Трудный путь к газовой плите. Количество «квитанций» уменьшится в Петербурге

Кто из горожан не находил в своих почтовых ящиках странные «квитанции» и «извещения», настаивающие на необходимости заказать и оплатить те или иные жилищные услуги? Такие бумажки уже много лет веером расходятся по городу, вводя в заблуждение некоторых людей. Но вот теперь, похоже, количество подобных «квитанций» уменьшится. Во всяком случае из обихода должны исчезнуть те из них, которые предлагали оплатить услуги газовщиков.

Трудный путь к газовой плите. Количество «квитанций» уменьшится в Петербурге | ФОТО Imago/ТАСС

ФОТО Imago/ТАСС

Пару месяцев назад в Жилищный кодекс были внесены изменения, которые начнут действовать уже грядущей осенью. Новые положения кодекса предписывают заключать договор на обслуживание газового оборудования по формуле: в доме — только одна газовая компания. Тем самым собственникам запрещается допускать к своим плитам представителей других компаний, какие бы завлекательные листовки они ни распространяли. Ну а сами бумажки — «квитанции», таким образом, могут быть признаны призывом нарушить закон.

На хорошо знакомым многим «бланках» сероватой бумаги то «городской центр требует заключить с ним договор на поверку или замену счетчиков», то «комитет ЖКХ принял решение устроить массовую потраву тараканов, для чего необходимо открыть двери его специалистам», то «уполномоченная организация устанавливает едино­образные окна во всех квартирах, сообщая номер счета, на который нужно перечислить деньги»…

Все это агрессивная реклама, рассчитанная на испуг и — пардон — на глупость некоторых граждан. Форма такой рекламы была изоб­ретена более десяти лет назад в Омске и почти сразу получила широкое распространение по всей России. В те годы как раз пришел срок поверки или замены огромного количества квартирных счетчиков, которые граждане устанавливали по требованию закона об энергосбережении 2009 года.

Рынок «поверочных» услуг был настолько широк, что только ленивый не приобщился тогда к получению на нем прибыли. Строгие листовки должны были подстегнуть граждан позвонить по такому‑то телефону и заключить соответствующий договор. И они подстегнули! Особенно результативными были те «документы», в которых услуги предлагали / навязывали компании, имевшие названия, похожие на названия гос­органов: комитеты, центры, городские инспекции и пр.

Стоит сразу отметить, что нарушений законодательства в таких листовках нет. В них даже практически нет вранья. Ведь законодательство реально требует устанавливать и поверять счетчики. Причем поверку может производить любая компания, имеющая соответствующую лицензию. Законы не запрещают называть фирму так, как хотят ее учредители. Хоть ООО «Москва. Кремль».

Нарушение можно усмотреть только в отсутствии на листовке упоминания о форме собственности. Просто «Москва. Кремль» — нельзя, а если указать, что это ООО или АО, — можно. Впрочем, наказание за отсутствие такой информации в законах не предус­мотрено. Антимонопольное ведомство может разве что сделать замечание фирмачам да разъяснить гражданам, что к чему.

В Петербурге за долгие годы хождения рекламных листовок горожане внятных разъяснений от УФАС так и не дождались. Антимонопольщики лишь слегка пошевелились лет пять назад под давлением ГРО (газораспределительной организации) «Петербурггаз».

Дело в том, что тогда в городе появилась компания с абсолютно идентичным названием (даже номер телефона и электронный адрес были схожи), которая агрессивно предлагала гражданам-собственникам свои услуги как раз по части обслуживания внутриквартирного газового оборудования. Листовки этой компании были особенно похожи на счета-квитанции.

Газ — это вам не тараканы. Во-первых, это очевидная опасность. Во-вторых, будем честны, это сфера, где монополия наиболее привычна и неоспорима. Так что тогда УФАС возбудило‑таки административное дело по факту существования организации с названием, похожим на название другой организации «до степени смешения». Но и это ни к чему не привело. Кажется, только усилия самого «Петербурггаза» — в том числе обращение в суд — принесли какой-никакой результат. По крайней мере в последние годы о других «петербурггазах», кроме ГРО, уже не слышно. Хотя иные компании, имеющие соответствующие допуски, по‑прежнему работают на этом рынке.

Стоит отметить, что как в давние времена, так и в нынешние законодательство не запрещает компаниям разной формы собственности предлагать свои услуги на рынке ЖКХ. А собственники вольны заключать договоры с кем угодно: как на управление домом, так и на поверку счетчиков. Главное, чтобы у компании были соответствующие лицензии и чтобы она представлялась честно: ООО — так ООО, индивидуальный предприниматель Иванов — так Иванов.

Запрет на свободное заключение договоров на обслуживание газового оборудования стал первым исключением. Соответствующее постановление правительство РФ приняло еще в мае. Оно предписывает всем организациям, занимающимся управлением жилфондом, до 30 ноября сего года записать в своих уставах, что собственники должны заключить договоры на обслуживание внутриквартирного газового оборудования с той же организацией, с какой управляющая компания, ЖСК или ТСЖ заключили договор на обслуживание общедомового оборудования. А тот собственник, который пригласит мастера-газовщика со стороны, будет подвергнут обструкции и оштрафован…

Комментируя решение федеральных властей, многие граждане (даже специалисты и чиновники) утверждают, что теперь должна остаться одна-единственная компания, имеющая право обслуживать газовое оборудование: в Петербурге это ГРО «Петербурггаз». Однако ничего подобного из текста закона не следует. Ведь между требованиями «заключить договор с единственной компанией» и «заключить договор с единственной компанией в доме» разница все же есть.

В самом «Петербурггазе» подчеркивают, что компания не считает себя монопольной. В Северной столице более 18 тысяч жилых домов. Из них ГРО обслуживает 16 с небольшим тысяч. Остальные — за компаниями, которые должным образом оформили свою работу в отрасли.

Что такое «должным образом»? Ответ на этот вопрос содержится в «Правилах пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению». Такое вот название.

Впрочем, в правилах уже прописаны обновленные условия, которые с осени нынешнего года вынуждены будут выполнять компании, если они хотят продолжить работу на рынке обслуживания газового оборудования. Главное — подтвердить квалификацию сотрудников, которые должны получить профильное образование и далее каждый год проходить аттестацию в уполномоченной образовательной организации. Причем перед каждой аттестацией сотрудникам компании необходимо повторить учебный курс по специальности. Разумеется, предприятие должно иметь все необходимое оборудование, материалы и комплектующие. А если речь идет об измерительных приборах, то они, конечно, должны пройти метрологический контроль.

Выполнив эти и многие другие условия, компания может попытаться составить конкуренцию «Петербург­газу». Если силенок хватит.

#квитанции #ЖКУ #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 131 (7460) от 19.07.2023 под заголовком «Трудный путь к газовой плите».


Комментарии