Часть территорий Петербурга и Ленобласти составят геологический парк

На карте России, похоже, скоро появится парк, охватывающий часть территории Петербурга и пять районов Ленобласти. Правда, парк не совсем обычный, а геологический, особое природное образование громадных размеров: он впишется в границы Балтийско-Ладожского глинта (уступа), простирающегося на тысячу с лишним километров от Финского залива до восточных берегов Ладоги. Предварительную работу по его созданию петербургские геологи провели, чиновники их поддержали. А когда на региональном уровне статус парка будет оформлен, он сможет войти, уверены специалисты, во всемирную сеть глобальных геопарков (GGN) ЮНЕСКО, которая насчитывает более 160 подобных объектов в 45 странах.

Часть территорий Петербурга и Ленобласти составят геологический парк | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

«Молодой» великан

Интерес к Балтийско-Ладожскому глинту, где древние кембрийские и ордовикские отложения выходят прямо на поверхность земли, ученые проявляют давно. Они полагают, что эта необъятная геоморфологическая структура сформировалась примерно 11 тысяч лет назад. То есть, по их мнению, она относительно молодая – конечно же, с геологической точки зрения.

А вот споры по поводу происхождения глинта не утихают среди геологов до сих пор. Одни из них уверяют, что это плато представляет собой береговое поднятие моря, образовавшегося некогда в результате схода ледника. Другие настаивают на том, что этот уступ, равных которому по протяженности мало во всем мире, появился благодаря мощным тектоническим процессам.

Есть на этот счет и другие вполне убедительные гипотезы: разгадать природу этого явления, приковавшего внимание многих ученых, еще предстоит. Но побывать в тех местах, чтобы увидеть классические геологические разрезы не на страницах учебника, а «вживую», с давних пор имеют возможность студенты Горного университета и других петербургских вузов, где есть профильные кафедры.

Да ладно бы только они: много лет на Балтийско-Ладожском уступе, который тянется от шведского острова Эланд через Эстонию и Ленобласть до Ладоги, работают маститые профессионалы. И не только петербуржцы-геологи: зарубежные ученые тоже считают своим долгом «отметиться» в тех удивительных местах, рассказывает Татьяна Толмачева, ученый секретарь Всероссийского научно-исследовательского геологического института (ВСЕГЕИ) имени А. П. Карпинского. В прошлом году ордовикские разрезы уступа, по ее словам, «навещали» шведы, французы, китайцы и др.

Знакомьтесь: брахиопод

Пересекая несколько рек – Нарву, Лугу, Ижору, Тосну и другие, – уступ-великан образует пороги и водопады, некоторые из которых (скажем, эстонский водопад Валасте) высотой больше 30 метров. В местах такого пересечения, добавляют геологи, обнажаются древние известняки и песчаники, которые наши предки использовали для строительства (по линии уступа, ставшего естественной природной преградой) надежных укреплений. Так появились крепость Копорье, яркий памятник средневекового оборонительного зодчества, а на берегу Луги – крепость Ям, недалеко от нынешнего Кингисеппа, объект культурного наследия России федерального значения.

Там же, на глинте, выстроены Ивангородская крепость и Нарвский замок. За сотни верст на восток, где тоже добывали известняк, возникла Староладожская крепость, а в истоке реки Невы поднялись стены основанной мастерами-новгородцами крепости Орешек.

Перепад высот того же глинта в более позднее время умельцы использовали при строительстве петергофских фонтанов, к которым вода идет самотеком, а на Пулковских высотах этого необычного поднятия в XIX веке возникла Главная обсерватория Российской академии наук. Материалы, добывавшиеся в разных местах уступа, включая пудостский камень, шли также на строительство и облицовку Казанского собора, многих других шедевров Северной столицы.

С глинтом связаны и многие палеонтологические находки (отпечатавшиеся в горных породах трилобиты, брахиоподы, головоногие моллюски), оказавшиеся в Центральном научном геологоразведочном музее ВСЕГЕИ. Да и это не все.

«Сама природа, – говорят геологи, – постаралась создать там творения, многие из которых туристы посещают много лет, знать не зная про уникальный глинт и его планетарное значение». Наиболее известный из них, пожалуй, саблинский памятник природы: водопады, каньоны со скалами и галереи пещер, где добывали кварцевые пески (Тосненский район Ленобласти). Хотя не менее известны Дудергофские высоты, возникшие у северной границы Ижорского плато, геологическое строение которых остается предметом жарких научных дискуссий (Ломоносовский район).

Все природные памятники, выявленные вдоль тысячекилометрового глинта, и не счесть. К ним относятся, например, Лопухинские радоновые источники, лечебные свойства которых известны с незапамятных пор, и высокий береговой уступ в районе морского форта «Красная Горка», где красуется толща послеледниковых пород (заказник «Лебяжий»), и глубокий каньон в живописной долине реки Лавы, где видны обнажения нижнего ордовика и кембрийские песчаники, а также встречаются крохотные окаменелые обитатели древних морей...

