«Академик» ушел в поход. Что будет с плавучим энергоблоком с Балтийского завода
Плавучий энергоблок (ПЭБ) «Академик Ломоносов», полностью готовый и переданный заказчику, отправился на Чукотку по Северному морскому пути. Торжества по этому поводу состоялись в Мурманске, где он проходил испытания. Однако у петербуржцев больше оснований чувствовать себя именинниками, ведь именно на Балтийском заводе впервые в мире был построен такой громадный плавающий завод, появление которого открыло новую страницу в отечественном атомном судостроении. Такую оценку не считает преувеличением и Алексей ВЛАДИМИРОВ, руководитель проекта 20870 ПЭБ. Он рассказал корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» Виктору ЮШКОВСКОМУ об особенностях этого единственного в своем роде объекта и о том, что его ожидает впереди.
ФОТО Льва ФЕДОСЕЕВА/ТАСС
- Строительство энергоблока несколько затянулось, сроки его ввода приходилось переносить. Почему так вышло, Алексей Анатольевич?
- Работа в этом направлении велась в рамках федеральной программы по развитию малой энергетики с конца прошлого века. Дело в том, что многие отдаленные регионы России, находящиеся в суровом климатическом поясе, не подключены к системе централизованного энергоснабжения, хотя там есть локальные генерирующие объекты разной мощности. Но эти территории, располагающие огромными запасами полезных ископаемых, требуют освоения. Да и в целом промышленное развитие без надежного энергопитания там немыслимо.
Остро нуждаются в нем и многие регионы Заполярья, которые северяне стали покидать в кризисные девяностые годы. Собственно, в то переломное время и появилась идея вырабатывать электричество на «северах» с помощью мобильных, перемещающихся по морю атомных энергоблоков. Научные изыскания показали, что это возможно, хотя никто такого не делал...
- Это дешевле, чем тянуть линии электропередачи на край земли?
- Вряд ли, даже принимая во внимание сложный рельеф и колоссальные расстояния в нашей стране. Однако, когда нужно быстрее реанимировать потенциально богатые, но отстающие в развитии регионы, фактор времени играет важнейшую роль. К тому же речь шла не только о создании действительно дорогостоящего головного ПЭБ - серийные объекты в сооружении и эксплуатации менее затратны, а себестоимость вырабатываемой ими энергии будет ниже.
За дело взялся Росатом: под его руководством создавалась концепция проекта 20870, велись инженерные изыскания, разрабатывалась конструкторская документация. Специалисты петербургского ЦМКБ «Айсберг», проектировавшие первый в мире плавучий энергоблок, тоже не подвели.
При воплощении проектных решений в железо, правда, следовали предложения по улучшению технических характеристик ПЭБ. Но все предусмотреть на пути, по которому никто прежде не шел, и невозможно. Стоимость объекта при этом выросла, хотя не намного, где-то на 15 - 20%.
- А как получилось, что к строительству его приступил вначале Северодвинск?
- Сам город и расположенный там завод «Севмаш» были заинтересованы обеспечивать свои потребности в электрической и тепловой энергии за счет такого энергоблока. Размещая в 2006 году заказ на реализацию проекта, концерн «Росэнергоатом», учитывал это, а также то, что завод обладал на ту пору необходимыми мощностями и построечными местами. Но вскоре выяснилось, что севмашевцы, загруженные гособоронкой, такой проект не потянут: он стал пробуксовывать.
Чтобы не сорвать сроки, года через полтора-два атомщики передали заказ петербуржцам. И вполне обоснованно: все атомоходы в нашей стране, за исключением первого атомного ледокола «Ленин», построил Балтийский завод, накопивший в этой сфере громадный опыт. Но и тут не обошлось без проблем: завод, управление которым находилось тогда в частных руках, в конце концов был обанкрочен, и проект 20870 оказался заморожен.
