Атомоход «Арктика» вышел на испытания в Финский залив

Атомный ледокол «Арктика» проекта 22220, строящийся на Балтийском заводе, вышел в Финский залив на ходовые испытания. За три с лишним года с момента спуска на воду этого головного судна нового поколения, которое по габаритам и мощности не имеет равных в мире, корабелы и проектанты из петербургского ЦКБ «Айсберг» выполнили громадный объем работ. А теперь им предстоит проверить в морских условиях правильность принятых решений.

Атомоход «Арктика» вышел на испытания в Финский залив | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Этот ледокол, названный в честь знаменитого предшественника, атомохода проекта 10520, построенного на том же заводе в 1975 году (он первым из надводных судов достиг Северного полюса), имеет много особенностей. Самые принципиальные из них две: новая система электродвижения, позволяющая генерировать энергию и бережно ее расходовать при движении во льдах, и способность работать, меняя осадку, как на трассе Северного морского пути, так и на мелководье, в устье реки Енисей и Обской губы.

«Выход «Арктики» в море означает, что этот важный заказ, готовность которого составляет 95%, подошел к финальной стадии работ, - рассказал ответственный сдатчик ледокола Вадим Голованов. - После завершения первого, короткого, этапа ходовых испытаний мы будем готовы провести комплексную проверку судна, что называется, по полной программе».

Корабелы и представители заказчика, Атомфлота, вошедшие в сдаточную команду, проверят, как работают при движении энергетическая установка, балластная система и другие судовые узлы, испытают палубные механизмы, якорные, швартовные и шлюпочные устройства ледокола, средства связи и навигации. Специалисты обкатают также систему электродвижения, спроектировал которую Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии, филиал Крыловского научного центра, линии валопровода и резервные дизель-генераторы.

По словам Алексея Смирнова, руководителя проекта 22220, начало ходовых испытаний первенца серии работники Балтийского завода, входящего в Объединенную судостроительную корпорацию, ждали с особым волнением.

«Хотя залив в эту пору не скован льдом, - сказал он, - головной атомоход должен показать, как ведут себя его основные системы и механизмы и какую скорость он сможет развивать на чистой воде».

Судостроителям пришлось работать в условиях экономических санкций, когда между ними и зарубежными поставщиками вырос барьер и потребовалось в срочном порядке готовить в России оборудование, не уступающее по своим характеристикам зарубежным аналогам.

Это был серьезный экзамен для всех контрагентов петербургской судоверфи, включая компанию «Кировэнергомаш», которая изготовила для ледокола мощные паротурбинные установки ПТУ-72 (представители предприятия участвуют в швартовных и ходовых испытаниях судна). Теперь предстоит оценить их работу, и после устранения возможных неполадок и заключительного этапа проверки «Арктика» будет передана заказчику. Сделать это намечается в мае будущего года, не позже, добавил Смирнов.

Между тем Балтийский завод строит два серийных ледокола того же проекта двухосадочной конструкции, способных преодолевать лед трехметровой толщины, каждый с двумя ядерными энергетическими установками нового поколения РИТМ-200, - «Сибирь» и «Урал». В августе этого года петербуржцы подписали контракт на сооружение третьего и четвертого серийных ледоколов, а чуть позже - соглашение с АО «ОКБМ Африкантов», разработчиком реакторных установок, и их подольским заводом-изготовителем.

По мере ввода в эксплуатацию новых судов и обновления атомного ледокольного флота Атомфлот намерен списать три из четырех атомоходов («Таймыр», «Ямал» и «Вайгач»), ядерные установки которых выработали свой ресурс. Эти ледоколы используются для проводки судов на Севморпути уже более 30 лет - в последние годы госкорпорация вложила в продление их ресурса около 5 млрд рублей. А ледокол «50 лет Победы», самый молодой из них, работающий с 2007 года, будет нести арктическую вахту еще двадцать с лишним лет. Представители Атомфлота сообщили об этих планах на одной из дискуссионных площадок IX международного форума «Арктика: настоящее и будущее», который прошел недавно в Петербурге.

#судостроение #ледокол #атомоход

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (6592) от 19.12.2019 под заголовком «Атомоход вывели на чистую воду».


Комментарии