Большинство сладкоежек поддержали появление халяльной шоколадки «Аленка»

Осенью прошлого года легенда советской кондитерской промышленности — шоколад «Аленка» — получила статус халяльного продукта. То есть разрешенного для употребления людям, исповедующим ислам. Общество отреагировало неоднозначно (чего стоили интернет-мемы с изображением «Аленки», поменявшей косыночку на хиджаб!). Однако большинство сладкоежек появление халяльной шоколадки поддержали. Не только, кстати, мусульмане, но и поборники здорового питания, уверенные в том, что из ингредиентного состава «Аленки» исчезнут вредные добавки.

Большинство сладкоежек поддержали появление халяльной шоколадки «Аленка» | ФОТО Сергея ЕЛАГИНА/Бизнес Online/ТАСС

ФОТО Сергея ЕЛАГИНА/Бизнес Online/ТАСС

Без алкоголя и желатина

Халяльный статус получила не только шоколадка, но и целый ассортимент шоколадных конфет ведущего кондитерского холдинга России. В том числе — «Грильяжные», «Птичье молоко», «Козиначки с солью»… Оценивал продукцию и выдал соответствующий документ недавно созданный центр по сертификации «Роскачество-халяль». Новоприобретенный сертификат кондитеров был внесен в федеральную информационную систему «Росаккредитации».

Вообще‑то в нашей стране есть не один десяток организаций, которые могут осуществлять добровольную сертификацию халяльной продукции. И «Аленка» не первая шоколадка, которая к таковой официально причислена. Так, комитет по стандарту «Халяль» Татарстана за последнее десятилетие выдал несколько таких сертификатов местным производителям сладостей.

Однако «Роскачество-халяль» — первый орган такого направления, получивший возможность работать непосредственно с федеральной службой «Росаккредитация». И задачи у него куда шире, чем «выписка» сертификата производителю. «Роскачество» продекларировало цель: «Унифицировать национальные требования на соответствие «халяль» и расширить объемы поставок отечественной халяльной продукции на внут­ренние и международные рынки, а также минимизировать расходы поставщиков на сертификацию продукции в других странах».

Требования к халяльной кондитерской продукции жесткие. В ее составе не должно быть ни намека на алкоголь, на молочную сыворотку и белок, а также на желатин (известно, что при его производстве стандартно используют свинину). Категорически не приемлем кармин — добавка Е120. Это красный природный краситель, который получают из карминовой кислоты, а она производится насекомыми — кошенильной тлей.

Также в халяльной кондитерке не должно быть глицерина, поскольку имеется опасность, что он животного происхождения. Исключено применение эмульгаторов, которые включают моно- и диглицериды жирных кислот, эфиры сахарозы и прочая, и прочая… Именно этими добавками чаще всего «сдабривают» конфеты, печенье, торты.

Требованиям халяль также должны соответствовать производственные помещения и оборудование. Халяльную еду придется поберечь от соприкосновений с «запрещенными» продуктами при хранении, транспортировке и на полках магазинов. «Чтобы исключить такие случаи, — отмечают знающие люди, — на производстве должны строго соблюдаться правила гигиены и пищевой без­опасности». Справедливости ради: их необходимо соблюдать на любом пищевом производстве.

На Восток!

Мы начали со сладкого, а надо бы с мясного… В быту под «халялем» чаще всего подразумевается именно мясо, которое можно есть мусульманину. Все запретное — это харам.

Из домашних животных печать харама лежит, понятное дело, на свиньях. А также на мулах и ослах. Запрещено употребление мяса хищников — животных и птиц; грызунов, пресмыкающихся и животных «двойного обитания» — в воде и на суше (улиток, например). Насекомые тоже — харам. Кроме саранчи.

Сегодня на мировом продовольственном рынке халяльная продукция занимает 25 – 30 %. Российские производители чувствуют тренд: по данным «Роскачества», сотни предприятий запустили производство продуктов халяль. Мясной товар с этим знаком производят практически все крупнейшие отечественные агрохолдинги и переработчики мяса. Продукция халяль дороже обычной на внутреннем рынке и становится экспортно ориентированным товаром.

Пять лет назад глава Минпромторга Денис Мантуров заявил — дословно: «Сегодня в России, как и во всем мире, растет спрос на продукцию и услуги, соответствующие требованиям халяль. Жесткие критерии качества халяльной продукции формируют интерес к ней у представителей различных конфессий, а также сторонников здорового образа жизни».

Правда, когда были произнесены эти слова, еще не было государственных стандартов на халяльную продукцию. Ввели их только в прошлом году. Их два: ГОСТ Р 70401-2022 «Процессы производства пищевой продукции халяль. Общие требования к пищевой продукции» и ГОСТ Р 70405-2022 «Продукция и услуги халяль. Общие требования и определения».

В прошлом же году «Роскачество», став членом проектно-технического комитета «Продукция и услуги халяль», включилось в работу по созданию национальной системы стандартизации таких продуктов. Сейчас в разработке восемь проектов национальных стандартов.

