100 лет назад в России было создано первое Бюро товарных экспертиз
100 лет назад в России было создано первое Бюро товарных экспертиз, положившее начало формированию независимой экспертной системы отечественных товаров и услуг. Причем появилась эта организация при Северо-Западной торговой палате, преобразованной позже в Ленинградскую областную торгово-промышленную палату (ЛОТПП). Ныне ее представители проводят в год около 24 тысяч экспертиз по более чем 50 видам деятельности. В последнее время, отмечают они, растет спрос на определение рыночной стоимости изделий, выявление поддельной продукции и признаков преднамеренного банкротства, а также на сопровождение таможенных операций, судебную и претензионную экспертизы.
ФОТО Pixabay
Северо-Западная областная торговая палата, первая в России организация такого рода, не случайно была создана в ноябре 1921 года именно в Петрограде. Город на Неве и тогда был крупнейшим торгово-промышленным центром нашей страны, где действовал единственный в ту пору на Балтике морской порт, говорит Игорь Муравьев, исполнительный директор ЛОТПП.
Эта торговая палата помогала налаживать экономические связи с балтийскими странами, изучала динамику цен и условия для экспорта советских товаров. Ее сотрудники оценивали состояние зарубежных рынков, оказывали органам предприятиям экспертные услуги. Их вклад в формирование и развитие российской экспертной системы, словом, трудно переоценить.
Конечно, занимаются этим теперь не только они, но и многие другие организации. Емкость рынка промышленной экспертизы, по оценкам специалистов, составляет сегодня в России около 45 млрд рублей (в регионах она тоже очень весомая), и работают там более 3 тысяч компаний.
Что же тогда отличает специалистов Торгово-промышленной палаты? Прежде всего то, что они представляют негосударственную и независимую структуру. Да еще с безупречной репутацией и 100‑летним опытом работы в этой сфере, полагает Ирина Панченко, старший вице-президент — исполнительный директор ЛОТПП.
«С другой стороны, приходится соответствовать ожиданиям, — добавляет она. — Как ни крути, проигранных судебных дел, где используются материалы наших обследований, практически нет. Через каждые три года наши эксперты проходят курсы повышения квалификации и переаттестацию. Держать себя в форме заставляют и жесткие требования системы менеджмента качества, которые действуют в палате не один год».
А видов независимой экспертизы, которая нужна как власти (при оценке закупочных процедур, например), так и бизнесу, действительно немало. Это защита интеллектуальной собственности и оценка выполнения контрактных обязательств. Проверка качества и комплектности поставляемых на рынок товаров, выдача сертификатов происхождения импортной продукции, признание форс-мажорных обстоятельств (факторов непреодолимой силы) и т. д.
Некоторые направления этой экспертной работы в современных условиях становятся особенно востребованными…
Российский рынок из‑за нарастающего санкционного давления стабильным назвать трудно, а это отражается на ценообразовании. После заключения контракта стоимость материалов или услуг нередко возрастает. И участники сделки начинают думать уже не о прибыли, а о том, как выполнить свои обязательства не в убыток себе, поясняют специалисты. Обоснованием законного расторжения такой сделки тоже занимаются представители ЛОТПП.
Когда получил развитие так называемый параллельный импорт, от них потребовалось умение распознавать фальсификат, то есть подделку под оригинал. Экспертиза качества продукции, которую они тоже проводят, нередко важна для выявления причины образования дефектов. А ведь еще есть налоговая, страховая, финансово-экономическая, таможенная, патентная экспертизы, перечисляет Екатерина Асиновская, директор одного из департаментов ЛОТПП.
Отраслевой срез этой работы тоже довольно показательный. Ее коллеги выдают свои профессиональные заключения, разбирая ситуации в строительном блоке и транспортно-логистической отрасли, на предприятиях пищевой индустрии и химической промышленности. Случается, они оценивают также качество оборудования, поставляемого в рамках импортозамещения.
Для таможенных органов искусствоведы палаты с большим стажем проводят экспертизу культурных ценностей. Например, соответствие приобретенных за рубежом на аукционе и ввозимых в Россию предметов искусства (картин, ваз, настольных статуэток и т. д.).
Хотя вместе с ними едва ли не по всем этим направлениям работы трудятся специалисты АНО «Союзэкспертиза», учрежденной ТПП РФ. Точнее, ее дочерней структуры «СОЭКС-Нева». Причем не только в Ленобласти, но и в других регионах страны — от Калининграда до Владивостока, рассказал Владислав Москвин, начальник отдела инспекционного контроля и технических экспертиз этой организации.
Так, в порт «Усть-Луга» (Кингисеппский район Ленобласти) пришло судно с углем на борту, которое добыли горняки Кузбасса. Портовики убедились, что за время пути масса «черного золота» несколько выросла, и обратились к экспертам, чтобы выяснить причину. Лабораторное исследование показало, что произошло это из‑за повышенной влажности, после чего портовые работники смогли оформить поступивший туда груз. И таких примеров — огромное множество.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 79 (7408) от 03.05.2023 под заголовком «Форс-мажор для бизнеса».
Комментарии