БРИКС расширяет свои ряды. Объединение становится привлекательным для все большего количества стран
В конце апреля еще два государства заявили о своем желании пополнить ряды БРИКС. Сначала Колумбия в лице президента страны Густава Петро выразила интерес к «скорейшему вступлению» в объединение «в качестве полноправного члена». Лидер Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва приветствовал эту инициативу и пообещал содействовать продвижению кандидатуры Колумбии. Затем аналогичное желание обнародовала Шри-Ланка.
ФОТО Pixabay
«Шри-Ланка планирует вступление в БРИКС+. И я могу сказать, что сейчас делегация нашей страны присутствует на форуме Совета безопасности — на встрече высоких представителей, курирующих эти вопросы… Действительно, есть желание в ближайшем будущем вступить в БРИКС+, это даст возможность обеспечить как транспортную, так и продовольственную безопасность», — заявила посол Шри-Ланки в РФ Джанита Абейвикрема Лиянаге.
Главное достоинство формата БРИКС заключается в том, что присоединяющиеся к нему страны в полной мере сохраняют свой суверенитет и продолжают руководствоваться национальными интересами.
Напомним, 1 января 2024 года — в первый день председательства России в БРИКС — президент Владимир Путин сообщил, что около 30 стран готовы присоединиться к участию в этом объединении в том или ином формате. «Будем учитывать готовность многих других стран, а их насчитывается порядка трех десятков, подключиться в том или ином виде к БРИКС, к его многоплановой повестке дня. Для этого активно займемся проработкой модальностей новой категории государств — партнеров БРИКС», — отмечал российский лидер. Он также сообщил, что к БРИКС присоединились в качестве полноправных членов Египет, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Эфиопия.
Как подчеркнул Владимир Путин, это убедительно говорит «о растущем авторитете объединения и его роли в мировых делах». «БРИКС притягивает все больше сторонников и единомышленников — государств, которые разделяют принципиальные установки, лежащие в основе его деятельности. Это суверенное равенство, уважение выбора собственного пути развития, взаимный учет интересов, открытость, консенсус, стремление к формированию многополярного мироустройства и справедливой модели глобальной финансовой и торговой системы, поиск коллективных решений наиболее острых проблем современности», — отметил президент РФ. Позднее, в марте, российский лидер назвал БРИКС мощным и серьезным объединением, «магнитом, который притягивает многие страны». По его словам, то, что мировой ВВП стран БРИКС будет и дальше обгонять аналогичный показатель государств «семерки», «это уже медицинский факт», с которым «ничего не поделаешь».
В том же месяце в Кремле сообщили о целом ряде новых заявок на присоединение к БРИКС. По словам помощника президента России Юрия Ушакова, все страны объединения согласны с тем, что интерес к БРИКС со стороны многих государств можно только приветствовать и стимулировать. При этом Запад с нескрываемой ревностью относится к расширению БРИКС и пытается подорвать и ослабить объединение, подчеркнул Ушаков. Он также отметил, что одним из основных условий для кандидатов на вступление в объединение станет поддержка политики многополярности. «Непременным условием является поддержка принципов многополярности и повышения роли развивающихся стран в глобальном управлении», — сказал представитель Кремля. По его словам, при обсуждении кандидатов будет учитываться политический и экономический вес той или иной страны, причем не только в своем регионе, но и во всем мире. Позднее в том же месяце о желании своих государств вступить в БРИКС заявили министр иностранных дел Нигерии Юсуф Туггар, а также посол Бахрейна в Москве Ахмед Аль-Саати. Он отметил, что Россия сделала все, чтобы Бахрейн тоже был в этом объединении. Кроме того, о подобных планах заявляли Венесуэла, Пакистан, Мьянма и другие государства.
По мнению политолога Павла Фельдмана, в перспективе БРИКС ожидает несколько волн расширения за счет стран Латинской Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. «Эта организация привлекает их своим инвестиционным потенциалом и перспективами налаживания взаимовыгодных торгово-экономических связей. В отличие от НАТО БРИКС по определению не является военно-политическим или оборонительным союзом, созданным, чтобы дружить против общих противников. Главное достоинство формата БРИКС заключается в том, что присоединяющиеся к нему страны в полной мере сохраняют свой суверенитет и продолжают руководствоваться национальными интересами. Никто не навязывает им свою идеологию и политические стандарты», — полагает Фельдман. По его словам, требования к соискателям членства в БРИКС «весьма демократичны». «Им необходимо соблюдать международное право, иметь хороший потенциал экономического роста, уважать интересы своих партнеров», — пояснил аналитик.
Фельдман считает, что ключевая задача, стоящая перед БРИКС на современном этапе, — это переход на собственную платежную систему и взаимные расчеты в национальных валютах. «В перспективе необходимо создать универсальную валюту объединения, которая бы ознаменовала собой конец эпохи господства доллара и евро в международной торговле. Россия вносит весомый вклад в формирование концепции дальнейшего развития БРИКС как безбарьерного торгово-экономического пространства, где нет места санкциям, политическому давлению на партнеров и вмешательству в чужие внутренние дела», — констатирует эксперт.
А вот что думает о достоинствах и преимуществах БРИКС политолог Александр Асафов: «Существует множество причин, почему объединение становится все более привлекательным для сотрудничества. Мы видим, как утверждается взаимовыгодное партнерство в логике многополярного мира. Происходит сближение стран, увеличение товарооборота. И самое главное — на площадке БРИКС соблюдаются договоренности и существует уважение друг к другу. Многие страны уже сейчас понимают, что будущее в стремительно меняющемся мире именно за таким типом коммуникации — без давления со стороны представителей однополярного мира. И поэтому, конечно, все больше стран присоединяются к БРИКС и заявляют о своих идеях относительно вступления».
По мнению Асафова, в первую очередь Венесуэла, Боливия и Белоруссия могут ускорить свое вхождение в БРИКС. «Этих претендентов могут принять первыми в объединение. В БРИКС уже сейчас есть множество стран, и их позиции по ряду вопросов не всегда совпадают. Однако общая платформа с ее планами по развитию, в том числе по обеспечению логистических и финансовых цепочек, эти противоречия сглаживает и дает значительно более широкие возможности для взаимодействия, чем любые другие объединения и блоки. Учитывая год председательства России, для РФ очень важно укреплять стабильность в мире с позиции взаимоуважения, соблюдения принципа суверенитета, культурных особенностей, равного представительства интересов, а не в логике доминирования Запада», — заключает эксперт.
По словам заместителя директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Евгения Семибратова, Запад противодействует укреплению позиций БРИКС и расширению этого объединения. «Запад будет делать все, чтобы страны в рамках Глобального Юга не принимали участие в деятельности БРИКС. В частности, оказывать максимальное политическое давление на те страны, которые открыто изъявляют желание присоединиться и поддержать это объединение. США очень постараются, чтобы в первую очередь государства Латинской Америки не проявляли интереса к БРИКС. Европа, особенно бывшие колониальные державы, будет предпринимать большие усилия, чтобы и страны Африки не становились частью объединения. Однако западная стратегия, как мы видим, не может помешать расширению БРИКС», — резюмирует эксперт.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 83 (7659) от 08.05.2024 под заголовком «БРИКС расширяет свои ряды».
Комментарии