Чей телевизор? Нужно ли платить за коллективную телевизионную антенну

Вот одно из типичных обращений в Госжилинспекцию (ГЖИ): «До недавнего времени наша семья оплачивала квартирные счета, как говорится, не глядя и не вчитываясь. Однако теперь мы начали тщательно изучать содержание квитанций. Обнаружили много интересного. В частности, то, что с нас взимают плату за коллективную телевизионную антенну. В то время как у нас вообще нет телевизора. Нельзя ли разобраться в этом вопросе?».

Чей телевизор? Нужно ли платить за коллективную телевизионную антенну | ТВ-«коллективизация» сменилась «индивидуализацией»? / ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

ТВ-«коллективизация» сменилась «индивидуализацией»? / ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

Жилищная инспекция взялась разъяснить, как воспринимать сей факт и что делать. Придется сказать сразу: все решения инспекция переложила на плечи самих собственников жилья, получающих подобные квитанции.

В ГЖИ отметили, что строки в коммунальных счетах, не имеющие отношения к услугам ЖКХ, вполне могут появляться. Плата за коллективную антенну – как раз из таких. А стало быть, инспекция, отвечающая исключительно за жилищные услуги... не может подвергать ее анализу и решать: наказывать управляющую компанию за взимание «лишних» платежей или нет.

Несмотря на это заявление, инспекция все же анализирует появление таких строк. Правда, ее оценка имеет строго теоретический характер и чрезвычайно путана. ГЖИ склонна разделять ТВ-услуги на две части. Первая – содержание антенны, это дело управляющей компании. Вторая – непосредственное предоставление сигнала ТВ, за что отвечает ТВ-провайдер.

По мнению ГЖИ, взимать плату за содержание антенны можно и нужно со всех, даже если в квартире нет телевизора и даже если жители вовсе обрезали кабель. Основанием для такого заявления служат положения Жилищного кодекса РФ, которые говорят, что собственники несут бремя содержания общего имущества: несущие стены, коммуникации, кровли, чердаки, подвалы, фундаменты и прочее в том же духе... При этом в Жилищном кодексе не сказано, что собственники должны содержать лишь то, чем пользуются. (Аналогия – лифты для жителей первых этажей.) Так что если на крыше имеется антенна – плати!

Но при этом ГЖИ все же дает гражданам лазейку: говорит о том, что антенна может быть признана общим имуществом, если собственники приняли ее в состав такового. То есть если есть решение собрания или в тексте договора между собственником и управляющей компанией содержится (ме-е-е-е-ленькими буковками) перечень такого имущества, в который антенна включена изначально.

Если ничего подобного нет, собственник имеет право прийти в свою коммунальную контору и написать «отказное» заявление: мол, не пользуюсь и пользоваться не намерен.

К жилищно-коммунальной стороне вопроса примыкает также сторона техническая: о какой именно антенне идет речь? В период перехода телевидения на цифровое вещание метровые антенны переставали быть нужными. Дециметровые еще как-то «тянули» при условии их модернизации. Но провайдеры настаивали на монтаже принципиально нового оборудования: индивидуального или коллективного.

Договоры на установку коллективных антенн подписывали управляющие компании. В этот период и решался вопрос: будет такое оборудование общим имуществом или нет? И определить это должны были собственники. Разумеется, большая их часть к тому времени уже обзавелась индивидуальными – кто комнатными, кто уличными. Но, возможно, кто-то из соседей предпочел коллективную антенну. И, возможно, именно эти люди и пополнили список общего имущества, не спрашивая мнения индивидуалов.

Таким образом, каждому, кто недоволен наличием в квитанции лишней строки, придется выяснять подробности: кто устанавливал, что устанавливал, когда, кого подключали, кто голосовал и за что? И только выяснив эти подробности, можно принимать решение: добиваться исключения строки из счета или нет смысла.

Теперь о процедуре приема новой антенны в состав общего имущества. Строго говоря, увеличение его состава в Жилищном кодексе вообще напрямую не предусмотрено. Вот если речь идет об уменьшении, то за это должны проголосовать все 100% собственников. За проведение реконструкции или перепланировки – две трети. Суды и юристы склонны считать, что и для решения об увеличении состава общего имущества требуется две трети голосов. Стоит лишь помнить, что при голосовании нужно считать не поднятые руки, а квадратные метры, которыми эти руки владеют. Так, голоса трех собственников квартир по 30 квадратных метров «весят» меньше голоса того, чья квартира имеет площадь 100 «квадратов».

Нередко в квитанциях появляются также строки, по которым взимают абонентскую плату за услуги ТВ. Если есть сомнения в их законности, можно не платить. Управляющая компания в данном случае – сторонняя организация. Она подобные услуги не предоставляет, следовательно, платеж за нее может включить в общую квитанцию лишь с согласия всех сторон. В любом случае концы нужно искать в управляющей компании, а еще лучше – прямо у самой фирмы-телевещателя. Предпочтительнее все же не иметь дело с тем, кто играет роль посредника.


#ГЖИ #квитанции #телевидение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (7065) от 06.12.2021 под заголовком «Телевизор, ты чей?».


Комментарии