2Vtzqv4Hz9U

Армия, рожденная блокадой. Память о ней живет на берегу Коркинского озера

Удивительное дело: сколько проезжал по Мурманскому шоссе, никогда почему‑то не обращал внимание на скромный памятный знак невдалеке от поселка Разметелево. И узнал о его существовании только теперь, побывав в своего рода военно-исторической экспедиции, посвященной битве за Ленинград.

Армия, рожденная блокадой. Память о ней живет на берегу Коркинского озера | Неприметный знак на Мурманском шоссе, посвященный 67‑й армии, не забыт и даже превратился в «народный мемориал»: поисковики приносят к нему найденные на местах боев военные артефакты…/ФОТО автора

Неприметный знак на Мурманском шоссе, посвященный 67‑й армии, не забыт и даже превратился в «народный мемориал»: поисковики приносят к нему найденные на местах боев военные артефакты…/ФОТО автора

…Надпись на гранитном обелиске гласит: «В 4‑х километрах к северу от этого места, у озера Коркинского, в годы войны находился командный пункт 67‑й армии Ленинградского фронта, ­войска которой прорвали блокаду Ленинграда». Стрелка указывает направление.

Памятный знак установили здесь ветераны 67‑й армии, причем место тоже неслучайное: во время войны рядом находились землянки штабной роты и радиороты 386‑го отдельного батальона связи. Следы от землянок и ходов сообщений между ними до сих пор можно увидеть в лесу, — говорит колтушский краевед Сергей Медведев.

Его часто спрашивают: почему он, доктор биологических наук, заведующий лабораторией в Зоологическом институте РАН, уже много лет занимается ветеранскими делами? А все просто. Живет неподалеку от Коркинского озера, в Колтушах. Увлекается историей края, является лектором в Воейковском центре культуры и досуга.

Лет двадцать назад волею судьбы я оказался вовлечен в слеты ветеранов 67‑й армии, проходившие на берегу Коркинского озера, — поясняет Медведев. — Вообще иногда пересечения бывают совершенно удивительными. Один из моих старших коллег по Зоологическому институту, Соломон Самуилович Шульман, однажды спросил меня: «В Колтушах живете? А ведь мне знакомо это место. В 1942‑м мы там тренировались, когда нас готовили к операции «Искра». Учили преодолевать ледовое пространство и карабкаться на обледенелые крутые склоны»…

Сегодня на этих склонах ­растут дачные поселки и загородные коттеджи. Их обитатели даже не догадываются, что осенью 1942 года именно здесь рождалась 67‑я армия, которой была поставлена задача прорвать блокаду. Директива о формировании армии была дана 10 октября, так что нынешняя встреча, посвященная дню ее рождения, стала особенной, посвященной 80‑летней годовщине. Бывший начальник военных сообщений армии генерал-майор Григорий Мирошниченко назвал ее «рожденной блокадой». Именно такое имя носила и книга его воспоминаний.

Эмилия Мирошниченко, его дочь, рассказала, что в 1985 году отец взял на себя миссию ­собрать ветеранов 67‑й армии. Помогли однополчане, обратились с призывом через газету «Ленинградская правда». В марте следующего года ветеранская организация была зарегистрирована и насчитывала уже четыреста членов. Через несколько лет она составляла уже больше шестисот человек…

Армия2_Гл.jpg
Нынче, как известно, практически любую справочную информацию можно найти в Интернете. Однако стенды с информацией, размещенные непосредственно на месте исторических событий, и живой рассказ краеведа Сергея Медведева оставляют куда более сильное впечатление. / ФОТО автора

О своих военачальниках ветераны вспоминали с большим уважением. Первым командующим армией был генерал-майор Михаил Духанов. А 136‑ю дивизию, входившую в армию, возглавлял легендарный генерал Николай Симоняк. Именно она наступала на главном направлении прорыва.

Сегодня иногда можно услышать: почему так долго не могли пробить коридор через немецкое «бутылочное горло», где Ленинградский и Волховский фронты разделяло всего‑то полтора десятка километров? — говорит Медведев. — А причина в том, что на крошечном выступе фронта было сконцентрировано пять полнокровных немецких дивизий 26‑го армейского корпуса — около 50 тысяч хорошо вооруженных солдат и офицеров. Здесь был создан чрезвычайно мощный укрепрайон, а с Синявинских высот вся территория «бутылочного горла» была как на ладони…

С задачей прорвать блокаду 67‑я армия справилась. А второе ее формирование в 1944 году ­участвовало в полном освобождении Ленинграда от блокады, затем воевало в Прибалтике, брало в плен группу армий «Курляндия». О летописи боевого пути — Мга, Тосно, Луга, Остров, Псков, Тарту, Рига, Тукумс — рассказывает информационный стенд на берегу Коркинского озера. Именно там, на небольшом возвышении, расположен и мемориальный знак, посвященный 67‑й армии. Рядом с ним — следы от штабных блиндажей, как живое прикосновение к истории.

В 1990‑х годах к этому мемориалу в памятные даты приезжало по четыре автобуса с ветеранами. Последняя большая встреча состоялась на 75‑летие Победы, — говорит Эмилия Мирошниченко. — Многие очень тепло вспоминают председателя совета ветеранов Павла Михайловича Германова, бывшего ­военврача, который всегда на этих встречах читал свои стихи… Увы, нынче фронтовиков осталось совсем мало, им уже далеко за девяносто, и в далекие поездки им не выбраться.

Теперь дело сохранения и увековечения памяти продолжили потомки ветеранов 67‑й армии и энтузиасты. Если бы не они, традиция ежегодных встреч на берегу Коркинского озера накануне Дня Победы и 10 октября, в день образования армии, была бы забыта. Спасибо и Колтушской администрации, и местной школе, где действует музей.

На нынешней встрече Эмилия Мирошниченко зачитала обращение потомков ветеранов — призыв увековечить память первого командующего 67‑й армией Михаила Духанова. Несмотря на то что его вклад в Ленинградскую победу очевиден, имя его ­несправедливо остается в тени, нигде не увековечено. Предложено: назвать в его честь одну из новых улиц в Колтушах.

#памятный знак #память #блокада Ленинграда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (7280) от 20.10.2022 под заголовком «Армия, рожденная блокадой».


Комментарии