«Академик» ушел в поход. Что будет с плавучим энергоблоком с Балтийского завода

Плавучий энергоблок (ПЭБ) «Академик Ломоносов», полностью готовый и переданный заказчику, отправился на Чукотку по Северному морскому пути. Торжества по этому поводу состоялись в Мурманске, где он проходил испытания. Однако у петербуржцев больше оснований чувствовать себя именинниками, ведь именно на Балтийском заводе впервые в мире был построен такой громадный плавающий завод, появление которого открыло новую страницу в отечественном атомном судостроении. Такую оценку не считает преувеличением и Алексей ВЛАДИМИРОВ, руководитель проекта 20870 ПЭБ. Он рассказал корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» Виктору ЮШКОВСКОМУ об особенностях этого единственного в своем роде объекта и о том, что его ожидает впереди.

«Академик» ушел в поход. Что будет с плавучим энергоблоком с Балтийского завода | ФОТО Льва ФЕДОСЕЕВА/ТАСС

ФОТО Льва ФЕДОСЕЕВА/ТАСС

- Строительство энергоблока несколько затянулось, сроки его ввода приходилось переносить. Почему так вышло, Алексей Анатольевич?

- Работа в этом направлении велась в рамках федеральной программы по развитию малой энергетики с конца прошлого века. Дело в том, что многие отдаленные регионы России, находящиеся в суровом климатическом поясе, не подключены к системе централизованного энергоснабжения, хотя там есть локальные генерирующие объекты разной мощности. Но эти территории, располагающие огромными запасами полезных ископаемых, требуют освоения. Да и в целом промышленное развитие без надежного энергопитания там немыслимо.

Остро нуждаются в нем и многие регионы Заполярья, которые северяне стали покидать в кризисные девяностые годы. Собственно, в то переломное время и появилась идея вырабатывать электричество на «северах» с помощью мобильных, перемещающихся по морю атомных энергоблоков. Научные изыскания показали, что это возможно, хотя никто такого не делал...

- Это дешевле, чем тянуть линии электропередачи на край земли?

- Вряд ли, даже принимая во внимание сложный рельеф и колоссальные расстояния в нашей стране. Однако, когда нужно быстрее реанимировать потенциально богатые, но отстающие в развитии регионы, фактор времени играет важнейшую роль. К тому же речь шла не только о создании действительно дорогостоящего головного ПЭБ - серийные объекты в сооружении и эксплуатации менее затратны, а себестоимость вырабатываемой ими энергии будет ниже.

За дело взялся Росатом: под его руководством создавалась концепция проекта 20870, велись инженерные изыскания, разрабатывалась конструкторская документация. Специалисты петербургского ЦМКБ «Айсберг», проектировавшие первый в мире плавучий энергоблок, тоже не подвели.

При воплощении проектных решений в железо, правда, следовали предложения по улучшению технических характеристик ПЭБ. Но все предусмотреть на пути, по которому никто прежде не шел, и невозможно. Стоимость объекта при этом выросла, хотя не намного, где-то на 15 - 20%.

- А как получилось, что к строительству его приступил вначале Северодвинск?

- Сам город и расположенный там завод «Севмаш» были заинтересованы обеспечивать свои потребности в электрической и тепловой энергии за счет такого энергоблока. Размещая в 2006 году заказ на реализацию проекта, концерн «Росэнергоатом», учитывал это, а также то, что завод обладал на ту пору необходимыми мощностями и построечными местами. Но вскоре выяснилось, что севмашевцы, загруженные гособоронкой, такой проект не потянут: он стал пробуксовывать.

Чтобы не сорвать сроки, года через полтора-два атомщики передали заказ петербуржцам. И вполне обоснованно: все атомоходы в нашей стране, за исключением первого атомного ледокола «Ленин», построил Балтийский завод, накопивший в этой сфере громадный опыт. Но и тут не обошлось без проблем: завод, управление которым находилось тогда в частных руках, в конце концов был обанкрочен, и проект 20870 оказался заморожен.

