Белая ночь у Белого моря. Все больше российских туристов предпочитают Полярный круг отдыху на юге

Белая ночь у Белого моря. Все больше российских туристов предпочитают Полярный круг отдыху на юге | Поморская деревня на берегу бурной и богатой семгой Умбы. ФОТО АВТОРА

Поморская деревня на берегу бурной и богатой семгой Умбы. ФОТО АВТОРА

Туристические пути,

как известно, неисповедимы. Для человека, предпочитающего отдых на родине заграничному вояжу, выбор огромен. Красоты и пляжные прелести Черноморского побережья Кавказа и Крыма российскими туристами отлично изучены и освоены. Но ведь можно взглянуть на верхнюю часть карты нашей страны и выбрать крутой северный маршрут: поменять Черное море на Белое, кавказские субтропики на Полярный круг. И этот маршрут в последние годы становится все более популярным.

Поморы на Терском берегу

- Привлекает необычность северной природы, настоящая белая ночь. У нас здесь она не такая, как у вас в Петербурге: за Полярным кругом солнце вообще не заходит, в июньские дни светит круглые сутки. Однако, по моим наблюдениям, особенно интересны для приезжающих традиции общинного уклада, которые сохраняются в поморских селениях веками. И, конечно, рыбное изобилие, чем поморы и жили, - рассказывает Юлия Попихина, принадлежащая к старинному поморскому роду, историк по образованию, а ныне известный краевед.

Путь к поморам начинается от Кандалакши - железнодорожной станции и городка, лежащего на западной оконечности Белого моря. Северные морские красоты открываются уже через несколько километров шоссе, ведущего к Умбе - райцентру Терского берега, протянувшегося по южной стороне Кольского полуострова от Кандалакши до реки Бабьей. Водитель сам предлагает остановиться, выйти на смотровую площадку. Мы убеждаемся, что таковые уже есть не только на берегу Эгейского или Черного морей, но и Белого. Перед нами открывается морской пейзаж - с небольшими заливами и выступающими в море мысами, с островами. Проехать мимо - уже грех, хотя и небольшой: морских видов впереди будет предостаточно.

Терский берег, Умба и многие другие названия несколько неожиданны для русского слуха, но указывают на финно-угорские корни местного населения. Первожителями Кольского полуострова являются финны, лопари, саамы. Умба на их языке - закрытая. Поселок получил название от реки, а та - от Умбозера, расположенного между двумя горными грядами - Хибинами и Ловозерскими. Оно-то и именовалось лопарями закрытым. Берег Терский в переводе с финно-угорских наречий значит лесистый - в отличие от голых скал северного побережья Кольского полуострова.

Впрочем, финнов здесь уже почти совсем не сыщешь, лопари и саамы ушли со своими оленьими стадами в тундру, в центральную часть полуострова. А берег, названный ими и оставшийся Терским, в Средние века стали заселять новгородцы, их предки и зовутся поморами, со своим бытом, устоями и определениями.

Только здесь можно услышать такие старинные слова, как карбас - большая весельная лодка, или куйпога - самая малая вода при отливе, когда Белое море на десятки и сотни метров уходит от берега, оголяя дно. Летом особенно приятно пройтись по песчаному дну босиком. По куйпоге можно и на машине прокатиться с ветерком. Только надо помнить: отдохнув два часа, море снова пойдет в наступление и очень скоро поднимется на полтора-два метра, затопив ранее оставленное пространство.

Шаг за Полярный круг

По побережью от Умбы на расстоянии примерно 30 километров друг от друга раскинулись поморские селения, естественно, в устьях рек. Первой предстает туристическому взгляду Кузрека, совсем небольшая деревушка, которая летом превращается в дачный поселок. Один из ее выходцев, обосновавшихся в свое время в нашем городе, рассказывал, что когда пришел в гости в одну из ленинградских коммунальных квартир, то, узнав, что в ней проживают 60 человек, удивился: «Надо же, больше, чем в нашей деревне, а ведь она растянулась на две версты». Теперь в Кузреке постоянных жителей почти нет, но красоты от этого не убавилось. Тихая речка впадает в небольшой залив, окаймленный холмами и полянами с иван-чаем. Кстати, старожилы Беломорья освоили его заготовку и попивают самодельный травяной чаек долгими зимними вечерами.