Спасло ситуацию вмешательство государства. Получив в конце 2012 года контракт на достройку ПЭБ, Объединенная судостроительная корпорация, куда вошел Балтзавод, стала наверстывать время. Пришлось переделать часть документации, чтобы учесть изменившиеся требования и законодательные нормы, закупать новое оборудование, модернизировать отдельные системы. Серьезных корректировок проект, впрочем, не претерпел, и основные поставщики остались прежними: реакторные установки КЛТ 40С обеспечили нижегородцы («ОКБМ Африкантов», входящее в «Атомэнергомаш»), главные паротурбинные агрегаты - калужане...
- Дальше все пошло как по маслу?
- Не скажу, что гладко, но ничего критического больше не происходило. В конце 2018 года были завершены швартовные испытания ПЭБ, осталось загрузить его ядерным топливом, запустить реакторные установки и провести их комплексные испытания. Осуществить это решено было в Мурманске на площадке Атомфлота...
- Посреди мегаполиса делать это не стали, так как экологи подняли шум?
- Вовсе нет. Специалисты высочайшей квалификации, отвечающие за проект, гарантировали безопасность. Просьба отправить энергоблок на Крайний Север без ядерного топлива на борту - объект все-таки «премьерный» - и завершить там работы исходила от скандинавских стран, и атомщики пошли им навстречу. Хотя в Мурманске, куда отправилась команда балтийцев, выполнить это было непросто: с точки зрения размещения персонала (при проведении испытаний на борту ПЭБ находились свыше полутора сотен человек), логистики (доставлять туда нужные грузы сложнее) и т. д.
Тем не менее предусмотренные регламентом работы завершились в положенный срок. Все системы и механизмы ПЭБ показали работоспособность, подтвердив свои спецификационные характеристики.
30 июня нынешнего года он был передан заказчику, Росэнергоатому, представители которого участвовали в испытаниях. Теперь энергоблок надлежит отбуксировать в Певек, где кроме него будут задействованы строящиеся в этом городе береговые и гидротехнические сооружения. Запустить в эксплуатацию всю плавучую атомную теплоэлектростанцию (ПАТЭС) требуется не позднее 31 декабря нынешнего года.
- Почему именно в Певек?
- Заказчик рассматривал в качестве альтернативы один из камчатских городов, но по ряду причин остановил выбор на Чукотке. Заменив выводимые из строя генерирующие мощности Чаун-Билибинского энергоузла (Чаунской угольной ТЭЦ и Билибинской атомной станции), «плавучая» атомная энергетика обеспечит условия для социально-экономического возрождения не только отдельных районов автономного округа, но и всего этого региона.
ПАТЭС, которая сможет вырабатывать до 70 мегаватт электрической и 50 гигакалорий тепловой энергии в час, обладает для этого избыточными мощностями: энергоблок изначально предназначался для Северодвинска. В Певеке ему достаточно будет работать вполсилы. Ожидается, однако, что в дальнейшем «Академик» подтолкнет к освоению имеющихся там крупных железорудных месторождений, и это скажется на развитии Севморпути...
- Когда он прибудет на место?
- К середине сентября, в благоприятную для плавания пору. Поведет его туда с экипажем ледокол, который выберет компания «Совфракт», специализирующаяся на буксировке. Толщина стальных бортов ПЭБ, достигающая в носовой части 40 мм, позволяет ему идти в ледяной каше. Объект строился на класс Российского морского регистра, но это не самоходное судно, а плавучий завод, причем внушительных размеров: длиной 140 метров и шириной 30 метров, водоизмещением 21,5 тыс. тонн.
Шеф-монтажная бригада, состоящая из балтийцев, обеспечит в Певеке жесткую швартовку ПЭБ к мол-причалу, который зимой оградит его от воздействия льда, раскрепление устройств связи с берегом, подсоединение к трубопроводам, кабелям, системам передачи энергоресурсов и др. Гарантийные обязательства петербуржцам предстоит выполнять на объекте до середины 2021 года, а специалисты концерна «Росатом» будут следить за самочувствием «первенца».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (6510) от 26.08.2019 под заголовком ««Академик» ушел в поход».
Комментарии