Благотворительному фонду «Общество бурятской культуры «Ая-Ганга» исполнилось 20 лет

Дацан, построенный на берегу Большой Невки в 1913 году и закрытый в 1937-м, был возращен буддийской общине в 1989 году. С этого момента начали разрешать открывать дацаны в Бурятии, Калмыкии и Туве. Созданное в 1990 году Ленинградское общество буддистов объединило людей разных национальностей, однако в первом его совете преобладали представители бурятского землячества. А в 2000 году в Северной столице был зарегистрирован Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Общество бурятской культуры «Ая-Ганга».

Благотворительному фонду «Общество бурятской культуры «Ая-Ганга» исполнилось 20 лет | Фото: Pixabay / Comfreak

Фото: Pixabay / Comfreak

Главным побудительным мотивом его юридической регистрации явились события 1998 года в петербургском буддийском храме-монастыре Гунзэчойнэй, который был захвачен вооруженными людьми и передан незаконно зарегистрированной религиозной общине. Из храма изгнали настоятеля и монахов. Для восстановления законного статуса дацана в августе 1998 года был создан попечительский совет, в который вошли известные петербургские ученые-востоковеды, художники, религиоведы, старейшины бурятской общины города. Один из членов этого совета академик Асалхан Бороноев возглавил Санкт-Петербургский общественный фонд «Общество бурятской культуры «Ая-Ганга», который и был зарегистрирован через два года.

- Когда захватили дацан, я и супруги Самарины подали заявление в суд, - вспоминает вице-президент фонда Цырендари Самбуева. - Но мы понимали, что этого недостаточно. Нужна была общественная сила, которая стояла бы за нами. Цель возвращения храма стала объединяющей для петербургских бурят. Нас поддержали и многие питерские ученые-востоковеды.

Четыре года шли суды. Дважды миряне проигрывали суд. Но не отступали и добились того, что регистрация захватившей храм общины была признана незаконной. В 2002 году дацан Гунзэчойнэй был возращен прежней общине, относящей себя к буддийской традиционной сангхе России.

«Одновременно с развитием традиционной буддийской культуры в виде монастырей и выпестовывания высокообразованного ламства в России ширится модернистский буддизм западного образца в виде многочисленных дхарма-центров, - писал по этому поводу один из инициаторов возвращения храма член попечительского совета дацана Владимир Монтлевич. - В них учителя появляются лишь на несколько дней в году; все же оставшееся время члены общин этих дхарма-центров управляются людьми светскими, чрезвычайно энергичными, но не имеющими профессионального буддийского образования. Власть, которую они имеют в дхарма-центрах, является порой опасным испытанием и для их личной практики, и для духовного благополучия самих центров».

По мнению Монтлевича, в 1998 г. была предпринята попытка превращения святыни буддизма в России в один из таких центров. Она не удалась. После возвращения храма прежним хозяевам духовенство вернулось в него, началась новая жизнь дацана Гунзэчойнэй.

На волне этих событий возросла и активность петербуржцев: в храме возобновились работы по ремонту и реставрации при поддержке буддистов, прерванные на четыре года. Настоятель храма Ширээтэ Лама Джампа Доньед (Буда Бадмаев), монахи и послушники стали восстанавливать правила внутреннего распорядка дацана, выработанные на протяжении столетий в буддийских монастырях. Постепенно восстанавливалось доброе имя и авторитет буддийской общины после безвременья и пересудов.

В таких условиях фонд бурятской культуры «Ая-Ганга» получил закалку.

Интерес к родному языку и традициям вылился в организацию национальных бурятских праздников Сурхарбан и Сагаалган, которые теперь проходят ежегодно.

Фонд «Ая-Ганга» оказал поддержку бурятской студенческой группе «Улигер» в Академии театрального искусства, после чего группа превратилась в театр, а вскоре стала лауреатом престижной театральной премии «Золотая маска». С тех пор помощь молодым талантам включена в программу адресной поддержки общества.

За эти годы в городе прошли десятки концертов мастеров искусств из разных городов России и Республики Бурятия.  Выступление первого самодеятельного фольклорного детского ансамбля «Ая-Ганга», сегодня хорошо известного петербургским зрителям, состоялось в 2004 году. Под руководством Натальи Буянтуевой дети начали изучать танец, этническую музыку, язык, национальные игры, детскую бурятскую литературу. С появлением мастерской национального костюма среди петербургских буряток возник интерес к национальной традиции и даже возродилась мода на традиционное платье. Женщины стали заказывать их для свадеб, праздников и других торжеств.

Созданный в 1990-е годы Университет буддийской культуры стал трибуной для известных буддологов и востоковедов.

Петербург вернул более тысячи культовых предметов из музеев города в буддийские дацаны Бурятии. Все это привело к тому, что буддизм и буддийская культура стали восстанавливать свои прежние позиции в Северной столице.

Вышло из исторического забвения имя создателя первого храма в Петербурге, известного буддийского деятеля, посланца XIII Далай-ламы Агвана Доржиева. Общество бурятской культуры выступило с инициативой организации научно-практической конференции, посвященной этому известному буддийскому деятелю, она была поддержана Институтом восточных рукописей РАН. «Доржиевские чтения» превратились в авторитетный научный форум, поддерживаемый традиционной буддийской сангхой России, правительствами Санкт-Петербурга и Бурятии.

С 2009 года Петербургский общественный фонд и буддийская традиционная сангха России в лице Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй проводят в Петербурге Декады буддийской культуры. Эту идею поддержали три национальные республики - Бурятия, Калмыкия, Тува, правительства Санкт-Петербурга и Республики Бурятия, а также Королевство Таиланд. В дни декады любой горожанин может стать свидетелем особого буддийского ритуала - строительства и разрушения мандалы, посетить торжественные хуралы (службы) в храме, послушать лекции по буддийской философии или стать участником экскурсии по храму. Все эти мероприятия демонстрируют открытость традиционной буддийской сангхи.


#фонд #благотворительность #Бурятия #Санкт-Петербург

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (6731) от 31.07.2020 под заголовком «Дорога к храму - дорога к себе».


Комментарии