Чувство меры. В Петербурге идет набор в первый в России метрологический класс
В российских школах есть классы педагогические, медицинские, юридические, экономические и т. д. Даже Президентский физматлицей № 239 обзавелся ранее несвойственным ему химико-биологическим классом. Но метрологический будет пока уникальным. Первопроходцем стала школа «Берегиня», чье название интуитивно представляется далеким от точных наук. Директор школы Владимир Ковтун рассказал, чему будут учить и почему некоторые боятся «инженерного образования», а руководитель Всероссийского НИИ метрологии им. Менделеева Антон Пронин - зачем растить кадры с начальной школы.
С главным «метрологическим» учреждением страны, ВНИИМ им. Д. И. Менделеева, школьники познакомились 8 февраля, в День науки. ФОТО Натальи АБОЕВОЙ предоставлено школой «Берегиня»
От богини - к точным наукам
В одном техническом вузе ходит байка - студент, поступив на специальность «метрология», на первой лекции недоумевал: «Я думал, это про метро...».
Профильные классы вводятся, чтобы уже в школе дать понятие об экономике, юриспруденции, психологии и т. д. И что метрология - это не «про метро», это наука об измерениях и обеспечении их единства. И в первую очередь от нее зависит, как точно идут часы и взвешена колбаса в магазине, как ладно сконструированы автомобиль, самолет и ракета, насколько исправно работает медицинская техника, радар инспектора ГИБДД, счетчики учета расхода воды и электричества в квартирах...
Да, бывает, «не работает». Но это вопрос к изготовителю, а не к метрологу. Измерять мы умеем: в области метрологии Россия - среди мировых лидеров. В Петербурге расположен Всероссийский НИИ метрологии им. Д. И. Менделеева, вузы с кафедрой метрологии теперь объединяются в образовательный метрологический кластер. Теперь в кластер внедряется и средняя школа.
- В метрологии множество разделов: измерения в механике, радиоэлектронике, оптике, теплофизике, физической химии... - перечисляет директор школы Владимир Ковтун. - И надо еще понять, что именно вводить в школьное обучение.
- Государство ставит перед школой задачи, связанные с инженерным образованием. Когда я пришел в «Берегиню», то понял: понадобится реорганизация, нужно создать мотивационную среду, - говорит Ковтун.
У школы неслучайное имя. В 1990-х один из детсадов Московского района стал активно применять методики развития, и имя сказочной славянской богини символизировало этот подход. Потом к детсаду присоединилась начальная школа, а с 2013-го - средняя и старшая. Сейчас двухлетний ребенок, приходя в детсад «Берегини», официально поступает в ГБОУ (то есть в школу) № 684 «Берегиня». В этом году первый выпуск тех, кто пришел в два года и учился здесь до 11-го класса.
В следующем учебном году в школе предполагается открыть метрологические классы: 1А, 5А и 10А.
Владимир Ковтун по образованию военный инженер. Окончил училище имени Дзержинского, работал на Центральной базе измерительной техники ВМФ России, которая раньше располагалась в Новой Голландии. Пять лет военный метролог занимался передачей единиц измерений от эталона приборам в воинских частях. 25 лет назад покинул систему Минобороны и нашел себя в системе образования: победитель городских конкурсов педагогических достижений, дважды награжден знаком «За гуманизацию школы».
- Идея метрологического класса возникла почти случайно, - рассказывает директор. - Зашел как-то во ВНИИМ, встретил старого знакомого. Говорю: «Вот пытаюсь в своей школе ввести инженерное образование». Он: «А к нам-то почему не пришел?». Во ВНИИМе хорошие молодые специалисты, но качественные кадры нужны всегда. И полезно, чтобы о профессии метролога знали больше и узнавали раньше.
Руководитель ВНИИМ им. Д. И. Менделеева Антон Пронин описывает показательный случай:
- В одном региональном центре стандартизации объявили вакансию. Должность инженера по метрологии, зарплата приличная. Пришли 32 человека. Стали проверять их знания - в частности, был простой вопрос: в бытовой электросети (то есть дома в электрической розетке) напряжение постоянного тока или переменного? Довелось услышать и такой ответ: «Постоянного. Ток же в розетке постоянно есть». И это человек с дипломом вуза! Дело не в том, что в вузах плохо учат. Кто хочет учиться и понимает, почему выбрал ту или иную специальность, нужные знания получит. Но ведь много тех, кто учился просто ради диплома. Есть прекрасные выпускники, но надо, чтобы их было больше, потому что тех, кто «просто с дипломом», тоже немало.
