Агрономы средней полосы России предупреждают, что урожай яблок в этом году не порадует

«Яблок нынче не будет, — сокрушаются агрономы средней полосы России. — Заморозки в начале мая погубили почти все». Среди «почти всего» не только яблони, но и сливы, вишни и другие культуры, цветение которых совпало с природным катаклизмом. Он прежде всего затронул, уточняют в Ягодном союзе России, южную часть средней полосы — Тамбовскую, Пензенскую, Белгородскую области и юг Воронежской, а также Татарстан и Башкирию.

  Агрономы средней полосы России предупреждают, что урожай яблок в этом году не порадует  | Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

Мерило плодовой стабильности

Впрочем, прогнозы по клубнике и малине у специалистов Ягодного союза уже сейчас довольно оптимистичные. Бывало и раньше, что растения, потеряв первые цветы после заморозков, восстанавливались, накапливали силы и давали больше ягод в последующие волны урожая, компенсируя потери раннего сбора.

С яблоками все посложнее будет… Сейчас идет оценка повреждений и возможностей восстановления растений. Окончательные выводы специалисты сделают позже, ведь на размер потерь в каж­дом конкретном хозяйстве влия­ют особенности микроклимата в отдельных садах: где‑то температура минус 4 — минус 6 градусов держалась несколько ночей, а где‑то опускалась до минус 2 всего на пару часов.

Также важную роль играют особенности технологий выращивания и, конечно, квалификация самих плодоводов. Отчаяние некоторых — «Яблок не будет» — скорее всего, не более чем словесная перестраховка.

Тем не менее акцент именно на яблони и яблоки не случаен. Они — своего рода мерило стабильности промышленного садоводства, довольно молодой отрасли отечественного АПК. Всего за какие‑то последние пять-шесть лет именно яблоки «вытащили» страну из плодовой импортозависимости.

После введения в 2014 году Россией продовольственных санкций против недружественных стран операторы рынка смогли достаточно оперативно пере­ориентировать импортные потоки многих видов сельхозпродукции, в том числе и яблок. Тогда увеличились поставки из стран Латинской Америки. Поднапрягся мировой лидер яблочного производства — Китай.

Одновременно Россия начала подъем своей отрасли промышленного садоводства. В прошлое уходили сады экстенсивного типа. Во многих регионах страны приступили к закладке современных интенсивных садов. Разница в их показателях ощутима: если экстенсивный дает среднюю урожайность 25 тонн с гектара при рентабельности всего 105 %, то интенсивный поднимает урожайность до 50 тонн, а рентабельность до 380 %. И это далеко не предел: в Китае с каждого яблоневого гектара получают по 100 тонн плодов. Правда, это уже не просто интенсивные, а настоящие суперинтенсивные сады.

Тогда же наши экономисты сделали расчет: чтобы уйти от импортной зависимости, нужно, поддерживая по возможности товароспособность тех садов, которые есть в наличии, каждый год закладывать по 12 – 14 тысяч гектаров новых насаждений. Причем 30 – 40 % должно приходиться на суперинтенсивные сады.

И вот что мы имеем сегодня. По данным Национального плодо­овощного союза, площади плодово-ягодных насаждений расширились до 455 тысяч гектаров, увеличившись втрое от «стартового» 2014 года. В прошлом году хозяйства всех категорий, включая личные подсобные, дали 2,9 миллиона тонн яблок. Из них 1,8 миллиона тонн — промышленные сады, на 62 % (!) больше, чем всего пять лет назад. Дело в том, что в эту пятилетку в активное плодоношение вступили самые первые интенсивные и суперинтенсивные сады.

Самый главный показатель: самообеспеченность России яблоками в прошлом году приблизилась к 80 %.

Хотя статистика и демонстрирует снижение яблочного импорта (в 2023‑м, например, ввезли 450 тысяч тонн — почти на 30 % меньше, чем в 2022‑м), но и он никуда не денется. Импорт гарантирует не только круглогодичные поставки яблок, но и их сортовое разнообразие. А также делает доступнее стоимость продукции. Импортные яблоки зачастую дешевле отечественных. Основные поставщики — Молдавия, Иран, Азербайджан, Сербия, Турция, Казахстан, Белоруссия и Китай.

На одном подвое

…Из-за яблок ссорились древнегреческие боги. Символом знаний считали их персы. Причиной Троянской войны стало «яблоко раздора». Да и на голову Ньютону упал именно этот коварный плод.

