Бег по кругу. Почему на выборах в Боларии победила оппозиция?

В прошедшее воскресенье болгары в четвертый раз за последние восемнадцать месяцев пришли к избирательным урнам, чтобы в очередной раз поучаствовать в «празднике демократии» и наконец‑то получить хотя бы более-менее устойчивую власть в стране.

Бег по кругу. Почему на выборах в Боларии победила оппозиция? | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Следует отметить, что избирателей, которые все еще верят, что в результате народного волеизъявления к власти в Болгарии придет крепкая и авторитетная политическая сила, становится все меньше. По данным местного избиркома, в прошедших выборах приняло участие чуть более одной трети из 6,6 миллиона имеющих право голоса болгар. Это наименьшая явка в постсоциалистической истории страны. Впрочем, ничего удивительного в том, что людей охватили избирательная апатия и неверие, нет. Потому что к постоянному внутриполитическому кризису добавились инфляция и энергетические ­проблемы, а также неспособность правящей элиты предложить населению какой‑либо приемлемый выход из создавшегося положения.

Напомним, что нынешние парламентские выборы в Болгарии были внеочередными и случились они после того, как в конце июня нынешнего года парламент страны вынес вотум недоверия правительству тогдашнего ­премьера Кирила Петкова. Следует отметить, что неожиданный приход к власти в ноябре 2021‑го коалиции «Продолжаем перемены», которую возглавили «парни из Гарварда» (так называли менеджеров Кирила Петкова и Асена Василева, которые действительно были выпускниками Гарвардского университета), показался многим в стране знаковым и ободряющим событием. Они вроде бы не несли на себе политический груз прошлого, излучали энергию, политический кураж и были похожи на политиков, способных вытащить страну из трясины затянувшихся экономических и политических неудач. На выборах «продолжатели перемен» победили уже надоевшего всем за десятилетие нахождения у власти премьера, а также лидера партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ) Бойко Борисова.

Однако вера в «американских менеджеров», так же, как и их предвыборный кураж, длилась недолго. Оказалось, что излучать уверенность в своих силах и обещать всем и все — это одно, а уметь, окунувшись с головой в практику конкретных проблем и политических интриг, вытягивать страну наверх — совсем другое. Болгарскому народу этот кабинет министров запомнился только несколькими скандальными событиями: малообоснованным увольнением популярного у населения министра обороны, а также высылкой 70 российских дипломатов и расторжением контракта с «Газпромом», что поставило болгарскую экономику на грань полного краха. Еще ­ ­команда Петкова отличилась попыткой протащить в парламенте решение о масштабных поставках вооружений Украине для противодействия проводимой Россией СВО и резким снижением уровня жизни самих болгар.

«Гарвардцы» ожидаемо обвинили во всех своих бедах, в том числе и в отставке их правительства, «интригана» Бойко Борисова, а заодно и тогдашнего посла РФ Элеонору Митрофанову. Впрочем, свои полномочия спокойно и без эксцессов сложили, видимо, рассчитывая взять реванш на досрочных парламентских выборах в октябре. Однако, как показали обнародованные в минувший понедельник избиркомом их итоги, реванш не состоялся.

По данным, опубликованным на сайте ЦИК, ГЕРБ и его союзник партия «Союз демократических сил» (СДС) набрали 25,43 % голосов и получат 67 депутатских мандатов. За коалицию «Продолжаем перемены» «парней из Гарварда» проголосовали 20,21 % избирателей (55 мандатов). В тройку лидеров вошли представители Движения за права и свободы (ДПС), выражающие интересы турецкого меньшинства, — 13,56 % (35). За праворадикальную партию «Возрождение» отдали свои голоса 10,17 % (26), за коалицию «Болгарская социалистическая партия за Болгарию» («БСП за Болгарию») — 9,34 % (24), за блок «Демократическая Болгария» — 7,45 % (20), за объединение «Болгарский восход» — 4,65 % (13). Остальные политические объединения (а всего за 240 мест боролись представители 22 партий и шести коалиций) не преодолели четырехпроцентный избирательный барьер.

Если сравнить результаты нынешних парламентских выборов с предыдущими, которые прошли осенью прошлого года, то мы увидим: никаких существенных изменений (конечно, кроме того, что победители прошлых выборов уступили свое лидирующее положение главным конкурентам) в целом не произошло. Да, ГЕРБ получил на восемь мандатов больше, а коалиция «Продолжаем перемены» 12 мандатов потеряла, и теперь победители во главе с Бойко Борисовым имеют право формировать новое правительство. Однако совершенно очевидно, что новый кабинет министров может быть только коалиционным и его будут представлять те же политические силы, которые находятся у власти в Болгарии давно и безуспешно.

Тот же Бойко Борисов был во главе правительства трижды, руководя страной с перерывами с 2010 года. Все его ­премьерства были ознаменованы политическими и коррупционными скандалами, экономическими кризисами, в результате которых Болгария превратилась в самую бедную страну Евросоюза. И тем не менее ГЕРБ и его несменяемый лидер вновь оказались на плаву. Болгарские эксперты очередной взлет Борисова и его партии объясняют как ­усталостью людей от нескончаемых политических распрей, так и разочарованием в попытке привлечь к управлению молодых и образованных специалистов из‑за рубежа, которая окончилась фактически провалом. В такой ситуации выбор из всех зол меньшего и уже проверенного стал решающим. Впрочем, если посчитать абсолютные цифры с учетом мизерной явки, получается, что за победителей проголосовали чуть больше семи процентов избирателей и с таким результатом их победа может оказаться пирровой.

В первых комментариях Кирил Петков и Асен Василев сообщили, что будут конструктивной оппозицией, и поздравили ГЕРБ—СДС с победой, подчеркнув, что вступать в коалицию с победителем, а также с Движением за права и свободы ни при каких условиях не станут. Но это и так было понятно. Однако Бойко Борисову и его давним союзникам из CДC для формирования нового правительства нужны голоса депутатов из других партий, с большинством из которых у него весьма непростые отношения. Кроме «продолжателей перемен» Петкова и Василева от союзничества с победителями отказалась идейно близкая ГЕРБу партия «Демократическая Болгария». По их мнению, Борисов скомпрометирован обвинениями в коррупции.

Что касается политических сил, представляющих патриотический и левый спектры, а это Болгарская социалистическая партия, партии «Возрождение» и «Болгарский восход», то у Борисова с ними серьезные идеологические разногласия. Вряд ли лидеры этих партий согласятся сгладить такие противоречия ради будущих министерских портфелей в очередном кабмине под руководством непотопляемого премьера.

Поэтому напрашивается прос­той и незатейливый вывод: если новое правительство все‑таки увидит свет, то оно явно будет слабым и не слишком дееспособным, чтобы успешно справиться с морем проблем, стоящих перед страной. Но, скорее всего, все коалиционные переговоры — явные и тайные — закончатся ничем. И в новом году тем болгарам, которым это еще не надоело, опять придется приходить к избирательным урнам. Теперь уже в пятый раз за последние два года.


#болгария #выборы #парламент

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (7271) от 07.10.2022 под заголовком «Болгарский бег по замкнутому кругу ».


Комментарии