Бахчисарайские сфинксы.Что скрывают истуканы Каралезской долины
Как только ни называют эти скалы, похожие на гигантские фигуры то ли людей, то ли каких-то мифических животных: и «бахчисарайские сфинксы», и «столбы», и «каменные лбы»... Со стороны знаменитого ханского дворца их прекрасно видно. Гордые, величавые, неприступные, они кажутся символами вечности. Сколько же веков люди любуются этим чудом природы!
Тысячелетиями шлифовала природа над эти изваяния. ФОТО АВТОРА
Действительно, и Александр Сергеевич Пушкин, побывавший здесь почти два века назад, мог видеть похожую картину. Правда, на сфинксы он почему-то никак не отозвался в своих стихах - его пленил знаменитый «фонтан слез» в ханском дворце, а вот Адам Мицкевич запечатлел увиденную им картину. «...Вдали - утесы-исполины // Сидят, как дьяволы, что на совет сошлись. // Под кровом темноты; порою с их вершины // Слетает молния, как огненный фарис, // Чтоб пересечь небес безмолвные равнины».
Сфинксы Каралезской долины - это полтора десятка каменных истуканов, выстроившихся в ряд на гребне возвышенности Узун-Тарла. Их высота - от 8 до 15 метров. Известняковые скалы причудливо деформировало время, создавая различного рода фигуры. По мнению ученых, изначально они были единой монолитной скалой. Затем, когда появились трещины, омываемые дождями и обдуваемые ветрами, горные породы распадались на фрагменты и обретали фантастические формы. Еще в 1964 году «исполины» были признаны геологическим памятником. Ныне это особо охраняемая природная территория.
Местные жители называют сфинксов «куклами», а самым большим присвоили собственные имена: Сююрю-Кая (Остроконечная), Чуюн-Кая (Череп), Юкле-Кая (Беременная), две похожие плосковерхие - Сандык-Кая (Сундук) и Шапке-Кая (Шапка). С разных сторон эти глыбы выглядят совершенно по-разному.
Правда, поток туристов стремится во дворец - древнюю резиденцию ханов Гиреев, правивших Крымом более трех с половиной веков, с 1422-го по 1783 год. А забраться в горы стремится далеко не каждый. Все-таки высоко, крутой подъем, да и страшновато немножко... Но подступиться к сфинксам все-таки очень хотелось.
Молодой человек в панамке, поджидавший клиентов недалеко от ханского дворца, явно почувствовав мой интерес, первым вступил в разговор: «Наверх хотите? Могу отвести. Я здесь экскурсии вожу». «А сам я смогу найти дорогу?» - спросил я. «Да лучше с провожатым, так надежнее». «Ну а все-таки, как туда пройти?» - продолжал я допытываться.
Видя, что раскрутить меня на экскурсию не удастся, мой собеседник нехотя сдался: «Идите по этой улочке наверх, дойдете вон до того двухэтажного дома, обойдите его с левой стороны. А дальше по тропиночке в гору. Там будут ступени в каменной скале, их еще древние греки выдолбили... Только туда, наверх, без запаса воды ходить не рекомендую. И держитесь соснового бора - там не так жарко будет. Да, и ни в коем случае не подходите к краю: гладкий известняк очень скользкий».
Поблагодарив за советы, я отправился в путь. Старая улочка, мощенная камнем, которая, кстати, носит имя Максима Горького, как будто бы сама вознесла меня наверх. Вот и тропа, ведущая в горы. Ни души. Легендарные античные ступени стерлись за многие века, очертания еле угадываются. Крутой подъем оказался вовсе не таким трудным, как казалось снизу. Не зря, наверное, тут считают: бахчисарайские сфинксы - место энергетической силы.
Наверху солнце палило нещадно, но стоило только отойди от кромки скал в сосновый бор, как наступала прохлада. Недаром здесь говорят: в Каралезской долине - «коктейль» из горного, морского и степного воздуха.
Не нарушало покой и многолюдье: лишь несколько одиночных туристов да группа оживленных студентов. Вид отсюда открывался захватывающий. Весь Бахчисарай как на ладони; вдалеке - Свято-Успенский мужской монастырь. Если пойти к западу - там старинное братское кладбище, где похоронены русские воины, умершие от ран во время Крымской войны. А если двинуться на восток по верхней грунтовой дороге, то можно дойти до древнейшего села Глубокий Яр с интересной историей.
Кстати, снизу было видно, что на одном из утесов развевается красный флаг. Вблизи стало понятно, что это копия знамени Победы, водруженного в мае 1945-го над Рейхстагом. Как я потом узнал, копию штурмового флага 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии на этом утесе водрузили представители крымского МЧС к 9 Мая прошлого года.
Однако спускаться с гор всегда гораздо труднее, чем подниматься. Проходя мимо ханского дворца, я снова увидел моего недавнего знакомого - экскурсовода в панамке. Очевидно, он так и не нашел клиентов. «Спасибо вам большое, дорогу нашел», - начал я. Тот сразу же оживился: «Нашли? Ну раз так, может, дадите пятьдесят рублей за совет?».
Ну, конечно, о чем речь. Получив заветную синенькую ассигнацию с изображением Стрелки Васильевского острова, гид сразу подобрел: «Меня Виктор зовут. Я здесь любые экскурсию вожу. По старым улицам города, по скалам, в Чуфут-кале. Каждую кочку тут знаю». Не сомневаюсь.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (6502) от 14.08.2019 под заголовком «Бахчисарайские сфинксы».
Комментарии