря 2020 года в 12.55 между остановками «Эрлеровский бульвар» и «Станция Новый Петергоф». Номер автобуса ребенок не запомнил. Но ведь можно установить личность «героя». Ну а если серьезно, то ребенку была нанесена моральная травма. Высажен он был в месте вовсе не безопасном. А что если бы с ним что-то случилось? Кто бы отвечал за это? Понятно, что водитель действует по инструкции. Но что это за инструкция, когда детей высаживают неизвестно где? Ведь, насколько я помню, высаживают таких нарушителей на следующей остановке, где есть люди, наблюдение и т. д. Что-то с вашими инструкциями неладно. А не противоречат ли они основным законам РФ и Конституции, где прямым текстом прописано, что дети наше все?» – спрашивает перевозчика Дмитрий.

Петербурженка Ирина рассказывает: «Сегодня на маршруте 121 у детей при проверке бесплатных проездных не срабатывал аппарат у кондуктора, хотя они ехали после метро, и там все работало. Кондуктор потребовала оплатить проезд или выходить на улицу – в 20.20 на мороз. Что за дикость и какое она имела на это право?».

Еще одна декабрьская история-отклик – уже не на «детскую» тему, но чем-то созвучная: «Сегодня ехала в 38-м троллейбусе. Кондуктор «культурно выставила» пенсионерку очень преклонного возраста, так как у нее кончилась карточка. Куда мир катится? Она, скорее всего, блокадница или ветеран. Вот такое у нас отношение к старшему поколению...»

Кстати, по мнению одного из авторов поправок в устав члена думского Комитета по транспорту и строительству Владимира Синяговского, запрет высаживать детей-безбилетников следовало бы распространить также на пенсионеров, инвалидов и беременных женщин... В целях и их безопасности тоже.

Не распространили – увы.

За громкой детской повесткой малозамеченной прошла другая новация, внесенная в транспортный устав, которая затронет как убежденных или вынужденных зайцев, так и добропорядочных пассажиров. Контролеров в общественном транспорте наделили правами полицейских: они могут потребовать у льготников паспорт или иные подтверждающие льготу документы, а у родителей детей – свидетельства о рождении. С одной стороны, все выглядит здраво: соседи и родственники перестанут кататься по «бабушкиному» проездному, подростков перестанут возить как дошколят, уверяя, что «просто он такой у нас рослый»... С другой – заставить всех немощных стариков, инвалидов и заполошных мамаш ежедневно, везде и всюду таскать с собой эти, заметим, трудно восстанавливаемые документы – тоже так себе идея.

Впрочем, в требовании предъявлять вместе с льготным проездным документ, подтверждающий личность, ничего особо нового нет – это правило и раньше было принято в Петербурге. Вот только на практике, по понятным причинам, оно не прижилось.

Единственный приемлемый для всех сторон выход – переводить льготников-бесплатников на именные карты с фотографиями – тогда, по новому уставу, дополнительной идентификации личности точно не понадобится.

Поправки в документ были подготовлены Минтрансом после критики системы контроля за оплатой проезда, прозвучавшей на заседании президиума Госсовета по пассажирским перевозкам в 2017 году из уст мэра Москвы Сергея Собянина. Он заявил, что общественным транспортом в столице пользуются до 20 – 30% безбилетников. А все потому, что контролеры не могут требовать паспорта у нарушителей.

Смольный еще в 2019 году пытался наделить проверяющих правом выписывать штрафы за безбилетный проезд – соответствующие поправки в закон «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» выносились правительством на рассмотрение ЗакСа. Но сделать это не позволяло именно федеральное законодательство – потребовать предъявить документ, необходимый для составления протокола об административном правонарушении, вправе был только сотрудник полиции, сопровождающий контролера (а полицейским, заметим, и без того есть чем заняться). В итоге контролеры по городу практически перестали ездить – чего же впустую кататься и нервы трепать?

Теперь ситуация может измениться. А может и нет. Судя по всему, сами законодатели не уверены в работоспособности новых норм – как либерализующих (про мальчиков-зайчиков), так и ужесточающих контроль. Например, первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов заявил: «Посмотрим, как норма будет работать, и потом внесем поправки... Вероятно, еще потребуется прописать более точные формулировки».

Единственное, что пока уже точно известно, – контролер по-прежнему не потребует оплатить штраф на месте. «Обращаем внимание, что лицо, осуществляющее проверку правильности оплаты проезда, не вправе требовать оплаты штрафа за безбилетный проезд! – предупреждают горожан на сайте «Организатора перевозок». – Если у пассажиров требуют оплатить штраф на месте, помните – это мошенники, работающие под видом контролеров. При встрече с такими людьми нужно немедленно обратиться в полицию по телефонам 02 или 112».

А вот о том, как действовать пассажиру, которого сочли безбилетником только потому, что у кондуктора не сработал контроллер или валидатор в салоне, в документах, регламентирующих порядок оплаты, ничего не говорится..


#дети #транспорт #закон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 45 (6883) от 17.03.2021 под заголовком «Заяц, учи устав!».


Комментарии