Бегство от нейтралитета. Как Швеция ищет свое место в мире

С 1 января нынешнего года полномочия страны-председателя в Совете Европейского союза перешли к Швеции. Однако связанные с этим перемены в «европейской повестке» дополняются и тем, что в самой Швеции недавно было сформировано новое правительство.

Бегство от нейтралитета. Как Швеция ищет свое место в мире | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Расклад сил изменился

Сентябрьские выборы в национальный парламент — риксдаг — показали, что в этой стране сложилось примерно паритетное соотношение политических сил. Левоцентристский лагерь уступил «буржуазной» оппозиции всего три депутатских мандата (173 против 176 мест в риксдаге), что в абсолютном значении составляет менее 50 тысяч голосов.

При этом возглавляемая бывшим премьер-министром Магдаленой Андерссон Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ), заручившись поддержкой более 30% избирателей, лишь укрепила свой статус первой по влиянию и популярности партии королевства. Итоги выборов также показали, что в обществе сохраняется «региональный» электоральный раскол: если северные районы страны преимущественно отдали голоса за социал-демократов и другие левые силы, то в более богатых и густонаселенных областях юга успех сопутствовал ведущим правым партиям — «Шведским демократам» (ШД) и Умеренной коалиционной партии (УКП). Если СДРПШ и другие левые партии получили в основном поддержку рабочих, служащих, а также граждан среднего и пенсионного возраста, то правые партии сумели усилить свои позиции у молодых избирателей, среди предпринимателей и представителей средних слоев. Как отметил в этой связи сайт Левой партии, «социальный разлом в сегодняшней Швеции является очевидной реальностью».

Важным результатом сентябрьских парламентских выборов стало то, что впервые в новейшей политической истории статус главной «буржуазной» партии перешел от умеренно консервативной УКП к правопопулистской ШД. Но если еще несколько лет назад умеренные правые практиковали тактику «санитарного кордона», или «нерукопожатия», в отношении «Шведских демократов», то теперь ситуация изменилась. Желание отодвинуть от власти левый центр было столь велико, что три партии правого центра (УКП, христианские демократы и либералы) пошли на заключение правительственного соглашения с ШД.

Как результат  в октябре во главе с 59‑летним председателем УКП, экономистом по образованию Ульфом Кристерссоном было сформировано новое трехпартийное правительство страны. ШД в него официально не входит, но имеет право делегировать своих представителей на посты государственных служащих и оказывать влияние на выработку основ ­внутренней и внешней политики.

Соглашение в замке Тиде

Внутренняя политика молодого правоцентристского правительства определяется заключенным лидерами четырех «буржуазных» партий в замке Тиде 63‑страничным соглашением. В нем прежде всего говорится о том, что экономическая политика исполнительной власти должна быть нацелена на противодействие безработице и достижение роста. Данная цель предполагает такие неолиберальные рецепты, как сокращение налогов на заработную плату, на пенсии и на сбережения для домохозяйств, которыми планируется компенсировать высокие расходы на электроэнергию.

Вторым внутриполитическим приоритетом, что также соответствует правой ориентации нового кабинета во главе с Кристерссоном, названа борьба с преступностью. В этой связи речь идет об увеличении наказаний для участников организованных преступных сообществ, повышении ответственности родителей, снижении возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Одновременно «буржуазные» партии обещают расширить штат полиции и исправительных учреждений.

Одним из важных направлений работы исполнительной ­власти признана миграционная политика. Как заявляет лидер ШД Джимми Окессон, «смена власти должна быть сменой парадигмы, когда речь идет об иммиграционной политике». Вместо «мягкой» социал-демократической политики в этой сфере новое правое большинство в риксдаге обязалось расширить возможности для­ ­внутреннего контроля за иностранцами, усилить работу над их возвращением в свои страны, ужесточить требования для трудовых мигрантов и положения по доступу к шведскому подданству.

Новая власть намерена также поменять суть природоохранительной политики. Ранее отстаиваемый левоцентристами курс на стопроцентно возобновляемую энергетику сменяется тезисом о «стопроцентном отказе от ископаемого топлива». При этом «буржуазные» партии настроены на развитие атомной энергетики, на нужды которой планируется выделить до 400 млрд шведских крон за счет государственных кредитных гарантий.

Грядут определенные изменения и в сферах здравоохранения и образования, где будет дан зеленый свет созданию негосударственных субъектов. В области образования предстоит реформа учебных планов и программ, нацеленная на усиление международной конкурентоспособности национальной системы. Взят курс на создание так называемого шведского культурного канона.

Сегодня крайне сложно сказать, каков будет эффект всех этих прожектов. Но немало в шведском обществе тех, кто полагает, что неолиберальная ориентация заявленных преобразований обязательно столкнется с сопротивлением не только левой оппозиции, но и профсоюзов, продолжающих играть в королевстве весьма значимую роль.

Приоритеты Стокгольма для Европы

Полугодовое председательство страны-члена в органах ­Евросоюза требует заранее заявленных приоритетов. В случае со Швецией интересно то, что такая работа началась еще при социал-демократическом кабинете Андерссон, а окончательно приоритеты были сформулированы уже «буржуазным» правительством. Впрочем, в отличие от актуальных внутриполитических вопросов серьезных разночтений по Европе между ведущими политическими силами Швеции нет. В нынешней ситуации даже евроскептики из ШД не ставят под вопрос членство страны в Евросоюзе.