Дайте нам, мы доломаем
Школьного предмета «метрология» нет. Как формально нет предмета «экономика», «юриспруденция» и прочих профильных. Профиль обучения предполагает, что в уже существующие дисциплины вводятся элементы той же юриспруденции, экономики, психологии и т. д.
В случае метрологии - это внедрение некоторых ее понятий и методов в уроки математики, физики, химии, географии. Но вообще, уверен директор школы, эта точная наука применима и в гуманитарных дисциплинах:
- Любое измерение - это сравнение, в том числе с эталоном. В жизни мы постоянно что-то безотчетно сравниваем. Почему классические идеалы красоты - именно Аполлон Бельведерский и Венера Милосская? Потому что именно такие пропорции, вполне просчитанные, вызывают у большинства людей эстетическое удовольствие. У метрологии есть и неочевидный воспитательный момент. Мы с детства познаем, что такое «хорошо» и что такое «плохо», но ведь можно ввести понятие градации. И порассуждать: а насколько хорошо и насколько плохо? И на каком основании мы так решили? А это уже терпимость к чему-то иному. Этого очень не хватает сейчас, когда так много агрессивного отторжения.
С «отторжением» директор столкнулся, когда предложил открыть метрологический класс. Не со стороны роно или комитета по образованию, а со стороны родителей. Как говорит Владимир Ковтун, если папы-мамы будущих первоклассников и пятиклассников были довольны, то в семьях будущих десятиклассников перспектива учиться в метрологическом классе вызвала протест.
- Я всегда считаю так: если есть недовольство - это моя вина. Значит, не до конца объяснил. У родителей появились опасения, что в «Берегине» вводится «инженерный» класс в ущерб общеобразовательным занятиям.
Только четыре человека из будущего 10-го класса выбрали «инженерное» обучение, остальные решили остаться на общеобразовательной модели. Правильнее ее называть универсальной, без уклонов в какую-либо сторону. Директор ничего навязывать не намерен. Поэтому «метрологический» набор и объявлен не внутри школы, а по всему городу.
Сейчас учителя, сотрудники ВНИИМ и преподаватели Политеха разрабатывают метрологическую программу для школы.
- Она не должна противоречить основным образовательным программам школы и при этом должна углублять знания, которые нам нужны, - комментирует глава ВНИИМ Антон Пронин. - Но и вне программы возможны дополнительные занятия, кружковая работа, лабораторная практика у нас в институте. Главное - непрерывность подготовки, чтобы ребята не теряли интерес. Известно ведь: пока ребенок маленький, он с интересом познает мир, а потом, когда начинаются «требования», «дисциплины», интерес проходит.
- Занятия по метрологии не подразумевают, что все будут изучать погрешности, стандартизацию и прочие сложности, - комментирует Владимир Ковтун. - Вообще это игра. Игровые технологии - самые действенные. Я хочу, чтобы было поменьше «сидения» и «слушания лекций» и больше практической работы.
Например, в первом классе собираются вводить ментальную арифметику (программу развития на основе счета в уме), робототехнику, закупили конструктор куборо для мелкой моторики. Есть желание создать еще на уровне детсада лабораторию и проводить несложные эксперименты: уже пустили по научным учреждениям клич: «Если есть ненужные устаревшие приборы, отдайте нам, мы доломаем».
Политех собирается подарить маленького робота, в школу уже приходили молодые ученые-политехники.
- Думаем развивать тьюторство, - комментирует Владимир Ковтун. - Это важно, когда школьник может сказать: «У меня есть научный руководитель, я занимаюсь исследованиями».
При этом, утверждает директор, задачи «готовить в метрологи» нет. И организовать первый в России метрологический класс не самоцель, а только способ заинтересовать детей инженерными науками.
- Извечная проблема в обучении - мотивация. Все великие педагоги решали, по сути, одну задачу: побудить учиться. Как известно, коня к водопою легко привести, но никто не заставит его пить. Можно привести ребенка в школу, но если нет интереса, учиться он не будет.
Как отмечает Владимир Ковтун, до относительно недавнего времени самым действенным способом побудить учиться было запугать. «Поставлю два», «вызову родителей». Сейчас модель «я учитель - ты подчиненный» не работает: и взгляд на образование меняется, и законодательство в этой сфере. Нужно другое.
...У школы есть давняя эмблема, символ Берегини, птичка. Хотят дополнить эмблему девизом: «Мы измеряем мир».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 048 (6446) от 18.03.2020 под заголовком «Чувство меры».
Комментарии