Когда в средневековой Европе появлялся очередной заморский «фрукт», его первым делом сравнивали с яблоком. Помидор, например, удостоился чести прозываться «золотым яблоком», а картошка — «чертовым яблоком».

Яблоко поучаствовало в человеческой истории так неожиданно, что порой мы этого даже не подозреваем. Если бы не яблоки, не появилась бы, к примеру, губная помада. Небезызвестный кардинал Ришелье, говорят, очень любил запах спелых яблок и однажды попросил аптекаря приготовить из них мазь для губ. И само слово «помада» происходит от французского pomme — «яблоко».

Наши российские предки вообще наделили яблоки магической силой. В тот же Яблочный Спас, допустим, надо съесть хотя бы одно яблочко с медом — к здоровью на целый год. Непременно встретить нищего, чтобы угостить его плодами нового урожая — к собственному материальному благополучию. На яблоке ворожили-привораживали.

История яблок, утверждают ученые-биологи, началась с дикой яблони (Pyrus malus — латинское ее название). Родом она из Средней Азии — Южного Казахстана, Киргизии, Таджикистана и китайской провинции Синдзянь. Вот от этой дикой яблони произошли все сорта яблонь, культивируемых сегодня, — она служила подвоем, на который прививались новые виды.

Сегодня яблоневые сады на Земле занимают 5 миллионов гектаров — гораздо больше всех других плодовых культур. При этом ближе к северу каждые девять из десяти плодоносящих деревьев — яблони.

Конечно, нынешние интенсивные и суперинтенсивные сады не дадут тех плодов, которые радовали нас прежде. Ведь плодоносят они так называемыми индустриальными сортами — скороспелыми, устойчивыми к болезням и вредителям, способными переносить длительную транспортировку и хранение почти до нового урожая. Но лишенными тех дурманящих ароматов и вкусов, которые есть у яблок, не прошедших «индустриализацию». Впрочем, это касается не только их.

А вот перечень самых распрост­раненных «индустриальных» сор­тов, которые можно встретить на торговых выкладках в Петербурге. «Ред делишес» — классический сорт, плод в форме сердца трудно спутать с другими. «Гольден делишес» отличается бело­снежной мякотью. «Гала» — спокойно хранится в домашнем холодильнике до самой весны. «Фуджи» — этот зимний сорт может пролежать и до лета. И еще: «рихард», «старкинг», «джонагольд», «пин леди»… Легендарную антоновку мы тут вряд ли найдем.

Сок и то, что покрепче

Как народный сорт антоновка была известна еще в XVIII веке. Со временем она перестала быть отдельным сортом — появились разновидности: антоновка апортовая, ароматическая, белая, желтая, крупная, репчатая, стаканчатая, степная… Мичурин в 1929 году писал: «У нас в садах насчитывают до 26 разновидностей антоновки».

В Госреестр селекционных достижений антоновка попала в 1947 году и рекомендована к возделыванию в десятках регионов России. Этот же сорт используют для своих селекционных изысканий ученые многих стран мира. Так что утверждать, что садоводы отказались от работы с традиционными, не «индустриальными» сортами, нельзя.

Вся яблочная валовка, от которой обычно отказывается розница, отправляется на переработку — на соки, джемы, яблочное пюре (в том числе на детское питание), яблочные чипсы, пектин, сидр, уксус.

Большая часть идет на производство соков прямого отжима. «Жмут» их с помощью тепловой обработки — пастеризации или стерилизации. Срок хранения такого продукта непродолжительный — от 20 дней до трех месяцев. Условия хранения жесткие. Стоимость достаточно высокая.

Когда‑то это были соки исключительно импортного производства. Но вот уже лет пятнадцать их производит отечественный агрохолдинг, прописанный в Волгоградской области и имеющий тысячи гектаров плодовых насаждений — и у себя, и в соседней Ростовской области. Есть еще производство в Саратовской области — одно из немногих в России, где делают соковые концентраты.

Технология их производства не такая уж сложная: из сока прямого отжима при пониженном давлении в вакууме выпаривают жидкость, получается густой сироп — концентрат. Этот продукт удобно хранить и транспортировать на очень дальние расстояния. И потом на его основе делать восстановленные яблочные соки. Кстати, концентрат из яблок — это не придумка наших современников. Его умели получать еще древние римляне.

