Бесплатно, но качественно: права человека должны быть надёжно защищены
Оказание юридической помощи населению является сегодня одним из динамично развивающихся и востребованных в обществе направлений. При этом по разным причинам далеко не все граждане имеют возможность такую помощь получить. Не каждый человек обладает широким кругом познаний, навыков и умений в области права, позволяющих ему самостоятельно выступать в качестве полноценного и независимого участника правоотношений, защищать себя и обеспечивать должную реализацию всех своих возможностей. Более того, сегодня в обществе наблюдаются низкая правовая культура, негативное отношение к праву, деформация правосознания и пр.
ФОТО Carrie Allen www.carrieallen.com on Unsplash
Адвокаты? Нет, государственные юристы!
В ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, таковая оказывается бесплатно. Особое значение приобретает доступность такой помощи для малообеспеченных слоев населения. Она представляет собой определенное социальное благо, гарантированное государством. А уже граждане могут самостоятельно решать — использовать данную возможность или нет.
Изначально бесплатная юридическая помощь оказывалась лишь адвокатами и оплачивалась из государственной казны. Планировалось, что компенсация расходов на эту работу будет отнесена к компетенции субъектов РФ и урегулирована региональным законодательством. В ряде регионов были подготовлены проекты таких законов, но многие из них просто не соответствовали общим требованиям федерального законодательства. Более того, в отдельных случаях их положения остались лишь декларативными. В основном они дублировали положения Закона об адвокатуре 2002 г. и непосредственно порядка предоставления бесплатной юридической помощи не содержали.
Неудивительно, что созданный механизм работал плохо. Оплата данного труда часто задерживалась и была низкой. Органы адвокатского самоуправления обращались в управления Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации) по поводу такой негативной ситуации, но системно проблема не решалась. А в 2005 году Минюст РФ констатировал: «ожидания государства относительно помощи адвокатов малообеспеченным гражданам не оправдались». Ответственную миссию решили поручить государственным структурам.
22 августа 2005 г. правительством РФ было принято постановление № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам». Эксперимент проводился в 10 субъектах РФ. Из госбюджета на него были выделены средства в объеме 50,4 млн руб. С целью формирования необходимого механизма было разработано Положение о порядке оказания бесплатной юридической помощи. Реализация идеи возлагалась на государственные юридические бюро.
Эксперимент: взгляд с разных сторон
Новые структуры начали работу с 1 января 2006‑го. По итогам года Минюст России проанализировал результаты эксперимента. В штат созданных бюро были приняты 123 сотрудника, бесплатную правовую помощь оказали почти 22 тысячам граждан, было дано 8644 устных и 1876 письменных консультаций, подготовлено 4364 правовых документа, принято участие в 1067 гражданских делах, представлены интересы граждан в бюджетных органах, учреждениях и организациях в 121 случае.
Сделанные выводы сводились к следующему:
— итоги эксперимента в целом положительные;
— такая помощь востребована населением;
— необходимо продолжить данную работу;
— целесообразно расширение системы и создание таких бюро в других субъектах РФ;
— бюро должны стать неотъемлемой частью единой системы;
— адвокатура также должна встроиться в эту систему.
Однако адвокатское сообщество отнеслось к эксперименту негативно. На Всероссийском съезде адвокатов в апреле 2006 г. эксперимент в целом и инициативы Минюста РФ были подвергнуты критике.
Во-первых, адвокаты заявили, что готовы к оказанию бесплатной юридической помощи населению и не уклоняются от этой работы. Кроме того, они развивают новые формы ее ведения — дистанционное и удаленное консультирование посредством мобильной и телефонной связи, сети Интернет.
Во-вторых, они критиковали финансово-экономическое обоснование эксперимента. Так, если в 2006 г. было выделено 50,4 млн руб., то на 2007‑й было запланировано 65 млн, а в 2009 г. — уже 69,5 млн руб. В целом же данный эксперимент в масштабах всей страны должен был обойтись бюджету в 6 млрд рублей.
В-третьих, адвокаты усомнились в расширении категорий граждан, претендующих на бесплатную юридическую помощь, что никак не обосновывалось.
В-четвертых, Росрегистрация при создании условий для работы бюро, как это нередко бывает, переусердствовала на местах. Многие адвокатские образования были выдавлены из занимаемых помещений, а их новыми хозяевами стали бюро.