Вотчина светлейшего князя

Чем дольше специалисты работают в разных местах Балтийско-Ладожского глинта, тем больше его особенностей открывают. Так и возникла идея объединить под общим понятием на одной территории геологию и историю, культуру и туризм, научные исследования и познавательные экскурсии. Появилась такая мысль задолго до того, как открылись первые в России геопарки, некоторые из которых смогли претендовать на международное признание. Между прочим, во многом благодаря петербуржцам.

При комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, руководит которой министр иностранных дел Сергей Лавров, в 2016 году был создан Российский комитет Международной программы ЮНЕСКО по геонаукам и геопаркам. Эту структуру возглавили академик Михаил Федонкин и директор ВСЕГЕИ член-корреспондент РАН Олег Петров; она начала оказывать регионам научно-методическую помощь в создании геопарков. Только за последние годы в России было открыто четыре геопарка: в Башкирии (два объекта), на Алтае и в Ульяновской области. Один из них, башкирский «Янган-Тау», первым в нашей стране был включен в глобальную сеть геопарков ЮНЕСКО. Еще три геопарка, создающиеся в Иркутской области, Дагестане и Якутии, что называется, стоят в очереди, дабы пополнить список таких объектов регионального значения.

А с 2018 года, после заседания российского комитета, в работе которого участвовал генсек профильной комиссии ЮНЕСКО Патрик Маккивер, заговорили о первом на Северо-Западе РФ геопарке «Ингерманландия» общей площадью 20 тыс. кв. км. Почему он получил такое несколько претенциозное название, в общем-то, понятно: примерно в тех же границах издавна простирались обширные земли, которыми владели то новгородцы, то шведы. После петровских завоеваний они отошли к Российской империи, а в 1708 году Петр I учредил Ингерманландскую губернию, во главе которой поставил своего сподвижника князя Александра Меншикова...

Сотрудники ВСЕГЕИ подготовили концепцию нового геопарка и черновик его карты. Прочертили маршруты экскурсий, которые, как полагают они, должны начинаться с институтского музея (ежегодно его посещают около 10 тысяч горожан и гостей Петербурга). Кроме того, они создали путеводители и открыли визит-центр геологической «мекки», имеющей большой туристический потенциал.

Стоит упомянуть и про атлас «Уникальные геологические памятники России», который этот институт издал в 2018 году, включив туда многие ценные объекты северо-западной части страны: озеро Ястребиное, находящееся во впадине между крутыми гранитными уступами (Приозерский район Ленобласти), карельский горный парк «Рускеала», Андомский разрез на Вологодчине, архангельские пещеры и др. Посещать некоторых из них в рамках комплексных экскурсий по объектам, распложенным на глипте, тоже планируется.

Досье «Ингерманландии»

Проект нового геопарка был представлен на международных форумах в Италии и Испании. Заинтересовал он и чиновников: идею поддержали комитеты по природопользованию двух регионов и экологический совет при Смольном. Ожидается, что в ближайшее время проект будет рассмотрен на межрегиональном координационном совете в сфере социально-экономического развития, затем ляжет на подпись двух губернаторов. После чего «Ингерманландия» обретет статус регионального геопарка.

Но это лишь полдела. Процедура, позволяющая ему войти во всемирную сеть геопарков ЮНЕСКО (сам природный уступ международное признание уже получил), гораздо сложнее. А это нужно, чтобы за счет грантов привлечь дополнительные средства на его развитие, на более глубокое изучение самого природного явления.

«Когда намеченные «дорожной картой» мероприятия будут выполнены и для одобрения заявки мы представим номинационное досье «Ингерманландии», к нам приедут независимые эксперты ЮНЕСКО, чтобы сверить отчет с реальным положением дел», – рассказал Сергей Семилеткин, сотрудник ВСЕГЕИ и ответственный секретарь российского комитета.

По его словам, они захотят убедиться, что экскурсионные тропы хорошо обустроены (начиная с информационных щитов и заканчивая туалетами), а местные жители готовы развернуть на местах сферу обслуживания, продавая сувениры, изделия народного промысла и др. Ведь хозяйственная деятельность в геопарках (что отличает их от заповедников) не просто разрешена, это одно из важных условий их существования. Фактор, который оживит, как считается, экономику «геопарковых» деревень и поселков. Башкирский «Янган-Тау» во всяком случае, только возникнув, быстро вышел на самоокупаемость.

Дальше – больше. Поскольку Балтийско-Ладожский глинт охватывает территорию трех стран Балтийского региона, в будущем можно сделать по нему сквозные экскурсии. Что ж, и это вполне достижимо, полагают геологи.

#парк #геология #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (6812) от 24.11.2020 под заголовком «Парк юрского периода».


Комментарии