Буренка без бренда. Как появились конфеты «Коровка»

Из дневника сладкоежки: «Сегодня встала на весы... И поняла, что конфеты «Коровка» - это не просто название. Это предупреждение!».

Буренка без бренда. Как появились конфеты «Коровка» | Фото: Википедия / Kpjas / GNU Free Documentation

Фото: Википедия / Kpjas / GNU Free Documentation

Коровка с растительным жирком

Эти конфеты такие привязчивые! Одну съел, от второй не откажешься... Неспроста же аналитики кондитерского рынка утверждают, что спрос на эту сладость остается стабильно высоким уже больше полувека.

Вообще-то придумали «Коровку» еще раньше - почти сто лет назад, где-то в двадцатых годах прошлого века. Производство конфеты-ириски с жидкой начинкой-помадкой наладил в Познани пан Феликс Поморский. Для сладости придумали фантик с изображением черно-пестрой коровы (специалисты признали в ней голштинскую породу) и названием - Krovka.

После Второй мировой войны рецепт конфет оказался в Советском Союзе, их стали выпускать многие кондитерские фабрики страны. Название оставили созвучное оригинальному, хотя на самом деле польская krovka в переводе на русский есть не что иное, как «помадка».

Сегодня производить «Коровку» имеет право только московский кондитерский комбинат «Рот Фронт». Еще в начале нулевых годов тамошний менеджмент подсуетился и успел зарегистрировать на себя немало знаковых брендов советской кондитерки. Все прочие производители вынуждены или покупать разрешение у правообладателя, или играть с названиями популярных конфет.

С покупкой лицензии никто не спешит, а вот с названиями играют охотно. Так, с привязкой к географии появились «Александровские коровки» (город Александров Владимирской области) и «Азовская молочная» (город Азов). Для диабетиков придумали «Мурену на фруктозе» и «Молочную кумушку». Кто-то предпочел простенькое «Конфета сливочная», «Топленое молоко», «Буренкина любовь». А питерский производитель вообще махнул рукой на корову, как «лицо женского пола», и изобрел молочную конфету под названием «Бычок».

Классический состав любой конфеты, позиционирующей себя как традиционная «Коровка»: сахар, патока, молоко сгущенное, масло сливочное, ванилин. Сами конфеты - неглазированные прямоугольной формы. Представляют собой молочную тянучку с засахарившейся корочкой. Учитывая, что «Коровка» - молочные конфеты, массовая доля молочного жира, по ГОСТу, в них должна быть не менее 2,5%. На все эти показатели ориентировались эксперты Росконтроля, проверяя качество семи образцов молочных конфет.

Их внешний вид и, главное, вкус нареканий у экспертов не вызвали. Показатели безопасности тоже. Но! Абсолютно во всех образцах, даже в самом дорогом от «Рот Фронта», были выявлены растительные жиры. Хотя заявлены они были в составе только одних конфет - «Сливочки из крыночки» (Белоруссия). Эксперты собрались было похвалить их производителей за честность, но споткнулись о хитрость иного рода. Несмотря на громкое заявление о том, что сделаны конфеты по ГОСТу, расчетное содержание молочного жира в них оказалось значительно меньше, чем требует стандарт.

По ценовой составляющей: самые дорогие конфеты стоили в среднем 370 рублей за килограмм, самые дешевые - 210 - 240. Относительно низкая цена объяснялась высоким содержанием недорогого растительного жира. Какого именно - можно только догадываться.

Покупатель в экстазе

Не стоит думать, что маркетологи сплошь косноязычные сухари, а их исследования рынка - сухие цифры и нудная аналитика. Они те еще... поэты. Особенно когда речь идет о кондитерском рынке. В их отчетах, даже официальных, глаз непременно наткнется и на «пылкость потребительских предпочтений», «эмоциональный характер покупки» и «экстаз покупателя».

А все потому, что - цитата: «Кондитерские изделия приобретаются для удовольствия. В связи с чем покупатель подвержен импульсивности, эмоциональности, воодушевленности и тому самому экстазу».

Рынок кондитерки подвижен, как никакой другой. Технологические новации и потребительская «усталость» от ставших уже привычными кондитерских изделий стимулируют постоянный выпуск новых категорий сладенького.