Ну а для тех, кто любит напитки чуть покрепче яблочного сока, есть сидр. В России его ежегодно производят 5 – 6 млн декалит­ров (1 декалитр = 10 литров). Рассказывают, будто бы король франков Карл Великий присел однажды на мешок перезревших яблок, раздавил их — и получился сидр. Конечно, это байка. Хотя то, что история появления напитка тесно связана со Средними веками и Францией, — чистая правда.

…Конечно, майская морозная аномалия на урожае плодовых культур отразится. Но без яблок она нас точно не оставит.

ваш выбор

• Зеленые яблоки предпочтительны для людей, следящих за своим весом, и для аллергиков. В них больше кислот и меньше сахара, чем в красных плодах, поэтому калорийность у них ниже. В зеленых яблоках содержится больше витамина С, а пигменты, которые делают яблоки зелеными, менее аллергенны.
• Красные яблоки слаще и калорийнее. Железа в них, как правило, больше, чем в зеленых яблоках. Их рекомендуют при сердечно-сосудистых заболеваниях и для их профилактики, а также при болезнях почек и печени.
• Желтые яблоки по составу ближе к зеленым, однако бета-каротина в них больше, как и пектинов, которые снижают уровень холестерина в крови и помогают при диарее.
• Установлено, что потребление яблок и яблочного сока наряду со сбалансированной диетой способствует защите мозга пожилых людей от воздействия окислительных процессов. Кроме того, 2 – 3 чашки яблочного сока или 2 – 4 яблока в день стимулируют мыслительную деятельность и являются хорошей профилактикой болезни Альцгеймера.
• При покупке яблок товароведы советуют акцентировать внимание на том, нет ли на плодах морщин, пятен и других дефектов. Особое внимание к потемнению плода в области плодоножки и нижней части. Если оно есть, то внутри яблока уже поселилась порча.
• Если кожица яблока липкая, то, возможно, фрукт был обработан консервирующими препаратами (дифенил, воск, йодные растворы). В таком случае плоды надо не просто вымыть, а очень тщательно промыть или просто срезать кожуру.
• Бывает и естественное «воскование» яблок. Но на отечественных плодах, не проходивших специальную обработку для длительного хранения, оно проявляется лишь со временем (примерно через два-три месяца после сбора урожая).

Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в апреле повысились на 0,8 %. С начала года — на 2,7 %.

Плодоовощная продукция подешевела в среднем на 0,8 %. В частности, огурцы свежие — на 7,9 %, лук репчатый — на 7,5, апельсины — на 2,4, бананы — на 1,5, помидоры — на 1,3. При этом свекла подорожала на 19,9 %, морковь — на 7,9, яблоки — на 3,3, виноград — на 2,5 %.

Рост цен отмечался на рыбу лососевых пород — на 4,9%, хлебобулочные изделия из пшеничной муки — на 4,8, крупу гречневую — на 4,2, водку — на 4,0, чай черный байховый — на 3,4, пельмени, хлеб ржаной, ржано-пшеничный — на 3,3 %. Снижение цен отмечалось на вермишель — 3,7 %, кетчуп — 3,6, колбасу вареную — 1,8, мороженое сливочное — 1,6 %.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах апреля составила 7058 рублей 44 копейки в расчете на месяц, что на 103 рубля больше, чем в марте.

Из непродовольственных товаров ювелирные изделия из золота подорожали на 7,7 %, обувь домашняя — на 4,8, электроутюги — на 3,2, пылесосы — на 3,1, печатные издания — на 2,5, парфюмерно-косметические товары — на 2,2, чулочно-носочные изделия, новые отечественные легковые автомобили — на 1,3 %. При этом свежесрезанные цветы подешевели на 4,1 %, бумажно-беловые товары — на 1,6 %.

Абонентская плата за пакет услуг сотовой связи стала выше на 8,6 %, экскурсионные услуги подорожали на 3,8%, проживание в гостиницах — на 3,4, ветеринарные услуги — на 2,5, медицинские — на 1,6 %. При этом стоимость авиаперелетов стала ниже на 8,3 %, услуг в сфере зарубежного туризма — на 5,9 %.

#яблоки #урожай #агрономы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (7665) от 20.05.2024 под заголовком ««Индустриальный» фрукт».


Комментарии