Спасло ситуацию вмешательство государства. Получив в конце 2012 года контракт на достройку ПЭБ, Объединенная судостроительная корпорация, куда вошел Балтзавод, стала наверстывать время. Пришлось переделать часть документации, чтобы учесть изменившиеся требования и законодательные нормы, закупать новое оборудование, модернизировать отдельные системы. Серьезных корректировок проект, впрочем, не претерпел, и основные поставщики остались прежними: реакторные установки КЛТ 40С обеспечили нижегородцы («ОКБМ Африкантов», входящее в «Атомэнергомаш»), главные паротурбинные агрегаты - калужане...

- Дальше все пошло как по маслу?

- Не скажу, что гладко, но ничего критического больше не происходило. В конце 2018 года были завершены швартовные испытания ПЭБ, осталось загрузить его ядерным топливом, запустить реакторные установки и провести их комплексные испытания. Осуществить это решено было в Мурманске на площадке Атомфлота...

- Посреди мегаполиса делать это не стали, так как экологи подняли шум?

- Вовсе нет. Специалисты высочайшей квалификации, отвечающие за проект, гарантировали безопасность. Просьба отправить энергоблок на Крайний Север без ядерного топлива на борту - объект все-таки «премьерный» - и завершить там работы исходила от скандинавских стран, и атомщики пошли им навстречу. Хотя в Мурманске, куда отправилась команда балтийцев, выполнить это было непросто: с точки зрения размещения персонала (при проведении испытаний на борту ПЭБ находились свыше полутора сотен человек), логистики (доставлять туда нужные грузы сложнее) и т. д.

Тем не менее предусмотренные регламентом работы завершились в положенный срок. Все системы и механизмы ПЭБ показали работоспособность, подтвердив свои спецификационные характеристики.

30 июня нынешнего года он был передан заказчику, Росэнергоатому, представители которого участвовали в испытаниях. Теперь энергоблок надлежит отбуксировать в Певек, где кроме него будут задействованы строящиеся в этом городе береговые и гидротехнические сооружения. Запустить в эксплуатацию всю плавучую атомную теплоэлектростанцию (ПАТЭС) требуется не позднее 31 декабря нынешнего года.

- Почему именно в Певек?

- Заказчик рассматривал в качестве альтернативы один из камчатских городов, но по ряду причин остановил выбор на Чукотке. Заменив выводимые из строя генерирующие мощности Чаун-Билибинского энергоузла (Чаунской угольной ТЭЦ и Билибинской атомной станции), «плавучая» атомная энергетика обеспечит условия для социально-экономического возрождения не только отдельных районов автономного округа, но и всего этого региона.

ПАТЭС, которая сможет вырабатывать до 70 мегаватт электрической и 50 гигакалорий тепловой энергии в час, обладает для этого избыточными мощностями: энергоблок изначально предназначался для Северодвинска. В Певеке ему достаточно будет работать вполсилы. Ожидается, однако, что в дальнейшем «Академик» подтолкнет к освоению имеющихся там крупных железорудных месторождений, и это скажется на развитии Севморпути...

- Когда он прибудет на место?

- К середине сентября, в благоприятную для плавания пору. Поведет его туда с экипажем ледокол, который выберет компания «Совфракт», специализирующаяся на буксировке. Толщина стальных бортов ПЭБ, достигающая в носовой части 40 мм, позволяет ему идти в ледяной каше. Объект строился на класс Российского морского регистра, но это не самоходное судно, а плавучий завод, причем внушительных размеров: длиной 140 метров и шириной 30 метров, водоизмещением 21,5 тыс. тонн.

Шеф-монтажная бригада, состоящая из балтийцев, обеспечит в Певеке жесткую швартовку ПЭБ к мол-причалу, который зимой оградит его от воздействия льда, раскрепление устройств связи с берегом, подсоединение к трубопроводам, кабелям, системам передачи энергоресурсов и др. Гарантийные обязательства петербуржцам предстоит выполнять на объекте до середины 2021 года, а специалисты концерна «Росатом» будут следить за самочувствием «первенца».

#плавучий энергоблок #Академик Ломоносов #судостроение #Балтийский завод

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (6510) от 26.08.2019 под заголовком ««Академик» ушел в поход».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 Августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 Августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 Августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 Августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 Августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 Июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 Июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 Июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 Июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.