Кузрека интересна еще тем, что в двух километрах от нее установлен столбик с обозначением: «Здесь проходит Полярный круг». Для подзабывших географию: это широта, севернее которой в дни летнего

солнцестояния солнце не заходит за горизонт круглые сутки. А зимой там наступает полярная ночь, и солнце не показывается совсем. Побывать у этого столбика тоже интересно: шагнул шаг - и ты уже за Полярным кругом. Звучит!

Вслед за Кузрекой на расстоянии тех же 30 километров обосновались поочередно поморские села Оленица, Кашкаранцы, Варзуга, Чаваньга.

- По поморским общинным устоям было не принято лезть в чужие охотничьи угодья, рыболовецкие промыслы, поэтому поселки и растянулись по побережью. Но не слишком далеко друг от друга - чтобы и в гости можно было заехать, и помочь в чем-то при необходимости. В Кузреке обживался род Попихиных, в Оленице - Кожиных, в Варзуге - Рогозиных и Заборщиковых. И до сих пор в этих селениях преобладают семьи с такими фамилиями, - поясняет Юлия Попихина.

Вблизи каждого поморского поселения на тонях - избушках, обнесенных жердями для сушки неводов, обосновывались рыбацкие артели, добывавшие знаменитую семгу. Называли ее «царской» рыбой, потому как поставлялась она из этих мест к императорскому двору. Другая промысловая достопримечательность Терского берега - нежнейшая по вкусу беломорка, не особо крупная сельдь. Теперь, в соответствии с реалиями нынешнего времени, тони с участками берега берут в аренду частные предприниматели. Браконьерский лов рыбы под строгим запретом. За каждый хвост селедки или речной кумжи - крупные штрафы, а за царскую рыбу могут привлечь и к уголовной ответственности.

Праздник «Рыбья морда»

Впрочем, без рыбы турист не останется. Только что выловленную семгу купить можно официально. Ее для вас не только разделают, но и засолят. Причем обязательно солью крупного помола. И через двое суток царская рыба будет готова к употреблению. Такая, что пальчики оближешь. Поморы дают совет: покупать семгу надо весом от трех килограммов и больше, только при таком весе рыба набирает необходимую жирность. Хотя удовольствие это не из дешевых, даже здесь, в беломорской глубинке, этим летом продают семгу по 900 рублей за килограмм.

Едут в Умбу и Варзугу за рыбой не только российские туристы, но и иностранные любители рыбной ловли. Причем некоторые из них красную рыбу на дух не переносят. Однако уже не первый десяток лет на бурных реках Терского берега открыты международные лагеря спортивной рыбалки, где пойманную золотую рыбку не разделывают и не едят, а, поймав и взвесив ради спортивного интереса, отпускают обратно в реку.

Спортивная рыбалка, яхтенные, лыжные соревнования - важные, но не главные туристические направления Беломорья. Многие стремятся добраться за сотню с лишним километров от Умбы до самого, пожалуй, примечательного рыбацкого поселения - Варзуги. Она замечательна в первую очередь уникальным памятником северного деревянного зодчества XVII века. Успенская церковь, как и знаменитые Кижи, построена северными мастерами без единого гвоздя.

При этом каждое село привлекает приезжающих своим «событийном туризмом». В Кузреке проводят «Праздник поморской козули». Варзуга привлекает хоровым пением. А в Умбе народ может повеселиться на ежегодном промысловом состязании под названием «Рыбья морда».

Однако и без неожиданностей путешествие на Терский берег не обойдется. Здесь не редкость встречи с лосями, медведями. Крупный экземпляр северного мишки встретился нам по дороге из Кузреки в Умбу. Пришлось подождать, пока хозяин леса не освободит дорогу. К счастью, случаи нападения зверей на человека в Беломорье крайне редки.

#Белое море #туризм #путешествия #Заполярье

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (6473) от 04.07.2019 под заголовком «Белая ночь у Белого моря».


Комментарии