Говорят, что за сертификатами в «Роскачество-халяль» сейчас выстроилась очередь из производителей. И в это можно поверить, ведь многие российские продовольственные компании, работающие на экспорт, потеряли западные рынки, и в этих условиях фокус интересов начал смещаться на Восток, в сторону мусульманского мира, региона MENA, объединяющего страны Ближнего Востока и Северной Африки.

К слову, российская кондитерская фабрика с ее «Аленкой» и прочими сладостями — давний поставщик продукции в ОАЭ, а также в Саудовскую Аравию, Йемен, Иорданию.

По прогнозам «Роскачества», в 2024 году объем экспорта российской халяльной продукции в арабские государства достигнет 400 миллионов долларов, а к концу десятилетия может удвоиться. Для успешного освоения чужестранного рынка проверка товаров на соответствие исламским нормам обязательна.

Не обойтись без этого и внутри страны. В России около 20 миллионов потребителей-мусульман, но, как отмечают некоторые эксперты, далеко не все разбираются, где халяльная продукция, а где обычная.

Пчела особого назначения

Если раньше купить халяльные продукты можно было только в специализированных магазинах возле мечети, то сейчас почти в любом супермаркете есть полка с товарами, помеченными соответствующей зеленой эмблемой. Если же учесть, что спросом товар пользуется не только у мусульман, то религиозная составляющая и вовсе уходит на второй план. А на первый выдвигается качество продукции. И прежде всего его экологическая чистота.

Ну а где экочистота, там и цены немаленькие. Возьмем, к примеру мед из самого медоносного региона России — из Башкирии. Сам по себе продукт недешевый. А мед со знаком «халяль» в два, а то и в три раза дороже. «Это потому, что собирала его халяльная пчела», — поясняют тамошние пчеловоды. Чем ввергают непосвященных граждан в недоумение: «Халяльная пчела?! Разве такие бывают?».

В Башкирии, да, есть, оказывается, такие «сертифицированные» пчелы. Мед они собирают исключительно в высокогорьях, в экологически чистых районах, где до ближайшего «промышленного» поля добрая сотня километров. За всем этим следит специальная комиссия. И в целом Башкирия стала первым регионом в России, получившим сертификацию «Халяль» на мед по новым стандартам «Роскачества».

Обладателем такого же сертификата на широкий ассортимент макаронных изделий стала фабрика в Курской области. Сертифицированные халяльные майонезы, соусы на основе растительных масел, а заодно и косметику на их же основе теперь выпускают завод в Воронежской области и пищевой комбинат в Подмосковье. Сертификаты «Халяль» на нерафинированные масла, мукомольные и крупяные изделия выписаны индивидуальному предпринимателю в Ростовской области… Список можно продолжить.

Кстати, кому любопытно, про халяльную косметику. Зеленый значок на ней, как и в случае с едой, означает, что продукция была изготовлена без применения запрещенных компонентов. Но даже сами мусульмане зачастую признают, что такая косметика не более чем попытка придать продукции большую ценность, чем она имеет на самом деле.

Высокая цена халяльной продукции становится огромным соблазном для фальсификаторов протащить на рынок подделку с липовой маркировкой. Где‑то срабатывает… По данным контролирующих органов, в большинстве случаев подделывают мясную продукцию. Но очень умело — так, что даже наметанный глаз покупателя фальсификат не определит. Только экспертиза. А она чаще всего обнаруживает в такой продукции ДНК свиньи.

И еще не праздный вопрос: «Можно ли ставить знак равенства между понятиями «халяльный» и «полезное питание»?» Диетологи отвечают: «Не всегда». Или более категорично: «Нет!». Халяльная пища может быть жирной, сверхкалорийной, с большим содержанием сахара или соли. И, конечно же, с пищевыми добавками. Разрешенных среди них гораздо больше, чем тех, которые попадают под запрет.

Вокруг тарелки

● Годовой экспорт халяльной продукции из России превысил 130 тысяч тонн. В структуре экспорта более 90 % — птица и субпродукты. На кондитерские изделия приходится около 7 %, остальное — молочная продукция.

● Халяльная сертификация носит добровольный характер. Владельцы предприятия сами идут на меры дополнительной проверки для подтверждения соответствия продуктов всем требованиям.

● Менять рецептуру «Аленки» и других кондитерских изделий с получением российского сертификата «халяль» производителям не пришлось. По заверениям руководителей фабрики, из технологии давно уже исключены «запрещенные» ингредиенты.

● Предприятий, выпускающих детское питание халяль, в России единицы. Самое крупное находится в Липецкой области. Завод прошел освидетельствование международным центром стандартизации и сертификации «Халяль». Эксперты центра посещают завод при выпуске каждой новой партии продукции, осуществляют контроль на всех этапах технологического процесса. На каждую новую партию выдается отдельный сертификат.

● Среди продуктов растительного происхождения ограничений немного. Запрещено использование одурманивающих и опьяняющих растений. А вот ненавидимое сторонниками здорового питания пальмовое масло — халяльный продукт.

● Несмотря на то что все свежие фрукты являются халяльными, поборникам такого питания предписывается акцентировать внимание на немногие из них: инжир, маслины и оливки, гранатовые зерна, финики, виноград, бананы.


#аленка #добавки #производство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 15 (7591) от 29.01.2024 под заголовком «Халяльный тренд».


Комментарии