А табачок врозь! На рынке никотина нелегалы чувствуют себя вполне уверенно

Потери государства от нелегального оборота сигарет в 2022 году могут составить 113 млрд рублей. Такие данные были озвучены на «круглом столе» «Нелегальный оборот табачной продукции и его влияние на экономику России и Северо-Западного федерального округа», организованном при поддержке информационного портала «Стоп нелегальный табак». Проблема, что называется, вопиет: если в 2015 году доля «черного рынка» табака в среднем по России составляла всего 1,1%, то сегодня, по данным Национального научного центра компетенций (ННЦК), уже 12,1%, а это 1,3 млрд пачек контрафакта и контрабанды.

А табачок врозь! На рынке никотина нелегалы чувствуют себя вполне уверенно | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Голосуем рублем

Как заявил первый заместитель генерального директора ННЦК Байсолт Хамзатов, в СЗФО положение хуже общероссийского — там нелегальный табак составляет 14,4%. Печальное лидерство (даже в масштабах всей страны) держит Новгородская область — 43,6%. Петербург и Ленинградская область тоже не отличники — там, соответственно, 18,8 и 18,9%.

Больше половины незаконной табачной продукции поставляют нам страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), причем 92% ее приходится на Белоруссию. Из них 61,2% имеют белорусскую акцизную марку (читай — наш курильщик профинансировал братское государство), а 30,8% никакой акцизной марки не имеют (здесь он помог уже только табачной мафии братской республики). В последнем случае используется схема лжеэкспорта — товар ввозится в Россию как транзитный, но здесь перегружается и продается. А в стране-«получателе» оформляются липовые таможенные документы.

Бизнес сверхвыгодный: минимальная цена пачки сигарет в России — 112 рублей, в Белоруссии (в переводе на наши деньги) — 30. Даже с учетом всех накладных расходов (транспортировка, взятки таможенникам, организация дилерской сети и т. д.) перевезенный через границу товар оказывается в разы дешевле отечественного. Потребитель, как известно, голосует рублем (ему‑то все равно, откуда табачок), а ушлые предприниматели набивают карманы.

Столь сильное различие в цене табачной продукции (которая, кстати, может производиться на тех же российских заводах, но оформляться как ввезенная из‑за ­границы) объясняется существенной разницей в размере акциза, взимаемого в разных странах. Проблема эта тоже не нова и многократно обсуждалась, в том числе и на международном уровне. 29 декабря 2019 года странами — членами ЕАЭС подписано «Соглашение о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию». Этот документ предусматривает введение к 2024 году единой ставки акциза в размере 35 евро за 1000 сигарет с возможностью отклоняться не более чем на 20% в меньшую или большую сторону. Что касается остальных видов никотиносодержащей продукции (а их немало), то по ним конкретики нет: дескать, будем договариваться, ­действовать по обстановке.

Сложность реализации этого соглашения очевидна. Трудно представить, что та же Белоруссия, к примеру, добровольно откажется от немалой (и без всякого труда получаемой) прибыли. Дружба дружбой, а табачок врозь! Между тем реально действующего международного механизма принуждения и контроля нет и не предвидится.

Поделиться акцизами

Последствия нелегальной табачной экспансии печальны:

выпадающие доходы федерального бюджета (те самые 113 миллиардов) за счет недополученных акцизов и НДС;

выпадающие доходы региональных и местных бюджетов за счет недополученных налогов на прибыль и от физических лиц (НДФЛ);

генерация теневых доходов;

недобросовестная конкуренция;

риск безопасности для потребителей (продукция‑то миновала все системы контроля!);

беспрепятственный доступ несовершеннолетних к табачной продукции (для нелегальных продавцов, само собой, никаких запретов нет).

Мало этого? Думается, достаточно, чтобы наша власть, что называется, схватилась за голову. Сказать, что она ничего не делает, было бы неправдой. Но если количество нелегального продукта за семь лет выросло больше чем в десять раз, значит, либо власть делает мало, либо что‑то не совсем так.