Активный рост рынка пришелся на начало нулевых годов. Тогда не только увеличивались объемы потребления всяких вкусностей, но и значительно расширился их ассортимент. Ну а поскольку доходы едоков подросли, многие переключились на дорогое сладкое. Тут были новации: йогуртовые торты, сметанные десерты, блинные торты (крепвили, чизкейки), ягодные лукошки, торты с марципаном, пироги с коротким сроком годности, десерты с заварным кремом.

Пик потребления пришелся на 2013 год. Тогда одних только сладостей премиум-класса каждый среднестатистический российский едок поглотил почти 2,5 килограмма.

Сегодня в целом, по оценке ВЦИОМ, потребление кондитерских изделий в России составляет около 22 килограммов на человека в год. При этом шоколада мы съедаем без малого 4 килограмма, мучных кондитерских изделий с длительными сроками хранения - 8,8 кило, карамели - 1,4 кг.

Для любителей сравнений. В Европе потребление кондитерских изделий составляет в среднем 32 килограмма на душу населения. При этом шоколада там съедают в среднем 6 кило, а в отдельных странах - до 12 килограммов.

Был недавний момент, когда нашим сладкоежкам пришлось поубавить свой потребительский пыл вместе с эмоциями и райским экстазом. Случилось это в 2015 году - вместе с кризисом, падением доходов и ростом цен. В 2016-м покупки сладостей премиальной категории сократились на 30%.

Но при этом общее потребление кондитерских изделий оставалось на прежнем уровне. Такова уж специфика этого «эмоционального» рынка - быстрая переориентация сладкоежек с дорогих продуктов на те, что подешевле. Со свежих кремовых пирожных - на печенье и пироги, с дорогих шоколадок - на зефир и пастилу.

Зато в прошлом году российский кондитерский рынок вновь переживал настоящий взлет по всем ключевым показателям - потребление, производство, продажи, экспорт. Даже ухудшение экономической обстановки и спад потребительских настроений во второй половине года не смогли негативно сказаться на итогах года в целом.

Пряники для Поднебесной

Нынешний год блестящих показателей 2018-го не повторяет. Но свои отличительные особенности у него есть.

После решения Госдумы повысить с октября нынешнего года НДС на пальмовое масло до 20% производители кондитерских изделий заговорили о росте цен на свою продукцию. Напомним, что кондитерка по использованию «пальмы» на первом месте среди всех отраслей пищевой промышленности.

Насколько именно могут вырасти цены, представители отрасли в своих предположениях расходятся: от 5 до 10%. Однако далеко не все эксперты придерживаются такой же точки зрения. Утверждают, что дорогая продукция премиум-класса дорожать вряд ли будет.

Во-первых, потому, что в ней пальмовое масло не используется вообще или используется по минимуму. Во-вторых, на мировых рынках наметилось понижение цен на этот продукт, что должно компенсировать повышение НДС в России. И, наконец, в-третьих, дешевеет один из главных ингредиентов кондитерских изделий - сахар, что тоже не даст взлететь ценам на конечную продукцию.

...Между тем несколько российских компаний объявили об увеличении экспортных поставок кондитерских изделий в Поднебесную.

Одним из самых востребованных товаров там стали российские грильяжные конфеты с миндалем. Китайцы называют их «фиолетовые конфеты» по цвету упаковки и скупают пачками.

Подсели сластены Поднебесной на наши пряники. Основные потребители пряников в России - люди среднего и старшего возраста. Молодежь заглядывается на них крайне редко. Попытки производителей приманить к пряникам ребят детсадовского и младшего школьного возраста изделиями в виде фигурок с задиристыми названиями - «капризуля», «озорник» и им подобными - большого успеха не имеют. Потому как нынешние родители детсадовцев к основным потребителям пряников уже не относятся.

В Китае же русский пряник пришелся по душе сластенам всех возрастов. Заинтересовались там и еще одним русским национальным лакомством, известным историкам кулинарии аж с XIV века, - пастилой. Правда, ее глобальные поставки отнесены в обозримую перспективу. Поднебесная предложила нашим производителям доработать продукт «до соответствия вкусовым предпочтениям китайцев». Что там в итоге останется от нашей любимой пастилы, мы вряд ли узнаем.

#сладости #бренды #продукты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (6495) от 05.08.2019 под заголовком «Буренка без бренда».


Комментарии