Десять драгоценностей Юсуке. Известный японский архитектор выступил с лекцией в России
Известный японский архитектор Юсуке ТАКАХАСИ, основатель YT Architects, прочел публичную лекцию в рамках выставки BATIMAT Russia-2019.
Иллюстрация Sergey Nivens/shutterstock.com
Кредо мастера и его бюро - гармоничное сочетание современных трендов и национальных традиций. Среди его работ в Японии - частные дома, шоурумы и офисы. Также в портфолио коттеджные поселки и интерьеры частных домов в России. По мнению Такахаси, архитектура Страны восходящего солнца основана на 10 принципах, которые мэтр именует драгоценностями.
Первый - kanso (простота). Там, где, казалось бы, ничего нет, на самом деле есть все, надо только увидеть. В зеркальном фасаде отражается окружающая улица - что может быть лаконичнее? «Меня часто не понимают русские заказчики, им кажется, что мебели должно быть много, диван - ярким. Долго приходится объяснять, что эффект можно создать одной вещью», - сказал лектор.
Второй - fukinsei (асимметрия). Если вещь асимметрична - она имеет право на существование. Архитектор даже выступал в подчеркнуто асимметричном костюме. Входя через «неправильный» для европейца холл, мы каждый раз проникаем как бы в новое здание. Многих вещей при полной симметрии не видно. А иногда, наоборот, асимметричный дизайн позволяет спрятать элементы, которые необходимо укрыть от чужого взгляда.
Третий - shibumi (эссенция). Понятие объясняется через аналогию, когда вы ощущаете «аромат» архитектурной формы, где все должно быть привлекательным. «В России свое понятие о вкусном интерьере, но русский shibumi, безусловно, есть», - улыбнулся мастер.
Четвертый - shizen (естественность). Это когда архитектурные формы вдохновляются природой. Классический японский сад, кажется, создан случайным расположением камней, травой, которая выросла, где захотела. На деле же все тщательно вымерено садовником - расстояние между камнями и дорожками, подбор видов растений.
Пятый - yugen (недосказанность). Это не незаконченность, а отсутствие формального признака, который позволяет четко определить объект. Например, окно с невидимой рамкой.
Шестой - datsuzoku (необыденность). Это добавление нужного акцента в знакомые элементы.
Седьмой — seijaku (покой), в первую очередь имеется в виду спокойствие, которое возникает в душе человека, присутствующего в определенном пространстве, здании или интерьере. В душе зрителя, смотрящего на вещь, выдержанную в этом ключе, должен царить мир.
Восьмой - mа (пустота). Например, в японских традиционных домах пространство не разделено межкомнатными стенами. Интерьер трансформируется ширмами. Большое пространство дает возможность ввести элемент - акцент.
Девятый - wabi (скудность). Архитектура не должна быть перенасыщена деталями, но должна иметь при этом элемент высокого качества (он может быть дорогим, а может «брать эстетикой»), главное - чтобы держал внимание.
Десятый - sabi (уединенность). Это самодостаточность объекта. Красивая простота и насыщенность должны читаться. Как в старом храме, почти пустом, но при этом наполненном красотой изнутри. Разумеется, за каждым из этих понятий целые пласты философии и эстетики. Но даже в беглом режиме мастер-класса можно было почувствовать их, они, как камни в восточном саду. Каждый на своем месте.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (6526) от 17.09.2019 под заголовком «Десять драгоценностей Юсуке».
Комментарии