Таким образом, адвокатское сообщество пришло к выводу, что целесообразнее было бы вместо спорного эксперимента по созданию новых государственных структур обеспечить функционирование существующей системы бесплатной юридической помощи с участием адвокатов.
В целом данный эксперимент рассматривался как способ давления на адвокатуру и посягательство на ее независимость.
Монополия не спасение
Однако, несмотря на это, государственная позиция осталась неизменной. 25 декабря 2008 г. правительство РФ постановлением № 1029 утвердило Положение об оказании бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро. 21 июля 2010 г. Минюст утвердил необходимые для этого формы документов. И, наконец, 21 ноября 2011 г. был принят федеральный закон № 324‑ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Он систематизировал всю проделанную работу, предусмотрев государственную (обязательную) и негосударственную (добровольную) подсистемы оказания бесплатной юридической помощи, включающие в том числе государственные юридические бюро и адвокатуру.
Принятие такого решения было обосновано тем, что бесплатная юридическая помощь в целом не привлекательна для адвокатуры. Кроме того, адвокаты сосредоточены в основном в столицах и крупных городах. В отдаленных, сельских и экономически непривлекательных районах ощущается их нехватка, что делает порой недоступной квалифицированную юридическую помощь для населения, прежде всего льготных его категорий.
Таким образом, организация системы бесплатной юридической помощи посредством государственных юридических бюро была направлена прежде всего на обеспечение ее доступности для малоимущих и льготных категорий населения без ущерба для ее качества.
На современном этапе, однако, все фактически опять вернулось к «адвокатской монополии». Постановлением правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 312 разработана и утверждена государственная программа «Юстиция». В 2015‑м во исполнение данного поручения Минюстом России был подготовлен проект Концепции регулирования рынка профессиональных юридических услуг, предусматривающий объединение всех лиц, оказывающих на профессиональной основе квалифицированную юридическую помощь, на базе существующей адвокатуры.
Тем не менее в интересах граждан систему государственных юридических бюро по оказанию бесплатной юридической помощи, думается, все‑таки следует развивать. Во-первых, их деятельность гораздо шире — это может быть и представительство по гражданским, административным и иным делам. Защиту же по уголовным делам традиционно можно оставить за адвокатами. Во-вторых, это помощь на постоянной основе, осуществляемая государственными служащими за госзарплату.
Таким образом, данные структуры способны обеспечить бесплатную, доступную, профессиональную и качественную юридическую помощь категориям населения, испытывающим материальные трудности и попавшим в сложные жизненные ситуации.
Следует отметить, что такую помощь в последние годы активно оказывают юридические клиники при вузах. Однако они не способны обеспечить полноту, профессионализм и качество бесплатной юридической помощи. Во-первых, студенты не имеют должных знаний, навыков и умений. Во-вторых, они лишены возможности полноценного представительства в суде, так как не имеют высшего юридического образования.
На начало 2024 года (более свежей статистики, к сожалению, нет) в РФ созданы 40 государственных юридических бюро (в том числе в Ленинградской области) со штатной численностью 774 человека. За все время действия системы работниками данных структур бесплатная юридическая помощь оказана в 1 462 494 случаях, адвокатами — 1 067 711, юридическими клиниками — 465 430.
В целом же, полагаем, работа по формированию и совершенствованию системы бесплатной юридической помощи в России должна быть продолжена.
От редакции. Как известно, наш город стал одним из первых в России, на практике реализовавшим идею бесплатной юридической помощи. 11 октября 2012 года был принят соответствующий региональный закон. Конкретизация его положений содержится в постановлении правительства Санкт‑Петербурга от 14.02.2013. Там же определен порядок взаимодействия участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи. Сегодня право на таковую имеют 24 категории граждан.
Ведущая роль в организации этого процесса и контроле за его исполнением принадлежит Главному управлению Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Всю справочную информацию об участниках государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи в нашем городе можно получить на официальных сайтах ГУ www.to78.minjust.ru и правительства Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru.
Читайте также:
Подарок оплатит ребёнок? Ключевые изменения в юридической сфере по итогам 2024 года
Новогодние новеллы. Какие новые российские законы вступят в силу в январе 2025 года
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 13 (7835) от 28.01.2025 под заголовком «Бесплатно, но качественно».
Комментарии