Как откровенно заявил заместитель директора департамента ­системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Владислав Заславский, нелегальному обороту сильно «помог» введенный в 2020 году и действующий до сих пор «коронавирусный» мораторий на внеплановые проверки малого и среднего бизнеса. В первом полугодии нынешнего года в СЗФО табачную продукцию внепланово проверили всего 2777 раз — в 2,5 раза меньше, чем за аналогичный период 2021‑го. Контрольных закупок — лишь 335 (минус 44%). Но даже это позволило получить рекордный «урожай»: зарегистрировано на 26% больше организаций розничной торговли и на 24% — отдельных точек продаж, торговавших «черным табаком», из них 17 — нелегальных. Изъято почти 4 миллиона пачек сигарет (в пять раз больше, чем в прошлом году), в том числе в Петербурге более миллиона и в Ленинградской области — 1,8 миллиона (превышение, соответственно, в 25 и 200 раз). А что было бы без моратория?!

Для сравнения: в Новгородской области (напомним — лидер «антирейтинга»), где, воспользовавшись правом обходиться без обязательных проверок, не провели их ни одной, за это же время обнаружили только одну точку с запретным товаром и изъяли лишь 18 тысяч пачек.

Одна из главных причин пассивности региональных властей — отсутствие материального стимула. Все доходы от табачных акцизов (а их ни много ни мало 700 миллиардов рублей в год) уходят в федеральный бюджет. Таким образом, повышение конкурентоспособности легального рынка регионам «по барабану». На сентябрьском заседании Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции Минпромторг совместно со Счетной палатой выступили с инициативой перераспределения акцизов. Предлагается 10 – 15% от них оставлять в регионах. При этом наделить субъекты РФ полномочиями по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в рамках КоАП.

В отношении алкоголя, напомним, действует гораздо более радикальная мера — в соответствии с законом № 62‑ФЗ с 2020 года все доходы от акцизов на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию остаются в региональных бюджетах. Неудивительно, что безакцизный алкоголь без труда вы найдете вряд ли.

«Электроника» без гарантии

Актуальный вопрос: а как наказываются уличенные в нелегальной торговле табаком? На этот счет есть статья 171.1 УК РФ, предусматривающая наказание за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных табачных изделий. Как показывает статистика Верховного суда, каждый год количество приговоров по ней возрастает на 20%. Но практически все они — штрафы в размере около 40 тысяч рублей. Для тех, кто получает многомиллионные прибыли, это, разумеется, «слону дробина».

Напомним, обязательная цифровая маркировка сигарет и папирос в системе мониторинга и отслеживания «Честный знак» введена с 1 марта 2019 года, а оборот немаркированной продукции запрещен с 1 июля 2020 года. Но, судя по всему, бороться с нелегалами это помогло несильно.

Впрочем, табаком дело не ограничивается. Есть ведь еще и целая индустрия электронных сигарет с жидкостями для них. Это тоже подакцизный товар. И у него также есть «черный сегмент» рынка. Процент его не определен, и классификация изделий затруднена. В июле нынешнего года в Москве полиция изъяла 150 тысяч таких «игрушек» и оформила их… как бытовую технику.

Между тем подобную продукцию без всякого труда можно найти в Интернете (как, кстати, и валом идущие из ближнего и дальнего зарубежья столь любимые нашей молодежью никотиносодержащие «конфетки», количество которых не поддается никакому учету). Потенциальному покупателю задают формальный вопрос: «Достигли ли вы возраста 18 лет?». Разумеется, он отвечает утвердительно, даже если ему только стукнуло 12.

И, оказывается, продавцы при этом даже ничем не рискуют: как признал замначальника отдела надзора за продукцией в обороте питерского управления ­Роспотребнадзора Игорь Ивуленок, фактов привлечения к ответственности за дистанционную торговлю нет ни одного. Ибо юридический механизм, позволяющий это сделать, попросту отсутствует. Остается только проводить профилактическую работу. То есть убеждать людей, что покупать непроверенный товар, да еще неизвестно у кого, может быть просто опасно для здоровья.

Что ж, в июне этого года в подмосковных Химках электронная сигарета взорвалась во рту у школьника. Поговорили — и забыли. Вывод не сделали ни продавцы, ни покупатели. Для первых — деньги не пахнут. Для вторых — хоть, может быть, и опасный, но доступный кайф. А государство с июля в очередной раз увеличило ставку акциза. На радость нелегалам.

#курение #никотин #сигареты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (7298) от 16.11.2022 под заголовком «А табачок врозь!».


Комментарии