Жизнь и приключения Петра Алексеича
«Петр Великий стоит перед апостолом Петром и требует пропустить его в рай...» Уже хорошо. Это первая строка из «краткого содержания» спектакля, который показали в ДК «Выборгский» школьники из Гамбурга и Петербурга. Он был единственным «школьным» мероприятием на праздновании 50-летия побратимских отношении двух городов.
ФОТО Владислава СУРИКОВА
В зале — ученики петербургских школ, представители генконсульства ФРГ и Гамбургского клуба в Петербурге, гости из города-побратима. На сцене — Петр Великий, ростом невеликий и вообще барышня. Для тех, кто не понимает одного из языков (на русском изъясняются немецкие школьники, на немецком — наши) — «краткое содержание» растолковывает: Петр Алексеич (в исполнении немецкой школьницы) за годы пребывания в могиле начисто забыл немецкий и потому не может складно объяснить апостолу, почему достоин пропуска в рай.
И все же объясняет — «прокручивая» перед святым привратником свою жизнь: Алексашка Меншиков; первая жена Евдокия; вторая, Катерина; войны с Турцией и Швецией; путешествие с «Великим посольством»; брадобрейство. Все «сцены в России» играют немецкие школьники на русском, все заграничные события изображают петербургские школьники на немецком. Русскоязычная публика хохочет, когда Петр (на этот раз — мужеского полу и высокий; вообще Петров сменилось едва ли не пять) с немецким акцентом восклицает: «За Россию! За вас, русские люди!» — и «русский народ» в исполнении представителей немецкого народа голосит ответные приветствия. Немецкоязычная публика умиляется при сценах, где россияне изображают из себя немцев.
Веселья добавляет то, что этот спектакль-ревю снабжен плясками под Верку Сердючку (коленца выделывают немецкие школьники), матросским «Яблочком», румбой и перлами вроде «Я хочу выйти к Черному морю!» — «Но, царь, там же турки!» — «А ну и что!».
Спектакль «Петр I. Воспоминания и мечты» — уже пятый совместный проект петербургской школы № 72 (с углубленным немецким) и гамбургской гимназии Хайдберг (с русским как вторым иностранным). Они вечно что-то выдумывают: в предыдущем спектакле, помнится, сделали Белоснежку малолетней преступницей, которая едва не отправила мачеху на тот свет, за что подверглась суровому наказанию в виде общественно-полезного труда. В общем, не соскучишься.
Как правило, спектакли в школах разрабатывают отдельно друг от друга, списываясь по электронной почте; затем зимой встречаются в Гамбурге (школьные обмены — привычное дело) и сводят произведения в единое целое, играют спектакль перед гамбургской публикой — а спустя несколько месяцев уже немецкие гимназисты приезжают в Петербург и выступают перед петербуржцами. Все под руководством педагогов — Нины Хрулевой, Полины Зиминой, Урсулы Вегехенкель и Эльке Хертель; с моральной поддержкой директоров школ — Инны Стрешинской и Йоахима Хауптфогеля; с материальной поддержкой благотворительного учреждения им. Роберта Боша, сената Гамбурга и бизнесменов обеих стран.
В побратиме Гамбурге спектакль уже видели — и приняли на ура. Сейчас на ура принимали в Петербурге.
«Апостол Петр, просмотрев жизнь Петра, решает, что полезных дел было больше, и он заслужил пропуск на небо. Ворота в рай для Петра открыты...» — подытоживает «краткое содержание». К тому моменту уже испытываешь какую- то щенячью радость, перестаешь отличать, где немецкие школьники, а где наши — и только одно продолжает терзать: неужели апостол Петр по-русски — ни бум-бум?
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 189 (3980) от 9 октября 2007 года.
Комментарии