«Брекзит» навсегда. История с выходом Великобритании из Евросоюза продолжается
Вот уже минула роковая дата 31 октября, но, вопреки всем уверениям и даже заклятиям премьера Бориса Джонсона, туманный Альбион так и не покинул дружную семью Евросоюза.
Иллюстрация Claudio Divizia/shutterstock.com
Правда, теперь судьбу «брекзита» будут решать уже британцы на досрочных выборах, назначенных на 12 декабря. Сам Джонсон, который еще недавно обещал вывести соотечественников из Евросоюза не позднее последнего дня октября, а в противном случае «скорее, умереть в сточной канаве», быстро «переобулся» и теперь считает, что эти выборы помогут укрепить консерваторам свои позиции в палате общин. А значит - получить мандат народного доверия для вывода страны из ЕС по его схеме.
Впрочем, главный оппонент Джонсона глава лейбористской партии Джереми Корбин придерживается другого мнения. Он уверен в победе своей партии и собирается провести повторный референдум о «брекзите».
Характерно, что обычно словоохотливый Джонсон, говоря о предстоящих выборах, был краток: «Это будут тяжелые выборы, и мы сделаем все, что в наших силах». А вот лидер лейбористов в своей колонке в The Mirror даже поделился планами партии. Корбин подчеркнул, что лейбористское правительство будет на стороне народа, в то время как тори заботятся только о привилегированном меньшинстве. Лейбористы положат конец этой политике, национализировав железные дороги, энергетику, системы водоснабжения и поставив инфраструктуру на службу гражданам. «После того как почти десять лет консерваторы сокращали финансирование жизненно важных услуг и предоставляли налоговые льготы для сверхбогатых, пришло время для реальных перемен», - написал Корбин, добавив, что такой шанс преобразовать страну выпадает один раз в поколение.
Напомним, 29 октября палата общин проголосовала в поддержку инициативы премьер-министра Бориса Джонсона распустить действующее правительство и назначить новые досрочные выборы на 12 декабря. За это выступили 438 депутатов нижней палаты парламента из 650, против - только 20. Теперь законопроект о досрочных выборах должен получить поддержку в палате лордов, что считается формальной процедурой. После этого документ будет подписан королевой и вступит в силу. Издать билль о досрочных выборах Джонсону пришлось после того, как его попытки назначить голосование через установленную процедуру в парламенте провалились, поскольку оппозиция блокировала эти усилия. Однако тори удалось заручиться поддержкой депутатов от Шотландской национальной партии и Партии либеральных демократов. В итоге лейбористы все же согласились одобрить роспуск правительства.
За день до голосования в палате общин Брюссель предоставил Лондону еще одну отсрочку (до 31 января 2020 года), с тем чтобы окончательно договориться об условиях вывода страны из ЕС. При этом перенос сроков «брекзита» не исключает того, что Великобритания может покинуть Евросоюз и до вышеозначенной даты, однако для этого палата общин должна ратифицировать соответствующий законопроект. Отметим, что за десять дней до решения ЕС об отсрочке Брюссель и Лондон смогли договориться об условиях будущей сделки. Впрочем, британский парламент из-за внутриполитических причин не поддержал идею Бориса Джонсона о рассмотрении и принятии законопроекта о сделке с ЕС в трехдневный срок, хотя это позволило бы Соединенному Королевству выйти 31 октября из союза на обозначенных в документе условиях.
Пока что у консерваторов электоральное положение предпочтительнее. Об этом свидетельствуют многочисленные опросы. В частности, исследование компании Electoral Calculus, занимающейся политическим консалтингом, показывает, что консерваторы могут получить 35,3% голосов, что ровно на 10 процентов больше, чем у их главных противников лейбористов.
Впрочем, эксперты считают, что новые выборы — это рискованная затея. «Если победу одержат консерваторы, то Джонсон будет отстаивать то соглашение, которое ему удалось достичь с ЕС. Для него эта договоренность является моментом триумфа, ведь ему удалось сдвинуть переговоры с мертвой точки. К идее «брекзита» без сделки, которую он прежде отстаивал, Джонсон вряд ли вернется. У него действительно есть шансы победить, но ощущения, что выборы поставят точку в истории с «брекзитом», все равно нет. Остаются вопросы и о таможенных пошлинах с ЕС, и с налогообложением. Сейчас все находится в хаосе в условиях британской неразберихи», - поясняет сложившуюся ситуацию заведующий отделом социальных и политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер.
Руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина обращает внимание на то, что, хотя Борис Джонсон пытается представить свой вариант договоренностей с ЕС как победу, на практике новые условия оказались даже менее выгодными для Лондона, чем та сделка, которую в свое время пыталась заключить с Брюсселем Тереза Мэй. По ее словам, проблема ирландской границы, скорее всего, не имеет приемлемого для Лондона решения. Если Мэй хотела выйти из этой ситуации, сохранив все Соединенное Королевство в таможенной зоне ЕС, то Джонсон, по сути, готовится проложить таможенную границу между Северной Ирландией и Великобританией, на что вряд ли согласились бы ирландские юнионисты. «Перенос таможенной границы в Ирландское море и согласие на то, что Северная Ирландия окажется фактически в правовом регулировании ЕС, означает не победу Джонсона - скорее, Европейский союз продавил то, что хотел продавить», - резюмирует эксперт.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (6563) от 08.11.2019 под заголовком ««Брекзит» навсегда».
Комментарии