Благоустроенные Грязи: как топоним стал поводом для гордости горожан
Бывает, люди стесняются места своего рождения — мол, звучит оно как‑то неблагозвучно. Но это точно не про жителей города Грязи, что расположен в Липецкой области. Наоборот, грязинцам доставляет особое удовольствие подчеркивать в различных конкурсах высокий уровень благоустройства своей малой родины.
Вокзал Грязей, хотя и заметно перестроен, по‑прежнему восхищает гостей города./ФОТО АВТОРА
Вокруг происхождения топонима ходит немало легенд. Одна из них упоминает Петра I. Дескать, самодержец оказался в этих черноземных краях дождливой осенью и его коляска завязла в жиже. Император, ничтоже сумняшеся, нарек селение Грязями. И ведь по срокам совпадает: село было основано мелкими служилыми людьми в конце XVII века. «Петровская» этимология, конечно, выглядит облыжной, но никто не сомневается: название в любом случае связано с местными грунтовыми особенностями.
Историческое село Грязи располагалось на правом берегу реки Матыры (сегодня оно отмечено величественной краснокирпичной Никольской церковью XIX века). Но мощное развитие селения началось полутора столетиями позднее, когда в 1868 году рядом прошла железнодорожная линия Москва — Воронеж. Близ Грязей, на левом берегу реки, открылась станция. А спустя год она стала узловой — отсюда пошли линии на Елец и Борисоглебск. И со временем пристанционный поселок вырос в город, который в конце концов и поглотил село Грязи.
Тихвин Серебряный. Один из старейших городов Ленобласти получит статус туристического центра
Вокзал по‑прежнему служит одним из важнейших исторических зданий местности. Он возведен в 1883‑м и сегодня является самой старой постройкой Грязей. В свое время высокую оценку ему дал император Александр III: говорят, он назвал его одним из лучших на всей железнодорожной сети России. Правда, если разглядывать дореволюционные фотографии, видно, что облик здания заметно изменился — его упростили, а декор стал выглядеть случайным. Сегодня станция Грязи-Воронежские (так она называется для отличия от Грязей-Орловских и Грязей-Волгоградских) — крупнейшая по пассажиропотоку станция Липецкой области.
В советские годы власти и рядовые грязинцы уделяли большое внимание теме благоустройства — видимо, на контрасте с названием. Поэт Борис Цветаев, уроженец Грязинского района, посвятил той борьбе немного наивные строчки:
Я помню город давних лет:
Полуразбитые дороги,
Откуда к каждому порогу
Тянулся липкой грязи след.
Но отступила грязь с годами.
Закрыты в город ей пути.
Теперь хоть в тапочках иди —
Асфальт упругий под ногами.
И действительно, нынешние Грязи неплохо благоустроены. Центральная площадь, гордо зовущаяся Красной, вымощена разноцветной плиткой. В ее центре плещет фонтан, а возле городского суда золотится скульптура Ленина. В середине 2010‑х полностью обновили парк Гагарина: его частично застроили центром культурного развития, попутно расширив территорию за счет сноса нескольких частных домов. А позднее к нему добавили зону отдыха на берегу Матыры.

Красной площадью здесь гордятся. Особенно большим фонтаном в ее центре./ФОТО АВТОРА
Кстати, о реке. Когда‑то она была не такой широкой. Но в 1976 году для нужд Новолипецкого металлургического завода на ней организовали водохранилище. Подготовка сопровождалась масштабным переселением: в зоне затопления оказались не только отдельные районы населенных пунктов, включая Грязи и крупное село Казинка, но и два поселка целиком — Боровской и Путь Пахаря. Для жителей построили новый поселок, который так и назвали — Матырский. «В 1952 году мы пасли стадо коров в совхозе «Красный горняк». Сейчас на этом месте построена дамба и плотина водохранилища… Каким раздольем для коров и овец были места в районе этого совхоза! Кругом заливные луга с небольшими рощицами ивовых кустарников и цветущих калины и черемухи среди многочисленных небольших озер. Здесь и зеленый корм, и вода. А как петляла, извивалась в этих местах речка Матыра, будто не желая сливаться с рекой Воронеж. И не хочется верить, что весь этот прелестный уголок сегодня уничтожен человеком — затоплен водохранилищем», — с грустью писал автор книги «Казинка в истории поколений» Василий Попов.
И все же со временем и грязинцы, и казинцы забывают о затоплении. На берегах всегда много отдыхающих, рыбаки бороздят воды на лодках, а в 2024 году через узкую часть водохранилища перебросили и новый автомобильный мост. О природе тоже не забывают: с 1998‑го территория между Грязями и Казинкой признана природным заказником «Верховья Матырского водохранилища».
Читайте также:
Заглянуть в нетуристический уголок. Как Красный Бор стал посёлком воинской доблести
Сокровища псковской земли. В этом регионе активно развивают туристическую инфраструктуру
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (7935) от 26.06.2025 под заголовком «Благоустроенные Грязи».





Комментарии