Одним из главных приоритетов шведского председательства в ЕС кабинетом Кристерссона была названа безопасность. «Швеция должна быть в центре сотрудничества Евросоюза в области внешней политики и политики безопасности», — говорится в соответствующей правительственной декларации. Стокгольм в полной мере поддерживает курс Чехии (эта страна председательствовала в Совете ЕС до 31 декабря) на усиление трансатлантической солидарности, укрепление меж­европейской кооперации в оборонной сфере и в том, что касается противостояния трансграничной организованной преступности. Швеция также выступает за то, чтобы в перспективе приблизить вероятность вступления постсоветских государств (Грузии, Украины и Молдавии) в ЕС.

Не менее важным приоритетом Стокгольм считает поддержание европейской конкурентоспособности. С точки зрения официальной Швеции, именно конкуренция должна обеспечить наилучшие условия для функционирования здоровой и открытой экономики, основанной на частных инвестициях и цифровизации. Отметим также, что еще при прежнем левоцентристском кабинете скандинавское королевство защищало принцип «бюджетной ортодоксии» в ЕС, то есть настаивало на поддержании странами-членами низкого уровня общественного долга и стабильного экономического роста.

Поскольку североевропейские страны в рамках ЕС традиционно идут в авангарде природоохранительной политики, неудивительно, что еще одним приоритетом шведская дипломатия заявила экологический переход. Правда, по мнению части левой оппозиции, это всего лишь неолиберальная демагогия  на фоне решения вернуться к вопросу о строительстве новых атомных электростанций. В то же время шведское правительство пообещало действовать с учетом ранее достигнутых в ЕС амбициозных соглашений по «зеленому переходу», настаивая одновременно на необходимости долгосрочной реформы европейского энергетического рынка.

Следует согласиться с теми ­отечественными политологами и международниками, которые весьма критично оценивают сам факт председательства Швеции для взаимоотношений России с ЕС. Ведь внутри Евросоюза Стокгольм входит в число наиболее жестких оппонентов Москвы.

Атлантистский прыжок

Одним из конкретных примеров такой внешнеполитической линии Швеции является четкая ориентация на вступление королевства в НАТО, на практике ­проявившаяся в прошлом году. Этот атлантистский прыжок был совершен в крайне короткое время, уже в конце июня на мадридском саммите НАТО было принято решение о присоединении Швеции и Финляндии к альянсу.

Новое правое правительство в еще большей степени, чем социал-демократы, ориентировано на то, чтобы полностью покончить с традиционным шведским нейтралитетом ради атлантистской солидарности. Как отмечает министр иностранных дел, в прошлом лидер фракции УКП в риксдаге Тобиас Билльстрем, «членство Швеции и Финляндии в НАТО укрепит как нашу ­собственную безопасность, так и безопасность всего Североатлантического союза».

Однако, как известно, пока вопрос о приеме североевропейских стран в натовский блок «застрял» из‑за позиции руководства Турции. В обмен на ратификацию национальным парламентом договора о вступлении Швеции в НАТО (к Финляндии у Анкары особых претензий нет) президент Эрдоган требует от Стокгольма не только возобновления полноценного военно-технического сотрудничества, но и экстрадиции из Швеции тех активистов курдского происхождения, кого в Турции считают террористами.

Вот и получается, что ради искомого членства в НАТО высшие шведские руководители как на ­«поклон к султану» вынуждены летать в Анкару и, по сути, заискивать перед турецким лидером… Все это вызывает у многих в шведском обществе чувство непонимания и протеста, но делать нечего: политическая элита королевства делает все возможное, чтобы как можно скорее интегрироваться в состав блока НАТО.

В левых изданиях можно увидеть критические статьи о том, что внешняя политика страны де-факто теряет самостоятельность. Давно прошли те времена, когда Швеция пыталась осуществлять активный и подлинно суверенный курс применительно к различным конфликтам на планете (на Ближнем Востоке, в Южной Африке и т. д.), одновременно борясь за мир и разоружение. Сейчас же на повестке дня у правоцентристского кабинета такие темы, как увеличение военных расходов, усиление военно-технического сотрудничества с союзниками в Арктическом регионе. Совсем недавно был разрешен допуск в 2023 году на территорию государства воинских частей из стран ЕС и НАТО. Более того, некоторые правые политики хотят, чтобы после завершения процедуры вступления страны в Североатлантический альянс американский «ядерный зонтик» развернулся бы и над Швецией. Левая оппозиция, профсоюзное движение твердо выступают против такой перспективы, но бегство от нейтралитета продолжается…

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ 

Все требования, которые Турция выдвинула в качестве условия своего одобрения на вступление Швеции в НАТО, выполнить невозможно, заявил премьер-министр скандинавской страны Ульф Кристерссон. Он подчеркнул, что шведские власти не только не могут, но и не хотят выполнять их, сообщил ТАСС.


#Швеция #политика #правительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (7334) от 13.01.2023 под заголовком «Бегство от нейтралитета ».


Комментарии